Ребенку предлагается подобрать слово с определенным звуком. При этом логопед соблюдает последовательность звуков, сохранных в произношении нарушенных. Инструкция: «Назови слово со звуком [М]» ([Б], [В], [Н], [Т], [Д], [К], [Г], [А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]). Во время обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком [С] в начале слова». Подобные задания используются в коррекционной работе после того, как дети обучены всем видам простого и сложного фонематического анализа.
Перед ребенком раскладываются предметные картинки, в Названиях которых имеются оппозиционные звуки, например
28
29
[С] — [3] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.), ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну — картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую — со звуком [3].
Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова
Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются):
аквариум
водопроводчик
лекарство
милиционер
пшено
простокваша
Исследование слоговой структуры слова
Исследуемый звук
Слова слоговой структуры
Продолжение табл.
Исследуемый звук
|
Слова слоговой структуры | |
Простой | Более сложной | |
Ш | щетка ящик вешь | щетина пещера плащ |
Б | бал бобы яблоко | бутылка бублик бабочка |
Д | дом вода судак | двойка кадушка здание |
Г | гусь нога магазин | голова бумага фигура |
В | вода ива сова | воробей гвозди корова |
л | лапа пила вол | ласты папатка стол |
р | рама борода топор | рафинад брови шнур |
м | мама лимон дом | малина мухомор к. гном |
н ■ -к | ноты енот кабан | —ф-------------------------------------------- ванна венок барабан |
к | кот лука ток | кнут лукошко молоток |
X | хата муха мох | художник тахта петух |
ф | фон туфли миф | фонарь фуфайка кофта |
30
31
Окончание табл.
Исследуемый звук
|
Слова слоговой структуры | |
Простой | Более сложной | |
Смягчение | лень олени соль | лента плетень фасоль |
Йотация | яма юла ёж ель | ящик юбка ёлка еда |
АЙ | май майка | сарай лайка |
ЕЙ | вей сей лей | клей воробей соловей |
ЬЁ, ЬЕ, ЬЯ | ружье колье | платье перья |
Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: «Петя пьет горькое лекарство», «На перекрестке стоит милиционер», «Космонавт управляет космическим кораблем», «Ранней весной прилетают перелетные птицы» и др.
Исследование словаря
Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:
широкий — ... большой — ... горячий — ...
мягкий — ... высокий — ... сладкий — ...
Дата: 2019-02-24, просмотров: 249.