Расцвет государственности, рафинированной городской культуры.
Гупты – конец древности, связанной с расцветом монастырей (они играют роль университетов)
«Атха-Шастра» - трактат об искусстве политики, домохозяйствовании
Трактат Кама Сутра - Кама – любовь, страсть, бог воплощения Вишну, с луком
Учение о Чакравартене – об идеальном правителе
Шипа-шастры – трактат о ремесле (о ваянии только по правильным пропорциям)
Жилая и дворцовая архитектура (по материалам росписей монастырей)
- строили из дерева, применяя драгоценные ткани
Гуптская классическая скульптура.
Будда из Калькуттского муз, Сарнатх, 5 в.
- стоит, мокрые одежды – прозрачный плащ облипает тело
- тело кажется имматериальным, из энергетического потока,
- пропорции вытянуты, тело=108 модулей (длина большого пальца)
Будда из Сарнатха 4-5 в
- сидит в позе лотоса, руки в мудре, волосы в пучке из мелких завитков,
-большой ажурный нимб, прозрачная одежда без складок,
- отвлеченность, одухотворенность
Будда из Матхуры 4-5 в, Калькуттский музей.
- массивная, крепкая фигура, лицо благородное, одежда облипает тело, мокрые складки
Аджанты
В скульптуре:
- эффект мокрых одежд, идеально тонкая проработка
- создается иконография: прическа из мокрых прядей, с пучком на макушке
- система жестов: 12 хаст и мудр
- отвлеченность, величие образа
- неполированная поверхность
Арзитектура и живопись Аджанты
- возник еще в 100 г.до н.э.
- обучалось 10 тыс студентов.
-на берегу реки Вагхора (тигровая река), 29 помещений
- кельи выходят в центр зал, главное – не чайтья , а вихара
- ступа превращается в трон с балдахином, на ней сидит Будда (уже не сфера мира!)
- скульптура портик живописна, но не такая, как раньше. Она была ракрашена
- Сложение в скульптуре Аджанты алтарной триады и роль живописи в этом процессе.
- принцип оформления Аджанты – живописный, сохранились на высоте 1,5 м.
Архитектура:
Вихара № 1
- на фасаде пещеры – веранда с 6 колоннами разной отделки, сам зал квадратный, с 4 сторон по 20 колонн стоят по Р кельи. Напротив входав святилище - алтарь
Первый алтарь: каменный горельеф Будды во время 1й проповеди (у ног – 2 оленя),
К нему примыкают 2 изображения: Шакья Муни (царевич с короной) и Авалокитешвара
Философское прочтение – по бокам учения – царственность и милосердие.
Свита Шакья Муни: монахи-брахманы и царевич с лотосом
Свита Авалокитешвары: митхуны, небесная музыкантша
- выпуклая нижняя губа, полузакрытые веки, темное тело с пробелами
- чувственность, одухотворенность, мягкость, эмоциональность
Чатья № 19
- вход оформлен портиком, солнечным окноми рельефами Будд, внутри – разные колонны, над ними – ниши с Буддами , ступа вытянулась:трон с балдахином, на нем стоит Будда (в чайтье 26 он сидит)
Росписи Аджанты IV-VI вв. н.э. и более ранние буддийские “фрески”, начиная с I в. н.э. Техника, материалы, красители:
- 2 слоя штукатурки (грубый и нежный), грунт и краски (на сухую штукатурку, минеральные: охра, сажа, белила, лазурит, малахит, индиго), преобладает коричнево-оранжевый колорит
- 8 гр. Столбы и потолки расписаны одинаково: челов.фигуры, цветочные гирлянды, капители, меандр, подвесные ожерелья
- потолок:- деревянные кассеты, из которых видно небо, растения, птицы,
- балки объемны, но нет единого источника света,
- в центре – рисунок навесного дер.купола
- танцовщица несет лотос Будде
- небесные музыканты, лебеди, лотосы славят Будду
- 2 человека, 2 змеи – митхуны
- белый слон – нет черных линий
Храм № 1 :джатаки- истории предыдущей жизни Будды (на фоне дворца):
- Будда на коне в окружении локапал (стражи сторон света), несут копыта коня
- Джатака и Вишвантаре: Вишвантар выходит из дворца, становится отшельником, находит хижину, царевич изображен 4 раза.
- джатака о царе нагов (змей), о царевиче Шибе (спас голубя)
Проблема композиции решается локальным освещением : зеркало
Храм № 17
- Будда встречает жену и сына (условный масштаб)
- Летящий Индра в сопровождении музыкантов и небесных дев (один Индра белокожий)
- принцесса с зеркалом и служанки
В лит-ре – стиль кавья – слащавый, украшенный
Дата: 2019-02-24, просмотров: 262.