Классическое гуптское 320 - 485 и   постгуптское 2 пол. 6 – 7 в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расцвет государственности, рафинированной городской культуры.

Гупты – конец древности, связанной с расцветом монастырей (они играют роль университетов)

«Атха-Шастра» - трактат об искусстве политики, домохозяйствовании

Трактат Кама Сутра  - Кама – любовь, страсть, бог воплощения Вишну, с луком

Учение о Чакравартене – об идеальном правителе

Шипа-шастры – трактат о ремесле (о ваянии только по правильным пропорциям)

Жилая и дворцовая архитектура (по материалам росписей монастырей)

- строили из дерева, применяя драгоценные ткани

Гуптская классическая скульптура.

Будда из Калькуттского муз, Сарнатх, 5 в.

- стоит, мокрые одежды – прозрачный  плащ облипает тело

- тело кажется имматериальным, из энергетического потока,

- пропорции вытянуты, тело=108 модулей (длина большого пальца)

Будда из Сарнатха 4-5 в

- сидит в позе лотоса, руки в мудре, волосы в пучке из мелких завитков,

-большой ажурный нимб, прозрачная одежда без складок,

- отвлеченность, одухотворенность

Будда из Матхуры 4-5 в, Калькуттский музей.

- массивная, крепкая фигура, лицо благородное, одежда облипает тело, мокрые складки

Аджанты

В скульптуре:

 - эффект мокрых одежд, идеально тонкая проработка

- создается иконография: прическа из мокрых прядей, с пучком на макушке

- система жестов: 12 хаст и мудр

- отвлеченность, величие образа

- неполированная поверхность

 

Арзитектура и живопись Аджанты

 

- возник еще в 100 г.до н.э.

- обучалось 10 тыс студентов.

-на берегу реки Вагхора (тигровая река), 29 помещений

- кельи выходят в центр зал, главное – не чайтья , а вихара

- ступа превращается в трон с балдахином, на ней сидит Будда (уже не сфера мира!)

- скульптура портик живописна, но не такая, как раньше. Она была ракрашена

- Сложение в скульптуре Аджанты алтарной триады и роль живописи в этом процессе.

- принцип оформления Аджанты – живописный, сохранились на высоте 1,5 м.

Архитектура:

Вихара № 1

- на фасаде пещеры – веранда с 6 колоннами разной отделки, сам зал квадратный, с 4 сторон по 20 колонн стоят по Р кельи. Напротив входав святилище - алтарь

Первый алтарь: каменный горельеф Будды во время 1й проповеди (у ног – 2 оленя),

К нему примыкают 2 изображения: Шакья Муни (царевич с короной) и Авалокитешвара

Философское прочтение – по бокам учения – царственность и милосердие.

Свита Шакья Муни: монахи-брахманы и царевич с лотосом

Свита Авалокитешвары: митхуны, небесная музыкантша

- выпуклая нижняя губа, полузакрытые веки, темное тело с пробелами

- чувственность, одухотворенность, мягкость, эмоциональность

Чатья № 19

- вход оформлен портиком, солнечным окноми рельефами Будд, внутри – разные колонны, над ними – ниши с Буддами , ступа вытянулась:трон с балдахином, на нем стоит Будда (в чайтье 26 он сидит)

Росписи Аджанты IV-VI вв. н.э. и более ранние буддийские “фрески”, начиная с I в. н.э. Техника, материалы, красители:

- 2 слоя штукатурки (грубый и нежный), грунт и краски (на сухую штукатурку, минеральные: охра, сажа, белила, лазурит, малахит, индиго), преобладает коричнево-оранжевый колорит

 

- 8 гр. Столбы и потолки расписаны одинаково: челов.фигуры, цветочные гирлянды, капители, меандр, подвесные ожерелья

- потолок:- деревянные кассеты, из которых видно небо, растения, птицы,

            - балки объемны, но нет единого источника света,

            - в центре – рисунок навесного дер.купола                       

            - танцовщица несет лотос Будде

            - небесные музыканты, лебеди, лотосы славят Будду

            - 2 человека, 2 змеи – митхуны

            - белый слон – нет черных линий

Храм № 1 :джатаки- истории предыдущей жизни Будды (на фоне дворца):

- Будда на коне в окружении локапал (стражи сторон света), несут копыта коня

- Джатака и Вишвантаре: Вишвантар выходит из дворца, становится отшельником, находит хижину, царевич изображен 4 раза.

- джатака о царе нагов (змей), о царевиче Шибе (спас голубя)

Проблема композиции решается локальным освещением : зеркало

Храм № 17

- Будда встречает жену и сына (условный масштаб)

- Летящий Индра в сопровождении музыкантов и небесных дев (один Индра белокожий)

- принцесса с зеркалом и служанки

В лит-ре – стиль кавья – слащавый, украшенный

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 227.