Средневековое Искусство Северной Индии. IX-XII ВВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие эстетической мысли в Индии в средние века. Разработка теории раса и ее отражение в театральном и изобразительном искусстве. Концепция “игры” (лила) и стилистика оформления культа Кришны в искусстве.

 

Развитие индуизма, разрабатывается пантеон, строительство храмов

Архитектура: разрабатывается отдельно стоящий тип храма

1) С-В Индии, княжество Орисса ( Бхубанешвар, Конаракк)

2) Матхья –Прадеш (срединное княжество) ( Кхаджурахо)

Бхубанешвар: все храмы из красноватого песчаника

Муктешвары:

- башня имеет слегка наклоненные грани, завершается подушкой – амалака

- декор только на наружных стенах храма: растения, стебли, завитки на порталах

 Парашурамешвар

- из каменных блоков

- 4 гранная шикхара над алтарной частью

- сверху – круглая подушка и трезубец – атрибут Шивы

- к ней примыкает зал для священной церемонии с 2-скатной крышей

- декор: низ – антропоморфный, верх – растительный

 

От 8 к 11 в шикхара и зал вытягиваются:

Башня – в кукурузный початок, зал – в пирамиду

Муктешвар,

Раджарани (Царь и царица)

- органичная форма: початок (фаллос Шивы и жен. Плодородный орган), по углам – 4 мал.башни

- внизу – 2-яр рельеф: митхуны, Наика красит ступни,

- в 11 в скульптура становится манерной: сильный спиральный изгиб, прием трипханга

 Лингараджи 1000 г

- действующий, к 3-зубцу присоединены флаги, вокруг – дочерние храмики

- шикхара в виде початка и пирамидальный зал

-макс число ярусов, самый высокий

- все числа символичны, 108 (строгое обрядово-ремесленное руководство)

храм Сурьи в Конараке

- Сурьи – бог Солнца на колеснице из 7 коней

- город паломников, исцеления; построил правитель

- шикхара обрушилась, осталась только пирамида (черная пирамида)

- храм уподоблен колеснице : шикхара – балдахин, зал –возничий, были 7 коней

- на цоколе – 24 колеса, большие колеса в рост человека – на спицах – митхуны

- нижние 2 яруса – Эротические сцены божеств

- на ярусах зала – небесные музыканты, мелкие –резьба для Бога, не для нарда

- неподалеку от храма – слоны борются с демонами (выше обычных слонов) – упадок вкуса

Кхаджурахо: - эротизм макс выражен, культ Камы

                    - над целой, антаралой, мандапой и входом – самостоятельные шикхары, 

                       самая высокая – башня целы, ступенчато понижаются

Паршванатх (IX в.)

- 4 гр.шикхара с дополнительными башенками остается, но пирамида зала скашивается и примыкает к шикхаре – как человек на корточках обхватил колени

- верхняя часть – геометр рельефы с математ символикой

- нижняя часть – 3 яр рельефы, разделены горизонт кружевом:

                        2 ряда богов внизу и ряд митхун сверху

Симха – морда льва, Маккара – спутник Камы (дельфин-носорог)

- стена раскрепована

- Наики в гиперрельефе, Наика умащивает волосы маслом,, Макара, Ян (бог смерти), Шива с Парвати, Кама с Рати, в руках – лук и стрелы, целится в глаз,супружеские пары

- условные тонкие одеяния

- упругий изгиб фигур

- глазной контакт супругов

- тонкий длинный нос, бровь до виска как жгут, пухлые губы, выпуклые глаза

Кандарья Махадео (рубеж X-XI вв.).

- воспроизводится в открытках, эротические сульптуры

- арх-ра сухая, с дополнит.террасами

- скульптура съедает арх-ру, въедается в нее, скульптура мельчает

- цоколь очень высокий, выше-открытые галереи,

над целой, антаралой, мандапой и входом – самостоятельные шикхары, самая высокая –       башня целлы

- геометрическая распространяется, занимает больше места, фигуративная – 2 яруса

- скульптура горельефная, маньеристичная, ласковая, нежная, кипит жизнь

- групповой секс – это жертвоприношение Каме

Средневековое искусство Южной Индии IX-XII ВВ .

Индуистские княжества, граничащие с Монголией, которая собирает дань с них.

К храмам добавляются дворы и большие ограды, строятся мощные ворота с башней – гопура.

Храмы – прямоугольные в плане, ярусы громоздятся друг на друге и заканчиваются бочкообразной башней как в ратхах.. Большинство храмов посвящено Шиве

 

Храм Дурги

- Дурга – супруга Шива,

- похож на чайтьи, обнесен галерей, алтарная часть храма завершается 4 гр шикхарой

-в целле - композиция Линга Йони – фаллос и жен плодородный орган,

           (гартха грихо – дом чрева), там брахманы проводили обряды

- на цоколе скульптура божеств, шикхара украшена геометр.формами

- храмы более прозрачные, чем на Сев

 

Халибид 12 в.

- на юге – развитие закрытых огороженных  дворов, двор по периметру изнутри обнесен галереей на столбах и колоннах, прихрамовые водоемы

- основной объем – надвратный храм с призматической башней

- звезчатый план храма основной объем и шикхары,

- орнаментальная нагрузка цоколя: внизу-слоны, вверху – фризы с танцорами

- измельченная, ювелирная скульптура, в киотсах – навесах

Храм в Сомнатхпуре

- 4 шикхары, звезчатая форма

“Большой храм” в Танджоре.

- стена вырастает , загораживает храм, видна надвратная башня- гопурам,

доминирует по высоте над храмом и городом, покрыта скульптурой

- южные храмы приобретают монастырский уклад, неясные

 Храм Шивы Натараджи в Чидамбараме

 - надвратная башня гопурам – сплющенная пирамида, скульптура

- прямоуг двор с галереям вокруг храма, дополнит постройки – беседки на столбах

- ступенчатые водоемы идентичны ступенчатому объему башни

- типология арх-ры сохраняется до 16-17 в.

- стены храма покрыты скульптурой танцующих

храм Вишну ансамбля Шрирангам в Мадураи (штат Тамилнаду) XV в.

- скульптура сухая, графичная, затейливая, атектоничная

- скульптура довлеет над архитектурой, заметен упадок

 

Южноиндийская бронза:

Залежи бронзы, нужна скульптура для переноса – 25-40 см.

техника литья бронзы– потерянный воск

Ранние произведения IX и X вв. и расцвет в XI-XII вв.

Семейство Шивы: жена Парвати(Дурга), дети: Картикея – бог войны и Ганеша,

Тема Вишну и Лакшми

Шива Натараджа ( Шива в танце) 11 в.

- 4 руки с барабаном, языками пламени, в волосах – морские чудища

-в круге на постаменте, есть фронтальность, грациозная поза, законченная композиция

Шива держит в руках антилопу

- напиток в кувшине – миф об океане

Шива, Парвати и Сканда сидят на лавочке

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 299.