Исследование грамматического строя речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На данном этапе обследования логопед предлагает заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить сле-дуюшие задания:

•составить рассказ по серии сюжетных картинок;

•преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар — шары, топор — топоры,


дом — дома, белка — белки, лист листья, окно — окна
стул — стулья, рука — руки и т. п.;                                '

•согласовать прилагательное с существительным используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;

по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку»^ «Поставь маленький кубик на большой», «Положи этот листик под картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»;

•найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветка, ложки и стакана, облака и солнышка, стрекозы и листа и т.п.

Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; ...собака перед будкой; ... собака за будкой; ...собака на будке; ...собака около будки».

У заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет проверяется способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.

Исследование способности словообразования

При исследовании способности словообразования логопед использует следующие задания:

Образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывают две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка — ложечка, кукла — куколка, дом — домик.

Образование формы родительного падежа имен существи тельных множественного числа: дома — домов, стулья —



66


3'


67


стульев, руки — рук, окна — окон, пальцы — пальцев, сумки — сумок, яблоки — яблок и т. д. Ребенку даются слова в именительном падеже множественного числа и предлагается ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» — «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки и стаканы». Подумай и скажи: «На столе стоит много чего?» — «Чашек и стаканов».

Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?» — «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» — «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?» — «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» — «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?» — «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой дом?» — «Кирпичный» и т.д.

Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывает ряд простых сюжетных картинок и предлагает сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает и т. д.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.








Дата: 2019-02-24, просмотров: 217.