Исследование грамматического строя речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование способности словоизменения

Изменение по падежам. Инструкция: «У меня в руках МЯЧ. Это ...» Ответ ребенка: «Мяч». «У меня нет ... (мяча). Я протягиваю руку к ... (мячу). Я бросаю ... (мяч). Я играю с ... (мячом)».

Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Инструкция: «Посмотри на картинку, это шар. Я убираю картинку, нет чего?» Ответ ребенка: «Шара». «А на этой картинке много ... (шаров)». Таким же образом проверяется способность ребенка образовывать формы родительного падежа следующих слов: мяч — ..., книга — ..., дом — ..., окно — ..., дерево — ... .

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот. Слова для предъявления: стол — ..., топоры — ..., коза — ..., картина — ..., птицы — ..., рука — ..., розы — ..., уши — ... .

Употребление предлогов в речи. Можно использовать предметные картинки с изображениями двух предметов, по-разному расположенных, например, собака в будке, собака перед будкой, собака за будкой, собака на будке и других.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными, например, два яблока; пять яблок, два дерева, пять деревьев, два пера, пять перьев, две вишни, пять вишен.

Исследование способности словообразования

Образование существительных с уменьшительной формой имени существительного. Слова для предъявления:

кукла — куколка мяч — мячик      окно — окошечко

лампа — ...         дом — ...                        кольцо — ...

голова — ...      птица — ...                         ведро — ...

рука — ...          ухо — ...                             лоб — ...

гнездо — ...      зерно — ...                            перо — ...



32


3-133


33





Образование имени прилагательного от имени существительного (подготовительная группа).

Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?»
Ответ ребенка: «Деревянная». Слова для предъявления:
Сумка из кожи - кожаная             Шуба из меха лисы — ...

Стакан из стекла - ...                    Шапка из меха - ...

Лопата из железа - ...                   Ваза из хрусталя - ...

Платье из шелка - ...                    Шарф из шерсти - ...

Образование глаголов движения. Слова для предъявления: бежал — убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.   


СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
Анкетные данные          г

Фамилия, имя ребенка _____________________________

Дата рождения (число, месяц, год)____________________

Дата обследования (число, месяц, год)_________________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах

и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_____________________

Домашний адрес, телефон___________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи 

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии    













Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет          

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет          

Другие члены семьи, живущие в данной семье__________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе_____________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во
фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования_______________________________________

Наследственные заболевания________________________

2 '                                                             35




Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период

родов ___________________ __________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери___________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные          

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-

ля ция___________________________________ ___________

Крик: был, нет____________________________________

Асфиксия: белая, синяя_______________________ _____

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________

Вес и рост ребенка при рождении_____________ .

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ___________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на_______ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины______

Особенности раннего развития: держит голову с___ мес.

(в норме с 2 мес. жизни), сидит с________ мес. (в норме к

7 мес), стоит с ________ мес. (в норме 9—10 мес), ходит

с _____ мес (в норме в промежуток между 12 и 15 мес).

Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________

Перенесенные заболевания:

до 1 года_________________________________________

после 1 года_________________ _____________________

до 3 лет__________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.

Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной


системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся кнейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.

Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия,
грипп, краснуха и др.________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др.___________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________



Данные о развитии речи

Гуление с ______  мес, характер гуления (длительность

звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______ мес, характер лепета: звуковой, слоговой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих___________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает
У него речевой негативизм)__________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался



36


37


Логопедическое обследование

:Состояние неречевых психических функций Исследование восприятия

                  Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поп пел ьре Итера, 1917). Детям с алалией ло-


гопед показывает только два контрастнь[х изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т.д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серьги.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предтагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому фону. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

Слуховое восприятие                 ь

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услы-Щал звучание. ......



38


39


Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.











Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно.использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т. д. Логопед
просит положить (поставить) один предмет по отношению
к другому за, в, на, под, между.                    



Конструктивный праксис

-Логопед использует приемы:   

складывание пирамидк

•складывание доски Сегена;

•складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить

- картинку, разрезанную по диагонали.

• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при
- выполнении этих заданий предложить складывание фи-
. гурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ре-

< бенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, ' и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.





Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов:     

 --простых и т.п. к сложных

• Кулак — ребро — ладонь.                              

Исследование моторики

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить сле^

дуюшие задания:                -

•пройти по начерченной на полу линии;

•попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;      

•попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

•ударять ладонью по мячу об пол;

•повернуться туловищем вправо — влево.  

Ручная моторика.                                               

0 сжать кулаки — разжать;

0 похлопать в ладоши;       

0 сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь. Пальчиковая моторика.

показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

-показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;   

сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

-попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

•/ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

V завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная,

Неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет;

осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный,



40


41


неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.





Дата: 2019-02-24, просмотров: 209.