Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет ... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к ... (карандашу). Я беру в руки ... (карандаш). Я рисую домик ... (карандашом). Я мечтаю о красном ... (карандаше)».
Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых Изображены один предмет и несколько предметов:
46
47
стол — столы ухо — уши
лист — листья пень — пни
кукла — куклы рот — рты
глаз — глаза стул — стулья
. дерево — деревья рукав — рукава
окно — окна воробей — воробьи
Образование форм родительного падежа имен существи-
тельных в единственном и множественном числе. Логопед
показывает предметные картинки с изображением различ-
ного количества предметов, ребенок называет их. Затем ло-
гопед убирает картинку, на которой несколько предметов,
и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в
родительном падеже множественного числа:
шар — шара — шаров
окно — окна — окон
ДОМ — ... — ...
шапка — ... — ...
Согласование прилагательных с существительными един-
ственного числа в роде:
шар — голубой
чашка — голубая
платье — голубое
машина — ...
ведро — ...
Согласование числительных «два» и «пять» с сушестви-
тельными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яб-
локо, крыша, ботинок, шапка, арбуз.
| Исследование способности словообразования
Образование существительных с уменыпительно-ласка-
тельными суффиксами. Логопед использует предметны картинки с изображениями предметов разной величины.
стол — столик ложка — ложечка
кукла — куколка .ковер — коврик
окно — окошечко - кровать — кроватка
48
___________________________________
Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:
шуба из меха — (меховая)
стаканчик из бумаги — (бумажный)
мяч из резинъг — (резиновый)
кувшин из стекла — (стеклянный)
платье из шелка — (шелковое)
замок из железа — (железный)
платок из шерсти — (шерстяной)
кофточка из кружев — (кружевная) Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — ...; бежать — ...; летать — .... Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит — ... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела — ... ветки. Игрушки висят — ... елке».
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонирован но, т.е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».
Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества зву ков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).
49
Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].
Фонематические представления
. Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
, ■ *
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _____________________________
Дата рождения___________ ________________________
Дата обследования________________________________
Возраст__________________________________________
Домашний адрес, телефон__________________________
Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район) ___________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от
какого числа)_______________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия______________________
Отец: образование, профессия _,____________________
Жалобы родителей "____________________
Речь родителей: построение фраз (грамотное, нет), интонационно-ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания. Особо отметить наличие
семейного заикания__________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок ____________________
Возраст матери при рождении ребенка (до 35 лет, после
35 лет)_____________________________________________
Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину:
51
заболевания: краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплаз-моз, заболевания печени, почек, ангина, анемия, токсикоз
Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание ___
травмы ____________________________________________
явления угрожающего выкидыша______________________
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес._______________
Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные и др.__________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-
ляция______________________________________________
Длительность родов: первые — более 20 часов, повторные — более 12 часов
Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфикции: синей, белой
Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________
Врожденные пороки: сердца, косолапость и др. _______
Вес и рост ребенка____________________________ -
Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались сры-
гивания, поперхивания_______________________________
До какого времени грудное вскармливание___________
Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1 -м месяце жизни: сепсис,
грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия__________
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета_______
Понимание речи с _______________________________
Первые слова с___________________________________
Первая фраза с *
Темп речи________________ „______________________
С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками __
Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены,
перестановки, повторения с___________________________
Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом
может провоцировать судороги в речи из-за иатишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие
того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к
воспринимаемым им звукам речи)_____________________
Дата: 2019-02-24, просмотров: 258.