Исследование характера игровой         
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельности

При исследовании характера игровой деятельности следует обратить внимание на следующие моменты. Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).     Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре-драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).     Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.    Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре. Комментирует ребенок свои действия в играх или же

играет молча.     Доводят ли заикаюшиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.


Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.     Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.     Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.    Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.     Какие конфликты и из-за чего возникают в играх, как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние речи ребенка) или с помощью взрослых. гзр Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях. Взаимоотношения детей в играх. В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх необходимо выяснить: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство — подчиненность, частичное главенство — подчиненность, отношения равенства.

Общественное поведение детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх логопед выясняет: предпочитает заикающийся ребенок иг-Рать в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на осно-е личного интереса к сверстнику по игре.



68


69


Играющие коллективы создаются как стойкие объединения, внутри которых дети переходят от одной игры к другой и ифают в данном составе длительное время, или они крат-ковременны, создаются для осуществления лишь данного Ифового замысла.

Влияние правил игр на общественное поведение. Провести с фугшой заикающихся детей из 4—5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 иф подвижных).

Учитывать следующее:  ребенок сам выполняет правила ифы, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила;  характер взаимоотношений детей в игре: главенство — подчиненность, частичное главенство — подчиненность, отношения равенства;  отношение ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выифышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выифышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимул и-я: рует быстрый выифыш.

Степень игровой активности. Логопед проводит целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих ифах, в организуемых взрослыми сюжетно-ролевых играх, после этого уточняет, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.

Группа А — дети способны сами предложить тему ифы и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении ифового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников ифы.

Группа Б — дети умеют предтожить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки ифового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и


не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Группа В — дети принимают тему ифы и роль от сверстников, активно со всеми готовят Ифовое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих,'выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не фебуют исполнения правил от ифающих.

Группа Г— дети способны ифать, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или ифающих; отмечается пассивность.

Группа Д — дети редко участвуют в ифе сами, зафудня-ются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные ифаюшими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей. Эмоциональное состояние заикающихся детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечаются: •/ повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии; V сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети нарушают общий темп ифы, мало активны в коллективных ифах, отказываются от роли ведущего в ифе, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия



70


71


  в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена; эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны.

Логопедическое заключение

Логопедическое обследование проводится в начале кор-рекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированное у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми.

Данные динамического обследования заикающегося ребенка обобщаются логопедом в виде логопедического заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывается следующее:     форма судорог (клонические, тонические, смешанные: клоно-тонические, тоно-клонические);     локализация судорог (дыхательные, голосовые, арти-куляторные, смешанные, например, дыхательно-голосовые, артикуляторно-голосовые и др.); степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);    характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, негативизм); степень подражательности (полная, неполная, с элементами творчества);     характер психомоторики (норма, моторно заторможен,

моторно расторможен);     наличие сопутствующих движений, уловок, синкинезий;

с наличие эмболофразий;

отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания: не фиксирует внимания на речи,
не замечает судорог в речи, переживает свой дефект);
характер игровой активности (отнесение к определенной группе А, Б, В, Г, Д);

 


 особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повышенная эмоциональная лабильность, сниженные эмоциональные реакции;

 наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдельных сторон речевой функциональной системы.

Примерное содержание логопедического заключения

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Общительность неустойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, сопутствующие движения (притопывает ногой во время речи). Эмболофразий А, НУ, ВОТ. Фобии ситуаций выражены неярко. Степень игровой активности — группа Г. В эмоциональной сфере сниженные проявления, отличается нерешительностью, вялостью. Стертая дизартрия псевдобульбарной формы: призубный сигматизм шипящих звуков, боковое произношение шипящих звуков и звука [Р], недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

По окончании исследования логопед записывает уточненный диагноз.


7


ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
                   ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования сенсорных функций детей
                  с нарушениями речи

             Исследование слухового внимания   '

Приемы для всех возрастных групп:  Показать, какая игрушка прозвучала: барабан, флейта, гармоника. Перед ребенком выставляются звучащие игрушки, ребенку предлагается закрыть глаза или отвернуться, логопед вызывает звучание какой-либо одной игрушки, повернувшись, ребенок показывает, что звучало. Если ребенок выполняет это задание, ему предлагается определить звучание определенной игрушки среди 4—5 предъявленных.  Определить направление звучания предмета или игрушки. Например, логопед позади ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева, а ребенок показывает рукой направление звучания или называет словом, если владеет речью. Другой прием: ребенку закрывают глаза, логопед отходит в любом направлении от ребенка и звенит колокольчиком или ударяет в барабан, ребенок показывает, откуда он услышал звук.  Определить, что слышится из-за ширмы: звукльюшейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша, ключа и т.д.

Отметить: ошибки в восприятии услышанного — неправильное называние или показ звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.




















Дата: 2019-02-24, просмотров: 214.