Хэйанское искусство периода расцвета (период Фудзивара -894-1184)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие системы управления монастырями (инсэй). Монастырь Энрякудзи.

Алтарь монастыря Тодзи (823-839) с храмом Кёогококудзи в Киото

- интерьер – красные столбы

-  асимметрия, сложная символика

- центр: 5 будд, по сторонам – 5 бодисатв и 5 великих царей,

Бонтэн (Брахма – на гусях) и Тайсоку (Индра)

Статуя 11-ликой Канон

 

Культ Амиды, как спасителя, т.к. в 1053 г ждали конец эпохи Шакья Муни.

Секта Дзедо: спасение можно достичь повторением имени Будды Амиды

Монастырь Бёдоин близ Удзи (Киото)

 - павильоном Хоодо (“Павильоном Феникса”) 1053 г. ,

- был загородной резиденцией вельможи из рода Фудзивара

- стиль синдэн – много колонных галерей, отходящих от дома в сторону сада

- в плане похож на летящую птицу, конек украшен 2 фигурами феникса

 Скульптура  Амиды Нёрай(мастер Дзётё )

- из дерева с позолотой, техника ёсэги – собирается по частям, высота 3 м

- совершенство пропорций, рафинированная красота и гармония

- царственная, изящная, самодостаточная

- орнаментальное изобилие в нимбе, трон разделен на лепестки

Рельефы – небесные музыканты

- 52, сидят на облаках

Живопись стен мастер Дзётё

-“Сошествие Амиды Нёрай на землю” - пейзажные росписи дверей – изображают

                                                               окрестности храма, река, луга, лошади

 

Быт и культура хэйанской аристократии:

- все были хорошо образованы,

- танка – короткое стихотворение, поэтические состязания, писали и прозу.

- появилось курсивное письмо - травяное

- могли прожить всю жизнь не ступая на землю из-за системы галерей

- моно но аваре – печальное очарование вещей (так как императоры царствовали

                                                  до 26-30 лет, а затем со двором уходили в монастырь)

 

Дворцовая архитектура стиля синдэн-дзукури – жилая архитектура высшего сословия.

 Императорский дворец в Киото

- зал Сисиндэн (9 в., реконстр. в 18-19 вв.) –  тронный зал

- возвращение к синтоизму: полировка дерева, белый гравий на площади, справа - сад

- план в виде каре: вид летящей птицы

- изнутри видны стропила, конструкция как декорация

- боковые стены открыты – единство внутр и внешнего простр-ва

- внутри – деление ширмами

- с 10 в. используют под церемонии

- и Сэйрёдэн (реконструирован в 1855). спальный дворец

 

 

Хэйанская живопись на свитках

 

Живопись Кара-э и Ямато-э- японская живопись

Отражение литературы в живописи.

Фудзиваро Такаёси

“Гэндзи-моногатари-эмаки”.

- любовный роман написала придворная дама Мурасаки Сикибу. Повесть о принце Гэндзи- незаконнорожденном сыне императора, который не мог претендовать на трон и посвятил жизнь удовольствиям. Повесть из 3 глав

- через 100 лет возникли иллюстрации, 8 свитков. До нас дошли 4

- живопись ямато-э: горизонт полихромные свитки с сюжетами на придворные темы,

 арх-ра по принципу снятия крыши, арх-ра – динамичное начало, фигуры – статичное

- Гэндзи в пурпурной одежде, всегда молод, жизнь проносится мимо него

- каллиграфическое изображение лиц: нос – уголок, рот – петелька

- индивидуальность достигалась сочетанием до 12 видов кимоно

- сцены: Гэндзи крадется к возлюбленной во дворец, Гэндзи с младенцем на руках,

          Гэндзи посещает больную возлюбленную, 2 дамы любуются цветением сакуры,

          Поломничество в монастырь (появился пейзаж)

Фудзиваро Набудзано

«Свитки к дневнику Мурасаки-Сикибу»

- усиление графического начала, сцена со столом и свитком


ИСКУССТВО ПЕРИОДА КАМАКУРА (1185-1333).

