КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ИНДА. 3 - сер. 2 тыс. до н.э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ИНДА. 3 - сер. 2 тыс. до н.э

История открытия и изучения Хараппской культуры, открыта в 1920 г.

 Города северо-запада древней Индии. Мохенджо-Даро.

-около 100 тыс. жителей, земледельцы

- регулярный характер планировки: главные улицы с С на Ю, города обносились стенами

- Виды зданий: жилые дома с  внутренним двором и купальней,

                      цитадель для зерна, колодцы, водопровод (нет храмов и дворцов).

- высота зданий до 3 этажей

- строительные материалы – хорошо обожженный кирпич, штукатурка из глины и гипса

- конструкции перекрытий- плоские.

 Глиптика: печатки-омулеты

- 4 на 4 см., стеатит, слоновая кость, медь

- буйвол, коза, священный бык, носорог, тигр, слон ,мужчина с 2 тиграми, богиня змей, богиня плодородия. Вверху – пиктографические знаки, (обобщенные формы)

Круглая скульптура мелких форм.

- Танцовщица из бронзы, Танцор из Хараппы, Бюст жреца с 3-листниками, Богиня-мать,     Мужской торс с дополнительной парой рук, повозка с волами из терракоты

Ювелирное искусство: браслеты, ожерелья, стеклярус из сердолика

Чернофигурная керамика:

- на красном фоне – черные росписи: птицы, козы, олени.

- сосуд с птицами и оленями, сосуд с лепестками (геометризовано)

 

КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ГАНГА.

Сер. 2 - сер. 1 тыс. до н.э.  до IV в. до н.э.

Вторжения Ариев (скотоводы, общинно-родовой строй) и ассимиляции дравидийских племен, к концу освоения Индии – монархический строй.

До нас дошли только литературные источники (Веды) на санскрите, шрифт деванагари.

 Появление т.наз. ведической кульуры

Артхашастра об устройстве дворцовых и жилых покоев, ювелирном и декоративно-прикладном искусстве.

Веды, Махабхарата, Рамаяна и др. тексты о пантеоне божеств

Система варн и каст:

Брахманы – белый – духовенство

Кшайтрии – красный – воины

Вайши – желтый, зеленый – ремесленникики

Шудры – синий, черный – низшее

Пантеон Божеств

Варуна – (Митра) – бог неба, Космического океана

Агни – бог огня

Сурья – бог Солнца

Ушас – богиня Зари

Индра – глава пантеона, бог грозы

Брахман. Троица:

Брахма – созидатель – на гусе, лебеде        – с лотосом  – жена Сарасвати (музыка)

                                                                  с бородой, четками                                                               

Вишну –  охранитель – на гаруде (чел-птица) – с раковиной – жена Лакшми (с попугаем)

(Кама, Кришна)                                                    с мечом, дубинкой

Шива – разрушитель – на быке Канди    – с трезубцем – жена Парвати (дети Ганеша и

                                                                                                                                Картинея)

Понятие о ваханах - “ездовых животных” - как иконографических детерминантах персонажей. Древнейшие образы доарийского происхождения.

Важнейшие графические символы древней Индии:

Свастика – символ добра, солнца 4 стороны света ( лучи по часовой стрелке)

Чакра

Лингам - фаллос

▲ – муж. Начало (Пуруша)

▼ – жен. Начало (Пракрити)

Линга-йони как янтра (дух + материя)

Круг ○  –  время

Квадрат □ - простарнство

Мандала – круг в квадрате (схема устройства мира)

 

 Ведический алтарь и его происхождение (по реконструкциям): алтари(столбы в форме летящей птицы)

Военные поселения ариев и города периода расцвета рабов. государств VII-IV вв. до н.э.

Рамаяна о городе Айодхье и результаты его арх. раскопок в штате Уттар Прадеш.

Принципы градостроительства:

- круглые поселения, 4 ворот, обход по час стрелке

- регулярная застройка,улицы под уг.90,

- прямое, бочковидное, килевидное перекрытие

Дворцовая архитектура ( по текстовым источникам).

