Исследование способностей словоизменения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет ... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к ... (карандашу). Я беру в руки ... (карандаш). Я рисую домик ... (карандашом). Я мечтаю о красном ... (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых Изображены один предмет и несколько предметов:



46


47





               стол — столы                   ухо — уши 

              лист — листья                         пень — пни

            кукла — куклы        рот — рты   

глаз — глаза                стул — стулья
.             дерево — деревья                  рукав — рукава
             
окно — окна     воробей — воробьи

Образование форм родительного падежа имен существи-
              тельных в единственном и множественном числе. Логопед

       показывает предметные картинки с изображением различ-

ного количества предметов, ребенок называет их. Затем ло-
              гопед убирает картинку, на которой несколько предметов,

              и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в

          родительном падеже множественного числа:

шар — шара — шаров    

                                                                                                       

                                                                                                       окно — окна — окон   

ДОМ — ... — ...                                        

шапка — ... — ...
                Согласование прилагательных с существительными един-

ственного числа в роде:                                           

               шар — голубой                                           

 

                чашка — голубая   

                                      платье — голубое   

                                                машина — ...

                                        ведро — ...

                   Согласование числительных «два» и «пять» с сушестви-

           тельными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яб-

            локо, крыша, ботинок, шапка, арбуз.                                  

|                        Исследование способности словообразования 

                 Образование существительных с уменыпительно-ласка-

              тельными суффиксами. Логопед использует предметны картинки с изображениями предметов разной величины.

                                         стол — столик              ложка — ложечка

                                   кукла — куколка                    .ковер — коврик         

                         окно — окошечко              - кровать — кроватка     

48

___________________________________


Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая)              

 стаканчик из бумаги — (бумажный)
мяч из резинъг — (резиновый)
кувшин из стекла — (стеклянный)
           платье из шелка — (шелковое)

         замок из железа — (железный)

платок из шерсти — (шерстяной)                         

 кофточка из кружев — (кружевная) Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — ...; бежать — ...; летать — .... Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит — ... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела — ... ветки. Игрушки висят — ... елке».

















Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонирован но, т.е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества зву ков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

49


Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

. Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.


, ■ *

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _____________________________

Дата рождения___________ ________________________

Дата обследования________________________________

Возраст__________________________________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район) ___________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_______________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии    

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия______________________

Отец: образование, профессия _,____________________

Жалобы родителей                 "____________________

Речь родителей: построение фраз (грамотное, нет), интонационно-ритмическое оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные заболевания. Особо отметить наличие
семейного заикания__________________________________




Общий анамнез

От какой беременности ребенок ____________________

Возраст матери при рождении ребенка (до 35 лет, после

35 лет)_____________________________________________

Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину:


51


заболевания: краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплаз-моз, заболевания печени, почек, ангина, анемия, токсикоз


Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание ___



травмы ____________________________________________

явления угрожающего выкидыша______________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес._______________

Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные и др.__________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-
ляция______________________________________________

Длительность родов: первые — более 20 часов, повторные — более 12 часов      

Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка   

Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфикции: синей, белой

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________

Врожденные пороки: сердца, косолапость и др. _______

Вес и рост ребенка____________________________ -

Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались сры-

гивания, поперхивания_______________________________

До какого времени грудное вскармливание___________

Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.          

Перенесенные заболевания на 1 -м месяце жизни: сепсис,
грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия__________











Данные о развитии речи

Время появления и особенности гуления, лепета_______

Понимание речи с _______________________________

Первые слова с___________________________________

Первая фраза с                *

Темп речи________________ „______________________

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками __           

Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены,

перестановки, повторения с___________________________

Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом
может провоцировать судороги в речи из-за иатишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие
того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к
воспринимаемым им звукам речи)_____________________




Дата: 2019-02-24, просмотров: 216.