Кинестетическая основа речи: способность выполнения отдельных артикуляторных движений. Удетей с функциональной дислалией кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамичес-ких связей может обозначиться латентный период между предъявлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспоминает необходимое артикуляторное движение. В силу этого движение выполняется с некоторыми отклонениями.
Ребенку предлагаются задания ■/ для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, круговое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу; •/ для языка: показать широкий язык, узкий язык, лака-тельные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка; у/ для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть.
Кинетическая основа речи: способность выполнения серии артикуляционных движений.
12
13
Предлагаются следующие задания: •
для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться — покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу; •/ для языка: открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык — коснуться узким языком правого, левого углов рта — убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот — по-. казать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направлении — убрать язык в рот — закрыть рот; ,/ для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; */ для мягкого неба: открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижнейгубе. Визуально: мышцы мягкого неба сокращаются и приподнимают его. ;. По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены движения);
точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиски артикуляции или дополнительные движения);
тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мыши);
темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедаенныи — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 секунд; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);
синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикулятор-ных, так и в мимических мышцах).
Состояние слуховой, дыхательной -
и голосовой функций
Выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консула тацию к врачу-оториноларингологу.
Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа «Возьми кукяу», «Положи куклу в кроватку», «Подойди к шкафу и возьми кубики», «Собери пирамидку».
При обследовании состояния дыхательной и голосовой функций следует отметить: тип дыхания (грудное, диафраг-мальное, брюшное, смешанное); объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2—3 слова, для детей 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе.
Дать характеристику голоса по следующим параметрам: сила голоса (нормальный, громкий, чрезмерно тихий), высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный), тембр (монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка).
Дата: 2019-02-24, просмотров: 239.