СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Анкетные данные ■

Фамилия, имя ребенка _____________________________

Дата рождения (число, месяц, год)___________________

Дата обследования (число, месяц, год)________________

Возраст (количество лет, месяцев)___________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл

(номер, район)______________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер

протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_________________

Диагноз районной (городской) медико-психолого-педа-

. готической комиссии

Сведения о родителях

Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы

(или не работает)____________________________________

Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы

(или не работает)____________________________________

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; не-
обычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в
 речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в
школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение
 профаммы в детском саду или на успешность обучения в
 школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми:
знакомыми и незнакомыми)               "___________________

7


. Наследственные заболевания (наличие нарушений речи,
нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)









Общий анамнез

От какой беременности ребенок ____________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания   

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные_______

Особенности раннего развития: держит голову с___ мес,

сидит с_____ мес, к 1 году______ зубов.

Перенесенные заболевания:

■ до 1 года_________________________________________

от 1 до 3 лет______________________________________

Инфекции_______________________________________

 Соматические заболевания___________________________

Данные о развитии речи

-. Характер звукового лепета.

В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные.[А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АТУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

Согласные звуки: смычные — губно-губные [Щ [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [ V ], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, дву-губный, звонкий, фрикативный |Л^]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полумягкие [В], [В']. Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [Ь] (ослабленный [X]), [п'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н']> полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднея-

8


зычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зуб-ные [Т], [Г], [Д], [ДЧ, [4, [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [Н'], [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж],

[Ч], [Щ].

Характер слогового лепетав норме у ребенка в 8—9 мес, 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипул я тивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя».

Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «туту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).

Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол


9в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водиц-ки попия я, ффуй».

К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего ар-тикуляторно сложные: [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

Особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

Логопедическое обследование



Состояние звукопроизношения

Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

•изолированно — по подражанию логопеду;

•в открытых, закрытых слогах со стечением;

• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про-

 стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов;
Ф то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со

•стечением согласных;

•во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

• в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах.
Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как

правило, сохранны, но их произношение по подражанию ло-


гопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально).

Свистящие звуки: (С], [С], [3], [3'], [Ц];

шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]:

сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р], [М], [М*], [Н], [Н'];

йотированные звуки: [Я], (Е], [Ё], [Ю];

звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]~[Ф], [Д]-[Т], [Г]-[К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];

твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т], [Д]-[Д'], [К]— [К'], [ЛЧП, [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [М]-[М'], [П]-[1Г], [Б]-[Б'],

[С]-[С], [3]-[3'], [Л]-[Л'1, [Р]-[Р'], [В]-[В'], [Ф]-[Ф'].




Аппарата

Отмечается наличие и характер отклонений в строении

•губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

•челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти);

•прикуса: открытый передний, открытый боковой;



10


11


• зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;

• языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, из-
., лишне узкий, укороченная подъязычная связка;

• неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо,
уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное
мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Отклонения в строении артикуляторного аппарата выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо
аномалий свидетельствует об органической (механической)
дислалии.                                                              

Состояние общей моторики,,   ■

У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемое™, координации и точности движений. В процессе обследования логопед предлагает следующие задания:  пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок

в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь

по сигналу идти на полной ступне;  попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;  по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги

на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед

объясняет, как выполнить движение.

На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений — несвоевременная, задержанная; появление сопутствующих движений; нарушения координации—движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства.











Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], [А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А].

Далее логопед предлагает ребенку сретавить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л],\Ь]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А].

Сведения о родителях

Мать: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, домохозяйка) ________________________________ _*

Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, безработный) ___________________ _________„__________________________

Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка
навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком
своего недостатка, отношение к нему)_________________________

21





Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников    







Общий анамнез

От какой беременности ребенок______ :______________

* Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям).

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. Крик: был, нет.

Асфиксия: белая, синяя.

Резус-фактор: отрицательный, совместимость.

Вес и рост ребенка при рождении.

Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.

Вскармливание грудью до ... . Последующее вскармливание: смешанное, искусственное.

