Века: первая стадия, миниатюра на пальмовых листах. Северная Индия, Непал.
«Перья» пальмовых листов обусловили форму индийской книги. Стопки «страниц» в деревянных обложках затягивались через дырки и обматывались шнуром. Деревянные защитки покрывались лаковой росписью. 5 на 35 см
Первые -на непальском языке, изображают Будду
Джайнские ( джаины на Сев. Индии покровительствовали книжному делу) - на санскрите
– сплошные буквы без пробелов.
Колонки текста сопровождались квадратными плоскостными рисунками на цв. фоне. Четырехрукая богина мудрости (?) в узорном обрамлении.
Супруга Брахмы Сарасвати ( покровительница книг, учености) на гусе:
- контур обведен черными чернилами и резко выступает на локальном красном фоне.
- «Висящий глаз» - признак принадлежности миниатюр к периоду до 16 века, когда уже
из Китая пришла бумага.
Вторая стадия, миниатюра с джайнскими сюжетами на вертикальных листах.
Лист вертикальный, но сохранилась тяга к горизонтальной композиции:
– лист делят на фризы.
Сохраняется яркий фон, «висящий глаз», многорукость.
Появляются отметки конца фразы; цветные элементы в тексте – медальоны и проч.
Далее местная национальная традиция сталкивается с монгольской и начинается мусульманский период развития миниатюры.
Введение:
Расселение Древних китайцев: лесовое плато, река Хуанхэ, затем Янцзы
Считали свою страну центром мира – остальных народов – варварами, не способными вести размеренную жизнь.
Китайская культурная традиция никогда не прерывалась. Характер культуры – ретроспективный (ориентация на прошлое)
Главное – история, а не искусство.
История плавная, расплывчатые рубежи, т.к. не было смены форм собственности
Древность – 4 тыс.до н.э. – 3-4 в.н.э.
Средневековье – 3-4 - 17-19 в
Новая Эра – 17-19 – наше время
Периодизация по династиям
Древность:
Яншао – 4 тыс до н э
Луншань – 3 тыс до н э
Шан (Инь) – 3 тыс – 12 в до н э
Чжоу – 12-3 в до н э
– Западгное 1027 - 771
– Восточное – Чунь тю (весны осени) 771-481
– Борющихся царств 481-221
Цинь – 221 – 206 г до н э
Хань - 206 г до н э – 220 г н э
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ
( 4 ТЫС. ДО Н.Э. - III В. ДО Н.Э.)
Неолитические культуры:
Яншао ( 4-3 тыс до н.э.), в пров. Хэнань, Шэнси
- земледельцы, жилища заглубленные
- бытовые и религиозные глиняные сосуды, от руки, потом на гонч. круге, 1400 гр.
- геометр. орнаменты имеют космогоническую символику (силы природы)
Треугольник – горы, круг – солнце, волны
- красные, черные, белые мин. краски
Луншань ( к 3 – н 2 тыс. до н.э.)
- черные, гладкие, блестящие, без росписи
- бокалы, кружки, кубки, котелки
Искусство эпохи государства Шан (Инь) - (ок. XVI-XI вв. до н.э.):
- сложилось рабовладельческое гос-во, возникли города в долине Хуанхэ
Регулярный план, дворцы на глиняной платформе, стоечно-балочные конструкции
- развитие мифологии (Фу Си и Нюй Ва – прародители китайцев, Шанди – главный бог)
- культ предков, погребальные ритуалы, гробница правителя близ Аньяна
- ритуальные бронзовые сосуды как модель мира:
орнамент делится на 3 зоны (подводный мир, земля, небо),
драконы, бык, птица, маска Тао тэ – ненасытное чудовище
- высотой могли быть более 1 м,
- тя – на 3 ногах , лэй – круглая, низкая, приплюснутая ваза, гу- кубок для вина,
цзюэ – высокий кувшин с горлом на 3 ногах,
юй, гуй
- сосуд с драконами, сосуд для вина – сова, сосуд гуан – в виде птицы с ушами зверя,
сосуд в виде быка, сосуд в виде слона
- надписи на гадательных костях
Искусство периода Чжоу (XI-III вв. до н.э.),
включая период Борющихся государств - Чжаньго (V - III вв. до н.э.):
- в 5 в до н э появилось
конфуцанство ( обосновало соц иерархию, гос-во – одна семья)
даосизм (интерес к натурфилософии, теория о дао – изменчивости мира, Ян-муж, Инь-жен
- бытовая форма сосудов, бронза, драг метеллы, инкрустация драг камнями
- нет четкого деления на ярусы, их больше 3
- орнаменты проще, нет мифологических нагромождений,
- прост-во делится на ленты со сценами (охота), но очень стилизованно, нереалистично
- бронзовые зеркала:
круглые, без ручки, с дырочкой для шнура, в центре – квадрат, вокруг – орнамент
- лаки из Чанша (провинция Хунань)
- деревянные изделия, покрытые лаковой росписью (коробочки)
- появление арх-ры в изображениях, конкретизация пространства, тонкий орнамент
- лаковый треножник с облачным орнаментом из завитков
- крас, чер, бел
Искусство эпохи династии Цинь (221 - 207 г. до н.э.):
- первое объединение воюющих царств: единая письменность, мера длины, веса, деньги
Великая китайская стена
- 10 тыс миль, высота-10 м, ширина – 10 м, из земли (Минская стена – из бетона, больше)
гробница императора Цинь Ши-хуан-ди.
- насыпной холм, к которому ведет дорога,внутри – коридоры, выложенные плитами
- найдено 2 тыс терракотовых воинов, коней в натур величину, колесница (погр№1,3)
- натурализм, разнообразие мимики
Китайское искусство эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).
Открыт Великий Шелковый путь – дорога на Запад через Среднюю Азию
Конфуцианство – император – это власть неба, воспитательная функция гос-ва
Лоян и Чан-Ань – центры гос-ва
- четкая, упорядоченная система города, обнесен стенами, рвом, баншями, 2 воротами
Об архитектуре можно судить по глиняным моделям из погребений:
- стоечно-балочная конструкция, стены плетеные, крыша черепичная,
карниз далеко вынесен, появился тип жилой пагоды, богатые усадьбы с внутренними дворами
Погребения:
- состоят из: аллеи духов со скульптурами крылатых львов и пилонами,
надземные святилища – цытаны и подземные сооружения
Погребальные рельефы Улянцы в ровинции Шаньдун (147-163 г.),
- 3 прямоугольных святитлища с плоскими рельефами,
-многофигурные композиции расположены фризами: сцена пира, сражение у моста
- 3 регистра: не сохр.
Казнь
Фу Си и Нюй Ва,
- плоские, нет глубины , сложное смешение масштабов больше значимость – больше размер), чиновничьи костюмы
- сцена с колесницей: встречающие с дарами, конкретизация прос-ва, вводятся иероглифы
Дата: 2019-02-24, просмотров: 265.