Фонематические представления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенку предлагается подобрать слово с определенным звуком. При этом логопед соблюдает последовательность звуков, сохранных в произношении нарушенных. Инструкция: «Назови слово со звуком [М]» ([Б], [В], [Н], [Т], [Д], [К], [Г], [А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]). Во время обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком [С] в начале слова». Подобные задания используются в коррекционной работе после того, как дети обучены всем видам простого и сложного фонематического анализа.

Перед ребенком раскладываются предметные картинки, в Названиях которых имеются оппозиционные звуки, например



28


29


[С] — [3] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.), ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну — картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую — со звуком [3].





Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова

Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются):

аквариум
водопроводчик
 лекарство                

милиционер
пшено           

простокваша



Исследование слоговой структуры слова

 

Исследуемый звук

 

 

Слова слоговой структуры

Простой Более сложной Гласные: А, О, У, И. Ы, Э паук мох канава панама Согласные: С собака колесо нос сосна пастух автобус 3 зуб коза заноза газон ш шапка мыши душ шашки кошка шалаш ж жук ножи пижама жнейка ножовка пожарник ц цепь курица боец цыган офицер огурец ч чай очки меч чулок чучело кирпич

Продолжение табл.

 

Исследуемый звук

 

 

Слова слоговой структуры

Простой Более сложной
Ш щетка ящик вешь щетина пещера плащ
Б бал бобы яблоко бутылка бублик бабочка
Д дом вода судак двойка кадушка здание
Г гусь нога магазин голова бумага фигура
В вода ива сова воробей гвозди корова
л лапа пила вол ласты папатка стол
р рама борода топор рафинад брови шнур
м мама лимон дом малина мухомор к.   гном
н ■ ноты енот кабан —ф-------------------------------------------- ванна венок барабан
к кот лука ток кнут лукошко молоток
X хата муха мох художник тахта петух
ф фон туфли миф фонарь фуфайка кофта


30


31


Окончание табл.

 





Исследуемый звук

 

 

Слова слоговой структуры

Простой Более сложной
Смягчение лень олени соль лента плетень фасоль
Йотация яма юла ёж ель ящик юбка ёлка еда
АЙ май майка сарай лайка
ЕЙ вей сей лей клей воробей соловей
ЬЁ, ЬЕ, ЬЯ ружье колье платье перья

Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: «Петя пьет горькое лекарство», «На перекрестке стоит милиционер», «Космонавт управляет космическим кораблем», «Ранней весной прилетают перелетные птицы» и др.

Исследование словаря

Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:

широкий — ...  большой — ...          горячий — ...

мягкий — ...       высокий — ...         сладкий — ...




Дата: 2019-02-24, просмотров: 249.