Выписка из родильного дома на ... день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины. <

Раннее развитие:

Держит голову с______ мес, сидит с________ мес, стоит

с______ мес, ходит с________ мес.                               .. .:

Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________ .:-

Перенесенные заболевания

до 1 года_________________________________________

после 1 года______________________________________

Инфекции_______________________________________

Ушибы и травмы головы___________________________

Судороги при высокой температуре_________________

22


Данные о развитии речи

Лепет, характер лепета (см. выше, стр. 8)____________

Первые слова___________________________________

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось,

нет_______________________________________________

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма_____

Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат______

Логопедическое обследование


Исследуемый звук

 

 

Слова слоговой структуры

Простой Более сложной Гласные: А, О, У, И. Ы, Э паук мох канава панама Согласные: С собака колесо нос сосна пастух автобус 3 зуб коза заноза газон ш шапка мыши душ шашки кошка шалаш ж жук ножи пижама жнейка ножовка пожарник ц цепь курица боец цыган офицер огурец ч чай очки меч чулок чучело кирпич

Продолжение табл.

 

Исследуемый звук

 

 

Слова слоговой структуры

Простой Более сложной
Ш щетка ящик вешь щетина пещера плащ
Б бал бобы яблоко бутылка бублик бабочка
Д дом вода судак двойка кадушка здание
Г гусь нога магазин голова бумага фигура
В вода ива сова воробей гвозди корова
л лапа пила вол ласты папатка стол
р рама борода топор рафинад брови шнур
м мама лимон дом малина мухомор к.   гном
н ■ ноты енот кабан —ф-------------------------------------------- ванна венок барабан
к кот лука ток кнут лукошко молоток
X хата муха мох художник тахта петух
ф фон туфли миф фонарь фуфайка кофта


30


31


Окончание табл.

 





Исследуемый звук

 

 

Слова слоговой структуры

Простой Более сложной
Смягчение лень олени соль лента плетень фасоль
Йотация яма юла ёж ель ящик юбка ёлка еда
АЙ май майка сарай лайка
ЕЙ вей сей лей клей воробей соловей
ЬЁ, ЬЕ, ЬЯ ружье колье платье перья

Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: «Петя пьет горькое лекарство», «На перекрестке стоит милиционер», «Космонавт управляет космическим кораблем», «Ранней весной прилетают перелетные птицы» и др.

Исследование словаря

Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:

широкий — ...  большой — ...          горячий — ...

мягкий — ...       высокий — ...         сладкий — ...



Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет          

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет          

Другие члены семьи, живущие в данной семье__________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе_____________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во
фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования_______________________________________

Наследственные заболевания________________________

2 '                                                             35




Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период

родов ___________________ __________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери___________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные          

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-

ля ция___________________________________ ___________

Крик: был, нет____________________________________

Асфиксия: белая, синяя_______________________ _____

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________

Вес и рост ребенка при рождении_____________ .

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ___________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на_______ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины______

Особенности раннего развития: держит голову с___ мес.

(в норме с 2 мес. жизни), сидит с________ мес. (в норме к

7 мес), стоит с ________ мес. (в норме 9—10 мес), ходит

с _____ мес (в норме в промежуток между 12 и 15 мес).

Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________

Перенесенные заболевания:

до 1 года_________________________________________

после 1 года_________________ _____________________

до 3 лет__________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.

Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной


системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся кнейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.

Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия,
грипп, краснуха и др.________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др.___________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________



Данные о развитии речи

Гуление с ______  мес, характер гуления (длительность

звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______ мес, характер лепета: звуковой, слоговой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих___________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает
У него речевой негативизм)__________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался



36


37


Логопедическое обследование

:Состояние неречевых психических функций Исследование восприятия

                  Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поп пел ьре Итера, 1917). Детям с алалией ло-


гопед показывает только два контрастнь[х изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т.д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серьги.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предтагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому фону. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

Слуховое восприятие                 ь

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услы-Щал звучание. ......



38


39


Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.











Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно.использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т. д. Логопед
просит положить (поставить) один предмет по отношению
к другому за, в, на, под, между.                    



Конструктивный праксис

-Логопед использует приемы:   

складывание пирамидк

•складывание доски Сегена;

•складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить

- картинку, разрезанную по диагонали.

• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при
- выполнении этих заданий предложить складывание фи-
. гурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ре-

< бенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, ' и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.





Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов:     

 --простых и т.п. к сложных

• Кулак — ребро — ладонь.                              