К концу Хэйан сформировался тип отсутствующего помещика, жившего при дворе. Поместья собирались в руках управляющих, которые окружали себя самураями. 400 лет силы накапливались и в один день они взяли императора в плен. Реальная власть перешла в руки провинц феодалов

Минамото Ёритомо основал “Правительство в палатке” ( бакуфу) в Камакуре и  принял титул великого полководца – сёгун, сёгунат (сэй-и тай сёгун) .

Утверждение идеалов воинов :мужественность, грубость, брутальность, сила.

Стихи гунка – военные эпопеи, главный герой - воин

Секта дзен – природа –космическое тело Будды, приобщение к ней – путь к истине,

                 с идеалами интуитивного просветления и техниками медитации

Арх-ра:

- сложение дзэнского монастыря: культовые, подсобные, жилые помещения равнозначны

- Сяридэн (реликварий) мон Энрякудзи) :2-яр крыша, круглые окна

 


Скульптура.

- Новое в технологии скульптуры, использование техники сухого лака.

Скульпторы Канкэй и Ункэй.

- Юж ворота Тодайдзи (Нандаймон)– охранители Нео:

- мощно, брутально, экспрессивно, 1 с открытым ртом, другой с закрытым (противостоят скрытому и открытому злу)

 

Скульптор Уннкэй-

- проповедники Сэйсин, Мусяку – активная моделировка лиц, натуралистично,

                                                         Морщины, в полный рост, в рясах

Портретная скульптура Уэсуги Сигэфуса (13 в) из мон. Мэйгэцуин в Камакура.

 - надменность, сила, асимметрия лица, застылость, фиксирован не человек, а сан

- высокая шапка, жесткие одежды

Портрет:

 Фудзивара Таканобу (1142-1205).

- Тайра Сигэмори - похож на китайский портрет чиновников, сильное волевое лицо,

                     цвета: красный, черный, золотой. черное кимоно, прикрывает рот палочкой

- Минамото Ёритомо

 

Жанр “житие”.

“Легенды горы Сиги”(12 в.).

- на Сиге монах основал жилище, посылал чашу в деревню для сбора еды, так и питался. Когда крестьянин запер чашу в амбаре, она взлетела вместе с ним и полетела к монаху, люди пришли просить его, чтобы он им вернул зерно, и он отправил мешки зерна в деревню

- дидактический характер: передается жадность людей, злоба, гротескно

- почти монохромные, с подсветкой

“Жизнеописание св. Иппэна” (1299).

- св Иппэн в сопровождении крестьян  с зонтами на фоне длинного величественного пейзажа, природа – источник вдохновения в ту тяжелую пору, похоже на северосунский.

“Путешествие преподобного Гэндзё Сандзё в Индию” (нач. 14 в.).

- изображен разрушенный индийский храм, мирная природа

Исторические свитки

“Хэйдзи-моногатари”(13 в).

- сказание о гражданской войне Хэйдзи

- единое повествование на фоне пейзажа, красный и черный колорит

- живая людская масса: повозки, быки написаны быстро и динамично

«Сказание о монгольском вторжении»

- камикадзе – ветер Богов, подул на монголов и их затопило

- японцы очень гордятся, что на их землю не ступала нога завоевателя

Легенды храма Китано Тэндзин” (13 в.)

- самурай на вершине горы, , величественная природа

Свитки о гадских мирах

“Дзигоку соси” (“Повесть об аде”)14 в.

- загоняют грешников в огонь (связано с популяризацией буддизма: показать рай и ад)

 “Повесть о голодных духах” (вторая пол 12 в.).

- жадины и скупцы становились голодными духами

Мандалы

Касуга-мандала (ок. 1300).

-приобретают пейзажную форму:-  не плоская схема, а вид сверху

- 5 храмов, из них выходят Будда и 5 бодисатв

- синтоистские ворота

“Водопад Нати”( кон. 13 в.).

- божество Ками в виде водопада

Декоративно-прикладное искусство . Лаковые изделия. Доспехи и оружие.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 326.