ИСКУССТВО эпохи 5 Династий и Северная СУН (960 - 1127 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика искусства сунской эпохи (960-1127-1279 гг.) с предшествующим ей периодом Пяти династий (908-960 гг.).

Завоевание чжурженей, варварство страна меньше по площади, драматическое мироощущение, поиск гармонии в природе, неоконфуцианство (конф+буддизм+даосизм): через законы природы человек познает себя.

 Архитектура: унификация строительства, более изящная, легкая, живописная, декоративная (росписи, резьба, глазурированная черепица). Свиток Чжан Цзэ-Дуаня “Вверх по реке в праздник поминовения” (начало XII в.) как источник сведений об облике столицы - Кайфына. Кайфынская

Архитектура пагод:

 пагода Шицзята храма Фогунсы в Инсяне (пров. Шаньси, 1056 г.)

- 8 гранная, 6 яр.

 пагода Тэта (“Железная пагода”) в Кайфыне (1041-1044 гг.).

- 8 гранная, 13 ярусов, окружены галереями, введен центр столб, богато декорирована

Скульптура:

- утеря буддизмом ведущих позиций – мало заказов

- чрезмерная рафинированность, вытянутость пропорций, лиричность

- лак , дерево, глин

Гуаньинь

 - раскрашенное дерево, уставшая поза: опора на 1 руку и ногу, задумчивость

Архаты из Майцзишаня

- психологический скульптурный портрет, углубленное созерцание –расширение круга эмоций, морщины

Пейзаж на свитках эпохи Пяти династий и Северная Сун (960-1127 гг.).

 

Анималистического жанр

 - “Олени среди листьев красного клена”,

 Жанр “цветы и птицы “

Хуан Цюань (900-965 гг.):

 - Альб.лист “Дикие утки в камыше” и “Растения и насекомые”

                - краски вместо туши, яркие плоскости

 

Пейзаж

- масштабный, вертикальный, имеет мистико-философ подтекст

Цзин Хао (работал в конце IX - начале X вв.);

 -трактат “Записки о приемах письма кистью”: построен на диалогах между учителе и

             учеником, отрицал прямое копирование природы: необходимо раскрывать

             одухотворенность природы.  Космогоническое значение пейзажа

 -  “Гора Гуан Лу” ; тушь, пустынная природа, крошечные люди, философско

Дун Юань (работал в 937 - 975 гг.):

- “Речной пейзаж, (ок. 1000 г.)- блуждающая точка зрения, прорыв в даль

                                                 эффект обхода дает развертку горы

- «Пейзаж с рыбаками» - пространственный прорыв вдаль, подсветка зел, голуб, корич,

 Цзюй Жань (вторая пол. X в.):

 -“Постигающий Дао в осенних горах”: пирамидальное построение гор, дорога и дома

                                                                мелкий человек, бесконечная природа,

                                                               даль высокая, даль глубокая, даль ровная

Ли Чэн (вторая пол. X в.):

- “Читающий стелу”: крупные люди :1 стоит, 2й – на лошади

-“Буддийский храм в горах”мало воздуха, много гор

 Фан Куань:

-“Путники среди гор и потоков” : верт, круговое движение взгляда, расщелина в скале

 Сюй Дао-нин (раб. в первой пол. XI в.):

-“Ловля рыбы в горных потоках”-  лодка – метафора человеческих поисков и желаний

                                                     Разомкнутая композиция по краям, горы засасывают                                                                                             

Го Си (ок. 1020 - 1090 гг.)

 - “Начало весны в горах” – верт, рыжий, крупные сосны на потрескавшихся горах

                                            апофеоз блужд точки зрения: развертка каждой вершины

                                            Баланс туши и кисти, недосказанность пейзажа - мистичность                                                      

- “Осенний туман рассеялся над горами и равнинами”- жесткие деревья, туман вдали, гор.

- трактат “Тайное откровение науки живописца”: красота природы в ее изменчивости.

 

 

Искусство периода Южная Сун (1127-1279 гг.).

 

 Перенос столицы в Лин-Ань (Ханчжоу).

После захвата Сев Китая, императорский двор с Ханчжоуской Академией живописи бежал на юг: настроения тоски по покинутой родине, нет масштабных свитков, в основном альбомные листы, скромные картины сельской жизни, масштаб природы сокращается, природа конкретизируется

Академия:

Ма Юань (раб. в 1190-1124 гг.):

- “ Ученый со слугой на горной террасе”: асимметрия, неустойчивая композиция

                                                                   ученый и мальчик с муз инструментом

                                                                   всего 2 плана, природа как декорация

- “Весной на горной тропе”:  тот же ученый с мальчиком идут по тропе

- «Лунная ночь» - 2 человека и 1 дерево, лирика

- “Слива, скала и дикие утки”

Ся Гуй (раб. в 1190-1125 гг.):

- «Буря» - пятна туши, взволнованно, напряженно

- «Игра на лютне у реки» - человек под деревом у реки, спокойствие

Ма Юань и Ся Гуй как основатели т. наз. “школы ”Ма-Ся”, характеризующейся повышенной эмоциональностью.

Ли Тан

- «Деревенский лекарь» - жанрово

Ли Ди (1100-1197 гг.):

 - “Возвращение пастухов в грозу”: жанровые сценки сельской жизни, тоже 2 плана,

                                                       мальчик на спине у быка задом наперед,

                                                        буйвол-темное начало, всадник-светлое                                          

 

 Направление “Вэньжэньхуа” - “Живопись образованных людей”:

дилетанты, пишут по вдохновению, для удовольствия, не продавали свои работы,

субъективизм, условность изображения природы, спонтанность, зыбкость, позрачность

 Ми Фэй.

-“Весенние горы и сосны”:

 Ин Юй-цзянь:

- “Горная деревня в тумане” (нач. XIII в.).: фрагментарное изображение домов среди гор,

                                                                    2 путника, живописно, спонтанно

 

 Художники секты Чань:

- секта созерцания, их идеал – уединенная жизнь на природе, медитация

- монахи, ушедшие из жизни, стремились запечатлеть откровение в момент просветления

- свободное отношение к канонам,писали быстро, трепетно, импульсивно

-  зыбкость, неясность, неуловимость линий, развивает фантазию

 Му Ци (1200-1255 гг.): свитки

 “Закат над рыбачьей деревней” – розово-гол тона, ощущение печали

 “Обезьяна с детенышем” – часть триптиха с Гуаньинь и аистом

                                       обезьяна сидит на бамбуке с обмороженными листьями,

                                       тема дискомфорта окружающего мира, милосердия

“Шесть плодов хурмы”- хурма – плод буддийского рая

                                сгруппировано по 2 хурмы: темные квадрат, легкие круглые, средние

 Лян Кай ( конец XIII в.) свитки:

“Портрет Ли Тай Бо”- портрет по памяти, написан быстро, трепетно, как иероглиф

”Чаньский монах” – в неряшливой распахнутой одежде с голым пузом, напоминает гору

“Шестой патриарх рвет сутры” – рвет сутры над обрывом, смеясь

 

Итог развития пейзажа:

 Северная Сун –освоение природы

 Южная Сунн – население природы людьми, идея субъективности стала губительной

Альбомные листы в жанрах “Животные”, “Цветы и птицы”. Чэнь Цзюй Чжун. Чжао Мэн Цзянь: “Три друга холодной зимы”; “Бабочка” и “Трясогузка на увядшем листе лотоса” неизвестных художников.

Значение сунского пейзажа для истории искусства стран Дальнего Востока.

 

Китайская живопись 14-16 в.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 296.