Исследование моторики

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить сле^

дуюшие задания:                -

•пройти по начерченной на полу линии;

•попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;      

•попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

•ударять ладонью по мячу об пол;

•повернуться туловищем вправо — влево.  

Ручная моторика.                                               

0 сжать кулаки — разжать;

0 похлопать в ладоши;       

0 сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь. Пальчиковая моторика.

показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

-показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;   

сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

-попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

•/ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

V завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная,

Неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет;

осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный,



40


41


неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.





Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонирован но, т.е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук [Р] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества зву ков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

49


Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

. Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.


, ■ *

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _____________________________

Дата рождения___________ ________________________

Дата обследования________________________________

Возраст__________________________________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район) ___________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_______________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии    

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия______________________

Отец: образование, профессия _,____________________

Жалобы родителей                 "____________________

Речь родителей: построение фраз (грамотное, нет), интонационно-ритмическое оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные заболевания. Особо отметить наличие
семейного заикания__________________________________




Общий анамнез

От какой беременности ребенок ____________________

Возраст матери при рождении ребенка (до 35 лет, после

35 лет)_____________________________________________

Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину:


51


заболевания: краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплаз-моз, заболевания печени, почек, ангина, анемия, токсикоз


Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание ___



травмы ____________________________________________

явления угрожающего выкидыша______________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес._______________

Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные и др.__________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-
ляция______________________________________________

Длительность родов: первые — более 20 часов, повторные — более 12 часов      

Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка   

Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфикции: синей, белой

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________

Врожденные пороки: сердца, косолапость и др. _______

Вес и рост ребенка____________________________ -

Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались сры-

гивания, поперхивания_______________________________

До какого времени грудное вскармливание___________

Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.          

Перенесенные заболевания на 1 -м месяце жизни: сепсис,
грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия__________











Данные о развитии речи

Время появления и особенности гуления, лепета_______

Понимание речи с _______________________________

Первые слова с___________________________________

Первая фраза с                *

Темп речи________________ „______________________

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками __           

Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены,

перестановки, повторения с___________________________

Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом
может провоцировать судороги в речи из-за иатишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие
того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к
воспринимаемым им звукам речи)_____________________




Развитие подражательности

Действия с игрушками по показу взрослого: «Покачай лялю»,

«Покорми кису» с___________________________________

То же по словесной инструкции с______

Подражание разнообразным показываемым действиям с

Воспроизведение данного образца по показу с ________

• Воспроизведение данного образца по слову с_________

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с______________________________________

Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям,
интересовался их действиями с________________________

Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет» — с________________________________________________

Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с .

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с ...,
к коллективу детей — с______________________ ;_______ .





Фонематический синтез

Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с 5-летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

Деятельности

При исследовании характера игровой деятельности следует обратить внимание на следующие моменты. Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).     Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре-драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).     Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.    Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре. Комментирует ребенок свои действия в играх или же

играет молча.     Доводят ли заикаюшиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.


Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.     Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.     Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.    Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.     Какие конфликты и из-за чего возникают в играх, как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние речи ребенка) или с помощью взрослых. гзр Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях. Взаимоотношения детей в играх. В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх необходимо выяснить: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство — подчиненность, частичное главенство — подчиненность, отношения равенства.

Общественное поведение детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх логопед выясняет: предпочитает заикающийся ребенок иг-Рать в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на осно-е личного интереса к сверстнику по игре.



68


69


Играющие коллективы создаются как стойкие объединения, внутри которых дети переходят от одной игры к другой и ифают в данном составе длительное время, или они крат-ковременны, создаются для осуществления лишь данного Ифового замысла.

Влияние правил игр на общественное поведение. Провести с фугшой заикающихся детей из 4—5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 иф подвижных).

Учитывать следующее:  ребенок сам выполняет правила ифы, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила;  характер взаимоотношений детей в игре: главенство — подчиненность, частичное главенство — подчиненность, отношения равенства;  отношение ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выифышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выифышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимул и-я: рует быстрый выифыш.

Степень игровой активности. Логопед проводит целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих ифах, в организуемых взрослыми сюжетно-ролевых играх, после этого уточняет, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.

Группа А — дети способны сами предложить тему ифы и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении ифового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников ифы.

