На данном этапе обследования логопед предлагает заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить сле-дуюшие задания:
•составить рассказ по серии сюжетных картинок;
•преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар — шары, топор — топоры,
дом — дома, белка — белки, лист — листья, окно — окна
стул — стулья, рука — руки и т. п.; '
•согласовать прилагательное с существительным используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;
•по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку»^ «Поставь маленький кубик на большой», «Положи этот листик под картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»;
•найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветка, ложки и стакана, облака и солнышка, стрекозы и листа и т.п.
Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; ...собака перед будкой; ... собака за будкой; ...собака на будке; ...собака около будки».
У заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет проверяется способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.
Исследование способности словообразования
При исследовании способности словообразования логопед использует следующие задания:
Образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывают две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка — ложечка, кукла — куколка, дом — домик.
Образование формы родительного падежа имен существи тельных множественного числа: дома — домов, стулья —
66
3'
67
стульев, руки — рук, окна — окон, пальцы — пальцев, сумки — сумок, яблоки — яблок и т. д. Ребенку даются слова в именительном падеже множественного числа и предлагается ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» — «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки и стаканы». Подумай и скажи: «На столе стоит много чего?» — «Чашек и стаканов».
Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?» — «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» — «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?» — «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» — «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?» — «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой дом?» — «Кирпичный» и т.д.
Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывает ряд простых сюжетных картинок и предлагает сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает и т. д.
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 248.