Развитие системы управления монастырями (инсэй). Монастырь Энрякудзи.
Алтарь монастыря Тодзи (823-839) с храмом Кёогококудзи в Киото
- интерьер – красные столбы
- асимметрия, сложная символика
- центр: 5 будд, по сторонам – 5 бодисатв и 5 великих царей,
Бонтэн (Брахма – на гусях) и Тайсоку (Индра)
Статуя 11-ликой Канон
Культ Амиды, как спасителя, т.к. в 1053 г ждали конец эпохи Шакья Муни.
Секта Дзедо: спасение можно достичь повторением имени Будды Амиды
Монастырь Бёдоин близ Удзи (Киото)
- павильоном Хоодо (“Павильоном Феникса”) 1053 г. ,
- был загородной резиденцией вельможи из рода Фудзивара
- стиль синдэн – много колонных галерей, отходящих от дома в сторону сада
- в плане похож на летящую птицу, конек украшен 2 фигурами феникса
Скульптура Амиды Нёрай(мастер Дзётё )
- из дерева с позолотой, техника ёсэги – собирается по частям, высота 3 м
- совершенство пропорций, рафинированная красота и гармония
- царственная, изящная, самодостаточная
- орнаментальное изобилие в нимбе, трон разделен на лепестки
Рельефы – небесные музыканты
- 52, сидят на облаках
Живопись стен мастер Дзётё
-“Сошествие Амиды Нёрай на землю” - пейзажные росписи дверей – изображают
окрестности храма, река, луга, лошади
Быт и культура хэйанской аристократии:
- все были хорошо образованы,
- танка – короткое стихотворение, поэтические состязания, писали и прозу.
- появилось курсивное письмо - травяное
- могли прожить всю жизнь не ступая на землю из-за системы галерей
- моно но аваре – печальное очарование вещей (так как императоры царствовали
до 26-30 лет, а затем со двором уходили в монастырь)
Дворцовая архитектура стиля синдэн-дзукури – жилая архитектура высшего сословия.
Императорский дворец в Киото
- зал Сисиндэн (9 в., реконстр. в 18-19 вв.) – тронный зал
- возвращение к синтоизму: полировка дерева, белый гравий на площади, справа - сад
- план в виде каре: вид летящей птицы
- изнутри видны стропила, конструкция как декорация
- боковые стены открыты – единство внутр и внешнего простр-ва
- внутри – деление ширмами
- с 10 в. используют под церемонии
- и Сэйрёдэн (реконструирован в 1855). спальный дворец
Хэйанская живопись на свитках
Живопись Кара-э и Ямато-э- японская живопись
Отражение литературы в живописи.
Фудзиваро Такаёси
“Гэндзи-моногатари-эмаки”.
- любовный роман написала придворная дама Мурасаки Сикибу. Повесть о принце Гэндзи- незаконнорожденном сыне императора, который не мог претендовать на трон и посвятил жизнь удовольствиям. Повесть из 3 глав
- через 100 лет возникли иллюстрации, 8 свитков. До нас дошли 4
- живопись ямато-э: горизонт полихромные свитки с сюжетами на придворные темы,
арх-ра по принципу снятия крыши, арх-ра – динамичное начало, фигуры – статичное
- Гэндзи в пурпурной одежде, всегда молод, жизнь проносится мимо него
- каллиграфическое изображение лиц: нос – уголок, рот – петелька
- индивидуальность достигалась сочетанием до 12 видов кимоно
- сцены: Гэндзи крадется к возлюбленной во дворец, Гэндзи с младенцем на руках,
Гэндзи посещает больную возлюбленную, 2 дамы любуются цветением сакуры,
Поломничество в монастырь (появился пейзаж)
Фудзиваро Набудзано
«Свитки к дневнику Мурасаки-Сикибу»
- усиление графического начала, сцена со столом и свитком
ИСКУССТВО ПЕРИОДА КАМАКУРА (1185-1333).