Группа Б — дети умеют предтожить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки ифового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и


не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Группа В — дети принимают тему ифы и роль от сверстников, активно со всеми готовят Ифовое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих,'выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не фебуют исполнения правил от ифающих.

Группа Г— дети способны ифать, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или ифающих; отмечается пассивность.

Группа Д — дети редко участвуют в ифе сами, зафудня-ются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные ифаюшими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей. Эмоциональное состояние заикающихся детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечаются: •/ повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии; V сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети нарушают общий темп ифы, мало активны в коллективных ифах, отказываются от роли ведущего в ифе, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия



70


71


  в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена; эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны.

Логопедическое заключение

Логопедическое обследование проводится в начале кор-рекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированное у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми.

Данные динамического обследования заикающегося ребенка обобщаются логопедом в виде логопедического заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывается следующее:     форма судорог (клонические, тонические, смешанные: клоно-тонические, тоно-клонические);     локализация судорог (дыхательные, голосовые, арти-куляторные, смешанные, например, дыхательно-голосовые, артикуляторно-голосовые и др.); степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);    характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, негативизм); степень подражательности (полная, неполная, с элементами творчества);     характер психомоторики (норма, моторно заторможен,

моторно расторможен);     наличие сопутствующих движений, уловок, синкинезий;

с наличие эмболофразий;

отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания: не фиксирует внимания на речи,
не замечает судорог в речи, переживает свой дефект);
характер игровой активности (отнесение к определенной группе А, Б, В, Г, Д);

 


 особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повышенная эмоциональная лабильность, сниженные эмоциональные реакции;

 наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдельных сторон речевой функциональной системы.

Примерное содержание логопедического заключения

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Общительность неустойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, сопутствующие движения (притопывает ногой во время речи). Эмболофразий А, НУ, ВОТ. Фобии ситуаций выражены неярко. Степень игровой активности — группа Г. В эмоциональной сфере сниженные проявления, отличается нерешительностью, вялостью. Стертая дизартрия псевдобульбарной формы: призубный сигматизм шипящих звуков, боковое произношение шипящих звуков и звука [Р], недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

По окончании исследования логопед записывает уточненный диагноз.


7


ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
                   ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования сенсорных функций детей
                  с нарушениями речи

             Исследование слухового внимания   '

Приемы для всех возрастных групп:  Показать, какая игрушка прозвучала: барабан, флейта, гармоника. Перед ребенком выставляются звучащие игрушки, ребенку предлагается закрыть глаза или отвернуться, логопед вызывает звучание какой-либо одной игрушки, повернувшись, ребенок показывает, что звучало. Если ребенок выполняет это задание, ему предлагается определить звучание определенной игрушки среди 4—5 предъявленных.  Определить направление звучания предмета или игрушки. Например, логопед позади ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева, а ребенок показывает рукой направление звучания или называет словом, если владеет речью. Другой прием: ребенку закрывают глаза, логопед отходит в любом направлении от ребенка и звенит колокольчиком или ударяет в барабан, ребенок показывает, откуда он услышал звук.  Определить, что слышится из-за ширмы: звукльюшейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша, ключа и т.д.

Отметить: ошибки в восприятии услышанного — неправильное называние или показ звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.




















ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

 


Отличие функциональной дислалии от органической (ме ханической) дислалии. При функциональной дислалии отсутствуют аномалии в строении артикуляторного аппарата. Подвижность артикуляторных органов более сохранна.


Детского сада

Тема, логопедические и педагогические цели занятия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы и возрасту детей.

Принципы построения занятия.

Разделы занятия.

Направленность каждого раздела на развитие и коррек­цию неречевых психических функций и речевой функции.

Использование индивидуального подхода к детям.

Наглядно-дидактическое оформление занятия.

Проведение занятия в едином игровом сюжете и в соот­ветствии с лексической темой занятия.

Использование на занятии средств логопедической рит­мики.

Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и др.

Заключение о коррекционной результативности занятия. Схема анализа занятия по логопедической ритмике

Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные. Соответствие занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.

Соответствие использованного на занятии речевого ма­териала (распевок, песен, хороводов, стихотворений и др.) речевым возможностям детей.


Принципы построения занятия, разделы.

