Япония становится империей, присоединяется к Великому Шелковому Пути.
Столица -Нара, построенная по образцу Чан-Ани (с императорским дворцом Дайдари, сходной системой храмов и делением на кварталы): гигантомания.
Реформы Тайка 645-646; полная консолидация управления государством .
Принятие периодизации по годам правления императоров.
Монастырь Тодайдзи в Нара (основан в 8 в., реконструирован в 12 и 17 вв.)
- 2-х этажные южные ворота Нандаймон
- были 2 пагоды за оградой, сгорели в пожаре, высотой 97 м
- залом Кондо (“Дайбуцудэн”)- Храм Большого Будды, высота 60 м
- 2 яруса крыши, красные кронштейны, конек украшен акротериями, арбалет – поздний
Скульптура Тодайдзи:
- расцвет, Будду изображают отдельно от триады
- более живые, объемные, крупные тела
- величавость, сила, мощь, надменное безразличие, идеальность
- популярен Будда Русяна( светоносный), Якуси (врачеватель).
Канон (бодисатва милосердия)
Будда Русяна (кит. Лочана, санскр. Вайрочана) из Тодайдзи
(“Дайбуцу”) 757 г., сгорело, реставр. в 17 в.
- высота 17 м., бронза
- Будда – владыка Космоса, образ зрелого мужа, полное холеное тело,
роскошные свободные драпировки, сложные прически с диадемой
Фукукэндзяку Каннон с предстоящими бодхисаттвами Никко и Гэкко (742-746).
- новая техника изготовления скульптур из лака на деревянной основе, с позолотой
- 8 рук , 3й глаз – связано с тантризмом, 3,5 м.
- спасительница человечества со средствами спасения.
- обрамлена сиянием лучей – ореол, украшена драг камнями
- Никко и Гакко: Лунного и Солнечного света, из глины - традиции погребальной пластики, нежные, умиротворенные
Статуи Ситэнно ( 9в), в частности, Комоку-тэна. Статуи охранителей входа Нё (1203-1204). – переферийные фигуры стали более экспрессивными, появилось оружие в руках
Голова Якуси Нёрай из Кофукудзи
- этнический тип, обобщенно, величественно, длинные уши
Монастырь Якусидзи в Нара(8 в)
- 3 ярусная пагодой Сандзюното с дополнительными ярусами
- пространство на уровне 1 этажа
Триада Якуси в Якусидзи
- бронза: Якуси-Нёрай (Буддой - Целителем) и предстоящими бодхисаттвами Никко (Солнечного света) и Гакко (Лунного света). – очень красиво!
- типология зрелого мужа :величие, надменность, власт
- на ступне – колесо закона и свастика -появились аспекты, доступные не всем
- полуголые, живые, естественные складки , нет застылости, изогнутые тела бодисатв
- большие золотые нимбы с фигурками Будд оттеняют черную бронзу
Росписи Кондо Хорюдзи (возм., работы корейского мастера 7 в.).
- Будда Амида и бодисатвы, корич, крас, чер цвета
- сидит на троне из лотоса, линеарно, статично по срав с Аджантой, но полнокровно
- на дерев. перегородке, по штукатурке, похоже на Аджанту, но более графично и линейно
- раи четырех будд
Лаковая статуя проповедника Гандзина (ок.763).
- сидит в позе лотоса, индивидуальность
Маски: гугаку и бугаку
Буддийское ИСКУССТВО ПЕРИОДА ХЭЙАН (794-1184).
Ранний хэйан 794-894
Эпоха Фудзивара 894- 1184
Новая столица Хэйан-кё.
С 10 в обращение к Китаю прекратились, т.к. там возникли гонения на буддизм. Япония закрыла страну, возникла нац. культура. Появление эзотерического буддизма секты Тэндай и Сингон).
Внешний облик и интерьеры храмов эзотерического буддизма: маленькие, в горах, подчинены местности (храм Энрякудзи)
Живопись эзотерического буддизма.
Мандала – платформа Вселенной, символическое изображение устройства мира
“Мандала чрева” ( к. 9 в) из храма Кёогококудзи монастыря Тодзи в Киото.
- 18 на 18 м, сложная центрическая композиция, 2 сторонняя
- Дайнити Нёрай на цветке лотоса – в центре
- деление 3-зубцами, по диагонали – бодисатвы, по гориз и вертикали – Будда Вознесения
- мандала – проекция на плоскость дворца, его помещения – ин, заполнены божествами,
чем дальше о центра – тем свободнее, также появляются знаки зодиака
- молящийся перед мандалой ожидал озарения и строил пирамиду в воображении
Тайдзокай-мандала
- в центре Даинити Нерай, вокруг – 8 божеств, сверху – 4 божества и треугольник в круге
- темно-синий фон, серебряный контур
Конгокай-мандала (9 в) из храма Дзингодзи в Киото.
- мандала 2 миров: мир духовный и мир материальный, в центре – Даинити Нёрай – Будда Вайрочана
Живопись на свитках :
Изображения божеств в виде демонов (защитники буддизма с огромной пастью)
Фудо- Мёо: Красный Фудо, Синий
Скульптура:
сложное сопоставление олбъемов, динамизм, нагромождение атрибутов
Нёирин Каннон (нач. 9 в.)
- лотосовый трон членится на лепестки, не монолитный
- 6 рук : четки, колесо закона, жемчуг, 1 рука касается лица
- в канонической позе: сидит с опорой на 1 колено
- пухлое тело, декоративно, высокая корона
Дата: 2019-02-24, просмотров: 302.