К концу Хэйан сформировался тип отсутствующего помещика, жившего при дворе. Поместья собирались в руках управляющих, которые окружали себя самураями. 400 лет силы накапливались и в один день они взяли императора в плен. Реальная власть перешла в руки провинц феодалов
Минамото Ёритомо основал “Правительство в палатке” ( бакуфу) в Камакуре и принял титул великого полководца – сёгун, сёгунат (сэй-и тай сёгун) .
Утверждение идеалов воинов :мужественность, грубость, брутальность, сила.
Стихи гунка – военные эпопеи, главный герой - воин
Секта дзен – природа –космическое тело Будды, приобщение к ней – путь к истине,
с идеалами интуитивного просветления и техниками медитации
Арх-ра:
- сложение дзэнского монастыря: культовые, подсобные, жилые помещения равнозначны
- Сяридэн (реликварий) мон Энрякудзи) :2-яр крыша, круглые окна
Скульптура.
- Новое в технологии скульптуры, использование техники сухого лака.
Скульпторы Канкэй и Ункэй.
- Юж ворота Тодайдзи (Нандаймон)– охранители Нео:
- мощно, брутально, экспрессивно, 1 с открытым ртом, другой с закрытым (противостоят скрытому и открытому злу)
Скульптор Уннкэй-
- проповедники Сэйсин, Мусяку – активная моделировка лиц, натуралистично,
Морщины, в полный рост, в рясах
Портретная скульптура Уэсуги Сигэфуса (13 в) из мон. Мэйгэцуин в Камакура.
- надменность, сила, асимметрия лица, застылость, фиксирован не человек, а сан
- высокая шапка, жесткие одежды
Портрет:
Фудзивара Таканобу (1142-1205).
- Тайра Сигэмори - похож на китайский портрет чиновников, сильное волевое лицо,
цвета: красный, черный, золотой. черное кимоно, прикрывает рот палочкой
- Минамото Ёритомо
Жанр “житие”.
“Легенды горы Сиги”(12 в.).
- на Сиге монах основал жилище, посылал чашу в деревню для сбора еды, так и питался. Когда крестьянин запер чашу в амбаре, она взлетела вместе с ним и полетела к монаху, люди пришли просить его, чтобы он им вернул зерно, и он отправил мешки зерна в деревню
- дидактический характер: передается жадность людей, злоба, гротескно
- почти монохромные, с подсветкой
“Жизнеописание св. Иппэна” (1299).
- св Иппэн в сопровождении крестьян с зонтами на фоне длинного величественного пейзажа, природа – источник вдохновения в ту тяжелую пору, похоже на северосунский.
“Путешествие преподобного Гэндзё Сандзё в Индию” (нач. 14 в.).
- изображен разрушенный индийский храм, мирная природа
Исторические свитки
“Хэйдзи-моногатари”(13 в).
- сказание о гражданской войне Хэйдзи
- единое повествование на фоне пейзажа, красный и черный колорит
- живая людская масса: повозки, быки написаны быстро и динамично
«Сказание о монгольском вторжении»
- камикадзе – ветер Богов, подул на монголов и их затопило
- японцы очень гордятся, что на их землю не ступала нога завоевателя
“Легенды храма Китано Тэндзин” (13 в.)
- самурай на вершине горы, , величественная природа
Свитки о гадских мирах
“Дзигоку соси” (“Повесть об аде”)14 в.
- загоняют грешников в огонь (связано с популяризацией буддизма: показать рай и ад)
“Повесть о голодных духах” (вторая пол 12 в.).
- жадины и скупцы становились голодными духами
Мандалы
Касуга-мандала (ок. 1300).
-приобретают пейзажную форму:- не плоская схема, а вид сверху
- 5 храмов, из них выходят Будда и 5 бодисатв
- синтоистские ворота
“Водопад Нати”( кон. 13 в.).
- божество Ками в виде водопада
Декоративно-прикладное искусство . Лаковые изделия. Доспехи и оружие.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 326.