Применяемые на занятии методы (наглядные, словес­ные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, так­тильно-мышечные, наглядно-слуховые; описания; словес­ные: пояснения, указания, беседа, вопросы, команды, рас­поряжения, сигналы, обратный сюжетный рассказ и др.).

Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.

Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рас­сказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п., и эмоциональная оценка деятельности детей лого­педом или музыкальным руководителем.

Схема анализа занятия воспитателя
в речевой группе детского сада             
,

Тема занятия.

Цели: педагогические, коррекционные (логопедизация занятия), воспитательные.

Соответствие этапу логопедической работы, т. е. учет ре­чевых возможностей детей, состояния их неречевых функ­ций, специфических форм речи.

Принципы построения занятия, разделы.

Использование на занятии игр и упражнений для разви­тия неречевых функций (слухового и зрительного внима­ния, разных видов памяти, невербального мышления, пси­хомоторики, мимики и др.).

Использование игр и упражнений для развития просо­дии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы го-лоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.).

Подчинение занятия единому сюжету, обусловленному лексической темой, которой подчинены все разделы заня­тия (или тема занятия раскрывается с помошью набора раз­личных, не связанных между собой игр и упражнений).

Умение воспитателя реализовать индивидуальный под­ход к детям.

Заключение о коррекционной направленности занятия.

133


 

■<;1 .


                   Литература

1. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое обследова­
ние детей с нарушениями речи.— СПб., «Сайма», 1993.

2.Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.

3.Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследова­ние детей с нарушениями речи.— СПб., «Сайма», 1993.

4.Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. институтов. Изд. 2, испр. и дополн. — СПб ■ «Петербург XXI век», 1998.

5.Ковшиков В. А. О дифференциальной диагностике экс­прессивной алалии // Сенсорные и интеллектуальные анома­лии и пути их преодоления. - Л.: РГПУ им. А. И. Герцена 1984.

6. Основы теории и практики логопедии / Под ред.
Р.Е.Левиной.— М., «Просвещение», 1968.


Содержание

Введение ............................. *............................................... 3








Логопедическое обследование

Состояние звукопроизношения....................................... 10

Особенности динамической стороны речи.................... 11

Анатомическое строение артикуляторного

аппарата......................................................................... 11

Состояние общей моторики....................... .'..................... 12

Состояние орального праксиса........................................ 13

Состояние слуховой, дыхательной и голосовой

функций...................................................................... ...15

Состояние фонематического анализа, синтеза

и фонематических представлений.............................. 15

Особенности словарного запаса...................................... 18

Исследование грамматического

строя речи...................................................................... 19

Логопедическое обследование

Исследование слухового внимания................................ 23

Исследование зрительного восприятия.......................... 23

Исследование пространственного праксиса.................. 24

Исследование произвольной мимической

моторики........................................................................ 24

Общее звучание речи........................................................ 26

Исследование произношения звуков................... *........ 27

Исследование различения звуков                    О

(фонематический слух).................................. „..,........ 27

Состояние фонематического анализа, синтеза,...

фонематических представлений.............................. ...21

Воспроизведение слоговой структуры слова

и звуконаполняемость слова............................ !:......... 30

Исследование слоговой структуры слова....................... 30

Исследование словаря....................................................... 32

Исследование грамматического строя речи................... 33

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Анкетные данные.-............................................................ 35

Общий анамнез.................................................................. 36

; Данные о развитии речи................................................... 37

Логопедическое обследование - Состояние неречевых психических функций,    

Исследование восприятия............................... .„.>...... 38

Пространственный праксис................................... .,........ 40

(; Конструктивный праксис...................................... .*,-....... 40

Динамический праксис..................................................... 41

: Исследование моторики................................................... 41

* Исследование зрительной памяти.................................. 42

Состояние интеллекта....................................................... 42


Исследование импрессивной речи.................................. 42

Исследование экспрессивной речи................................. 44

Исследование грамматического строя речи................... 47

Состояние фонематического анализа, синтеза

и фонематических представлений.............................. 49

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Анкетные данные.............................................................. 51

Общий анамнез.................................................................. 51

