Общая характеристика искусства сунской эпохи (960-1127-1279 гг.) с предшествующим ей периодом Пяти династий (908-960 гг.).
Завоевание чжурженей, варварство страна меньше по площади, драматическое мироощущение, поиск гармонии в природе, неоконфуцианство (конф+буддизм+даосизм): через законы природы человек познает себя.
Архитектура: унификация строительства, более изящная, легкая, живописная, декоративная (росписи, резьба, глазурированная черепица). Свиток Чжан Цзэ-Дуаня “Вверх по реке в праздник поминовения” (начало XII в.) как источник сведений об облике столицы - Кайфына. Кайфынская
Архитектура пагод:
пагода Шицзята храма Фогунсы в Инсяне (пров. Шаньси, 1056 г.)
- 8 гранная, 6 яр.
пагода Тэта (“Железная пагода”) в Кайфыне (1041-1044 гг.).
- 8 гранная, 13 ярусов, окружены галереями, введен центр столб, богато декорирована
Скульптура:
- утеря буддизмом ведущих позиций – мало заказов
- чрезмерная рафинированность, вытянутость пропорций, лиричность
- лак , дерево, глин
Гуаньинь
- раскрашенное дерево, уставшая поза: опора на 1 руку и ногу, задумчивость
Архаты из Майцзишаня
- психологический скульптурный портрет, углубленное созерцание –расширение круга эмоций, морщины
Пейзаж на свитках эпохи Пяти династий и Северная Сун (960-1127 гг.).
Анималистического жанр
- “Олени среди листьев красного клена”,
Жанр “цветы и птицы “
Хуан Цюань (900-965 гг.):
- Альб.лист “Дикие утки в камыше” и “Растения и насекомые”
- краски вместо туши, яркие плоскости
Пейзаж
- масштабный, вертикальный, имеет мистико-философ подтекст
Цзин Хао (работал в конце IX - начале X вв.);
-трактат “Записки о приемах письма кистью”: построен на диалогах между учителе и
учеником, отрицал прямое копирование природы: необходимо раскрывать
одухотворенность природы. Космогоническое значение пейзажа
- “Гора Гуан Лу” ; тушь, пустынная природа, крошечные люди, философско
Дун Юань (работал в 937 - 975 гг.):
- “Речной пейзаж, (ок. 1000 г.)- блуждающая точка зрения, прорыв в даль
эффект обхода дает развертку горы
- «Пейзаж с рыбаками» - пространственный прорыв вдаль, подсветка зел, голуб, корич,
Цзюй Жань (вторая пол. X в.):
-“Постигающий Дао в осенних горах”: пирамидальное построение гор, дорога и дома
мелкий человек, бесконечная природа,
даль высокая, даль глубокая, даль ровная
Ли Чэн (вторая пол. X в.):
- “Читающий стелу”: крупные люди :1 стоит, 2й – на лошади
-“Буддийский храм в горах”мало воздуха, много гор
Фан Куань:
-“Путники среди гор и потоков” : верт, круговое движение взгляда, расщелина в скале
Сюй Дао-нин (раб. в первой пол. XI в.):
-“Ловля рыбы в горных потоках”- лодка – метафора человеческих поисков и желаний
Разомкнутая композиция по краям, горы засасывают
Го Си (ок. 1020 - 1090 гг.)
- “Начало весны в горах” – верт, рыжий, крупные сосны на потрескавшихся горах
апофеоз блужд точки зрения: развертка каждой вершины
Баланс туши и кисти, недосказанность пейзажа - мистичность
- “Осенний туман рассеялся над горами и равнинами”- жесткие деревья, туман вдали, гор.
- трактат “Тайное откровение науки живописца”: красота природы в ее изменчивости.
Искусство периода Южная Сун (1127-1279 гг.).
Перенос столицы в Лин-Ань (Ханчжоу).
После захвата Сев Китая, императорский двор с Ханчжоуской Академией живописи бежал на юг: настроения тоски по покинутой родине, нет масштабных свитков, в основном альбомные листы, скромные картины сельской жизни, масштаб природы сокращается, природа конкретизируется
Академия:
Ма Юань (раб. в 1190-1124 гг.):
- “ Ученый со слугой на горной террасе”: асимметрия, неустойчивая композиция
ученый и мальчик с муз инструментом
всего 2 плана, природа как декорация
- “Весной на горной тропе”: тот же ученый с мальчиком идут по тропе
- «Лунная ночь» - 2 человека и 1 дерево, лирика
- “Слива, скала и дикие утки”
Ся Гуй (раб. в 1190-1125 гг.):
- «Буря» - пятна туши, взволнованно, напряженно
- «Игра на лютне у реки» - человек под деревом у реки, спокойствие
Ма Юань и Ся Гуй как основатели т. наз. “школы ”Ма-Ся”, характеризующейся повышенной эмоциональностью.
Ли Тан
- «Деревенский лекарь» - жанрово
Ли Ди (1100-1197 гг.):
- “Возвращение пастухов в грозу”: жанровые сценки сельской жизни, тоже 2 плана,
мальчик на спине у быка задом наперед,
буйвол-темное начало, всадник-светлое
Направление “Вэньжэньхуа” - “Живопись образованных людей”:
дилетанты, пишут по вдохновению, для удовольствия, не продавали свои работы,
субъективизм, условность изображения природы, спонтанность, зыбкость, позрачность
Ми Фэй.
-“Весенние горы и сосны”:
Ин Юй-цзянь:
- “Горная деревня в тумане” (нач. XIII в.).: фрагментарное изображение домов среди гор,
2 путника, живописно, спонтанно
Художники секты Чань:
- секта созерцания, их идеал – уединенная жизнь на природе, медитация
- монахи, ушедшие из жизни, стремились запечатлеть откровение в момент просветления
- свободное отношение к канонам,писали быстро, трепетно, импульсивно
- зыбкость, неясность, неуловимость линий, развивает фантазию
Му Ци (1200-1255 гг.): свитки
“Закат над рыбачьей деревней” – розово-гол тона, ощущение печали
“Обезьяна с детенышем” – часть триптиха с Гуаньинь и аистом
обезьяна сидит на бамбуке с обмороженными листьями,
тема дискомфорта окружающего мира, милосердия
“Шесть плодов хурмы”- хурма – плод буддийского рая
сгруппировано по 2 хурмы: темные квадрат, легкие круглые, средние
Лян Кай ( конец XIII в.) свитки:
“Портрет Ли Тай Бо”- портрет по памяти, написан быстро, трепетно, как иероглиф
”Чаньский монах” – в неряшливой распахнутой одежде с голым пузом, напоминает гору
“Шестой патриарх рвет сутры” – рвет сутры над обрывом, смеясь
Итог развития пейзажа:
Северная Сун –освоение природы
Южная Сунн – население природы людьми, идея субъективности стала губительной
Альбомные листы в жанрах “Животные”, “Цветы и птицы”. Чэнь Цзюй Чжун. Чжао Мэн Цзянь: “Три друга холодной зимы”; “Бабочка” и “Трясогузка на увядшем листе лотоса” неизвестных художников.
Значение сунского пейзажа для истории искусства стран Дальнего Востока.
Китайская живопись 14-16 в.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 360.