Развитие эстетической мысли в Индии в средние века. Разработка теории раса и ее отражение в театральном и изобразительном искусстве. Концепция “игры” (лила) и стилистика оформления культа Кришны в искусстве.
Развитие индуизма, разрабатывается пантеон, строительство храмов
Архитектура: разрабатывается отдельно стоящий тип храма
1) С-В Индии, княжество Орисса ( Бхубанешвар, Конаракк)
2) Матхья –Прадеш (срединное княжество) ( Кхаджурахо)
Бхубанешвар: все храмы из красноватого песчаника
Муктешвары:
- башня имеет слегка наклоненные грани, завершается подушкой – амалака
- декор только на наружных стенах храма: растения, стебли, завитки на порталах
Парашурамешвар
- из каменных блоков
- 4 гранная шикхара над алтарной частью
- сверху – круглая подушка и трезубец – атрибут Шивы
- к ней примыкает зал для священной церемонии с 2-скатной крышей
- декор: низ – антропоморфный, верх – растительный
От 8 к 11 в шикхара и зал вытягиваются:
Башня – в кукурузный початок, зал – в пирамиду
Муктешвар,
Раджарани (Царь и царица)
- органичная форма: початок (фаллос Шивы и жен. Плодородный орган), по углам – 4 мал.башни
- внизу – 2-яр рельеф: митхуны, Наика красит ступни,
- в 11 в скульптура становится манерной: сильный спиральный изгиб, прием трипханга
Лингараджи 1000 г
- действующий, к 3-зубцу присоединены флаги, вокруг – дочерние храмики
- шикхара в виде початка и пирамидальный зал
-макс число ярусов, самый высокий
- все числа символичны, 108 (строгое обрядово-ремесленное руководство)
храм Сурьи в Конараке
- Сурьи – бог Солнца на колеснице из 7 коней
- город паломников, исцеления; построил правитель
- шикхара обрушилась, осталась только пирамида (черная пирамида)
- храм уподоблен колеснице : шикхара – балдахин, зал –возничий, были 7 коней
- на цоколе – 24 колеса, большие колеса в рост человека – на спицах – митхуны
- нижние 2 яруса – Эротические сцены божеств
- на ярусах зала – небесные музыканты, мелкие –резьба для Бога, не для нарда
- неподалеку от храма – слоны борются с демонами (выше обычных слонов) – упадок вкуса
Кхаджурахо: - эротизм макс выражен, культ Камы
- над целой, антаралой, мандапой и входом – самостоятельные шикхары,
самая высокая – башня целы, ступенчато понижаются
Паршванатх (IX в.)
- 4 гр.шикхара с дополнительными башенками остается, но пирамида зала скашивается и примыкает к шикхаре – как человек на корточках обхватил колени
- верхняя часть – геометр рельефы с математ символикой
- нижняя часть – 3 яр рельефы, разделены горизонт кружевом:
2 ряда богов внизу и ряд митхун сверху
Симха – морда льва, Маккара – спутник Камы (дельфин-носорог)
- стена раскрепована
- Наики в гиперрельефе, Наика умащивает волосы маслом,, Макара, Ян (бог смерти), Шива с Парвати, Кама с Рати, в руках – лук и стрелы, целится в глаз,супружеские пары
- условные тонкие одеяния
- упругий изгиб фигур
- глазной контакт супругов
- тонкий длинный нос, бровь до виска как жгут, пухлые губы, выпуклые глаза
Кандарья Махадео (рубеж X-XI вв.).
- воспроизводится в открытках, эротические сульптуры
- арх-ра сухая, с дополнит.террасами
- скульптура съедает арх-ру, въедается в нее, скульптура мельчает
- цоколь очень высокий, выше-открытые галереи,
над целой, антаралой, мандапой и входом – самостоятельные шикхары, самая высокая – башня целлы
- геометрическая распространяется, занимает больше места, фигуративная – 2 яруса
- скульптура горельефная, маньеристичная, ласковая, нежная, кипит жизнь
- групповой секс – это жертвоприношение Каме
Средневековое искусство Южной Индии IX-XII ВВ .
Индуистские княжества, граничащие с Монголией, которая собирает дань с них.
К храмам добавляются дворы и большие ограды, строятся мощные ворота с башней – гопура.
Храмы – прямоугольные в плане, ярусы громоздятся друг на друге и заканчиваются бочкообразной башней как в ратхах.. Большинство храмов посвящено Шиве
Храм Дурги
- Дурга – супруга Шива,
- похож на чайтьи, обнесен галерей, алтарная часть храма завершается 4 гр шикхарой
-в целле - композиция Линга Йони – фаллос и жен плодородный орган,
(гартха грихо – дом чрева), там брахманы проводили обряды
- на цоколе скульптура божеств, шикхара украшена геометр.формами
- храмы более прозрачные, чем на Сев
Халибид 12 в.
- на юге – развитие закрытых огороженных дворов, двор по периметру изнутри обнесен галереей на столбах и колоннах, прихрамовые водоемы
- основной объем – надвратный храм с призматической башней
- звезчатый план храма основной объем и шикхары,
- орнаментальная нагрузка цоколя: внизу-слоны, вверху – фризы с танцорами
- измельченная, ювелирная скульптура, в киотсах – навесах
Храм в Сомнатхпуре
- 4 шикхары, звезчатая форма
“Большой храм” в Танджоре.
- стена вырастает , загораживает храм, видна надвратная башня- гопурам,
доминирует по высоте над храмом и городом, покрыта скульптурой
- южные храмы приобретают монастырский уклад, неясные
Храм Шивы Натараджи в Чидамбараме
- надвратная башня гопурам – сплющенная пирамида, скульптура
- прямоуг двор с галереям вокруг храма, дополнит постройки – беседки на столбах
- ступенчатые водоемы идентичны ступенчатому объему башни
- типология арх-ры сохраняется до 16-17 в.
- стены храма покрыты скульптурой танцующих
храм Вишну ансамбля Шрирангам в Мадураи (штат Тамилнаду) XV в.
- скульптура сухая, графичная, затейливая, атектоничная
- скульптура довлеет над архитектурой, заметен упадок
Южноиндийская бронза:
Залежи бронзы, нужна скульптура для переноса – 25-40 см.
техника литья бронзы– потерянный воск
Ранние произведения IX и X вв. и расцвет в XI-XII вв.
Семейство Шивы: жена Парвати(Дурга), дети: Картикея – бог войны и Ганеша,
Тема Вишну и Лакшми
Шива Натараджа ( Шива в танце) 11 в.
- 4 руки с барабаном, языками пламени, в волосах – морские чудища
-в круге на постаменте, есть фронтальность, грациозная поза, законченная композиция
Шива держит в руках антилопу
- напиток в кувшине – миф об океане
Шива, Парвати и Сканда сидят на лавочке
Дата: 2019-02-24, просмотров: 299.