Данные о развитии речи................................................... 53

Особенности формирования моторики..$&................... 53

Развитие подражательности..................... :Ш.Ь................ 54

Развитие взаимоотношений............................. :.............. 54

Время возникновения первых

симптомов заикания..................................................... 55

Характеристика общительности...................................... 55


Логопедическое обследование

Исследование моторики................................................... 55

Исследование подражательности.................................... 58

Исследование импрессивной речи.................................. 59

Исследование экспрессивной речи................................. 61

Состояние фонематического анализа, синтеза

и фонематических предсташтений:............................ 64

Исследование грамматического строя речи................... 66

Исследование характера игровой деятельности............ 68

Логопедическое заключение............................................ 72

ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ДИАГНОСТИКИ .................................................. •...зд*н»..Л21

Приложение. Примерные схемы анализа

занятий............................................................................. 132

Литература............................................................................. 134


Для заметок


Учебно-методическое издание


-, н >-


Галина Анатольевна Волкова

Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики

Главный редактор С. Д. Ермолаев

Шеф-редактор Л. Ю. Киреева

Редакторы В. М. Нишев, Е. Юрьева

Художник обложки П. Благов

Дизайнер А. В. Амбросович

Корректор Т. Н. Кузнецова

Верстка А. Л. Сергеенок



X


Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;

197345, Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел.: (812) 303-89-58

Е-шзЛ: <к15ГУОрге55@таП.ги

Представительство в Москве: Центр (.Разум»,                  - •

Москва, ул. Ивановская, д. 34. Тел,: (055) 976-65-33.

Подписано в печать 05.03.08. Формат 60 х 90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 9.0. Тираж 2200 экз. Заказ № 133.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906*.

195299. С.-Петербург, Кирншская ул., 2.

Тел.: (312) 531-20-00. 531-25-55








СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Анкетные данные ■

Фамилия, имя ребенка _____________________________

Дата рождения (число, месяц, год)___________________

Дата обследования (число, месяц, год)________________

Возраст (количество лет, месяцев)___________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл

(номер, район)______________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер

протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_________________

Диагноз районной (городской) медико-психолого-педа-

. готической комиссии

Сведения о родителях

Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы

(или не работает)____________________________________

Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы

(или не работает)____________________________________

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; не-
обычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в
 речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в
школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение
 профаммы в детском саду или на успешность обучения в
 школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми:
знакомыми и незнакомыми)               "___________________

7


. Наследственные заболевания (наличие нарушений речи,
нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)









Общий анамнез

От какой беременности ребенок ____________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания   

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные_______

Особенности раннего развития: держит голову с___ мес,

сидит с_____ мес, к 1 году______ зубов.

Перенесенные заболевания:

■ до 1 года_________________________________________

от 1 до 3 лет______________________________________

Инфекции_______________________________________

 Соматические заболевания___________________________

Данные о развитии речи

-. Характер звукового лепета.

В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные.[А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АТУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

Согласные звуки: смычные — губно-губные [Щ [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [ V ], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, дву-губный, звонкий, фрикативный |Л^]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полумягкие [В], [В']. Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [Ь] (ослабленный [X]), [п'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н']> полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднея-

8


зычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зуб-ные [Т], [Г], [Д], [ДЧ, [4, [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [Н'], [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж],

[Ч], [Щ].

Характер слогового лепетав норме у ребенка в 8—9 мес, 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипул я тивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя».

Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «туту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).

Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол


9в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водиц-ки попия я, ффуй».

К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего ар-тикуляторно сложные: [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

Особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

Логопедическое обследование



Состояние звукопроизношения

Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

•изолированно — по подражанию логопеду;

•в открытых, закрытых слогах со стечением;

• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про-

 стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов;
Ф то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со

•стечением согласных;

•во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

• в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах.
Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как

правило, сохранны, но их произношение по подражанию ло-


гопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально).

Свистящие звуки: (С], [С], [3], [3'], [Ц];

шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]:

сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р], [М], [М*], [Н], [Н'];

йотированные звуки: [Я], (Е], [Ё], [Ю];

звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]~[Ф], [Д]-[Т], [Г]-[К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];

твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т], [Д]-[Д'], [К]— [К'], [ЛЧП, [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [М]-[М'], [П]-[1Г], [Б]-[Б'],

[С]-[С], [3]-[3'], [Л]-[Л'1, [Р]-[Р'], [В]-[В'], [Ф]-[Ф'].





Дата: 2019-02-24, просмотров: 252.