-деревянные, плетеные стены, балочное, бочковидное перекрытие

- балкончики с хорами – у богатых

Храмовая

- из камня, похожи на колесницу

- шикхара – башенная форма

Деревянная жилая архитектура (по археолого-этнографическим материалам и по реконструкциям на основе более поздних сохранившихся каменных сооружений - пещерных храмов).

 

Капитель с быком

Матрейя – Будда будущего

Авалокитешвара – Будда милосердия

Будда из Калькуттского муз, Сарнатх, 5 в.

- стоит, мокрые одежды – прозрачный  плащ облипает тело

- тело кажется имматериальным, из энергетического потока,

- пропорции вытянуты, тело=108 модулей (длина большого пальца)

Будда из Сарнатха 4-5 в

- сидит в позе лотоса, руки в мудре, волосы в пучке из мелких завитков,

-большой ажурный нимб, прозрачная одежда без складок,

- отвлеченность, одухотворенность

Будда из Матхуры 4-5 в, Калькуттский музей.

- массивная, крепкая фигура, лицо благородное, одежда облипает тело, мокрые складки

Аджанты

В скульптуре:

 - эффект мокрых одежд, идеально тонкая проработка

- создается иконография: прическа из мокрых прядей, с пучком на макушке

- система жестов: 12 хаст и мудр

- отвлеченность, величие образа

- неполированная поверхность

 

Вихара № 1

- на фасаде пещеры – веранда с 6 колоннами разной отделки, сам зал квадратный, с 4 сторон по 20 колонн стоят по Р кельи. Напротив входав святилище - алтарь

Первый алтарь: каменный горельеф Будды во время 1й проповеди (у ног – 2 оленя),

К нему примыкают 2 изображения: Шакья Муни (царевич с короной) и Авалокитешвара

Философское прочтение – по бокам учения – царственность и милосердие.

Свита Шакья Муни: монахи-брахманы и царевич с лотосом

Свита Авалокитешвары: митхуны, небесная музыкантша

- выпуклая нижняя губа, полузакрытые веки, темное тело с пробелами

- чувственность, одухотворенность, мягкость, эмоциональность

Чатья № 19

- вход оформлен портиком, солнечным окноми рельефами Будд, внутри – разные колонны, над ними – ниши с Буддами , ступа вытянулась:трон с балдахином, на нем стоит Будда (в чайтье 26 он сидит)

Росписи Аджанты IV-VI вв. н.э. и более ранние буддийские “фрески”, начиная с I в. н.э. Техника, материалы, красители:

- 2 слоя штукатурки (грубый и нежный), грунт и краски (на сухую штукатурку, минеральные: охра, сажа, белила, лазурит, малахит, индиго), преобладает коричнево-оранжевый колорит

 

- 8 гр. Столбы и потолки расписаны одинаково: челов.фигуры, цветочные гирлянды, капители, меандр, подвесные ожерелья

- потолок:- деревянные кассеты, из которых видно небо, растения, птицы,

            - балки объемны, но нет единого источника света,

            - в центре – рисунок навесного дер.купола                       

            - танцовщица несет лотос Будде

            - небесные музыканты, лебеди, лотосы славят Будду

            - 2 человека, 2 змеи – митхуны

            - белый слон – нет черных линий

Храм № 1 :джатаки- истории предыдущей жизни Будды (на фоне дворца):

- Будда на коне в окружении локапал (стражи сторон света), несут копыта коня

- Джатака и Вишвантаре: Вишвантар выходит из дворца, становится отшельником, находит хижину, царевич изображен 4 раза.

- джатака о царе нагов (змей), о царевиче Шибе (спас голубя)

Проблема композиции решается локальным освещением : зеркало

Храм № 17

- Будда встречает жену и сына (условный масштаб)

- Летящий Индра в сопровождении музыкантов и небесных дев (один Индра белокожий)

- принцесса с зеркалом и служанки

В лит-ре – стиль кавья – слащавый, украшенный

 

Паршванатх (IX в.)

- 4 гр.шикхара с дополнительными башенками остается, но пирамида зала скашивается и примыкает к шикхаре – как человек на корточках обхватил колени

- верхняя часть – геометр рельефы с математ символикой

- нижняя часть – 3 яр рельефы, разделены горизонт кружевом:

                        2 ряда богов внизу и ряд митхун сверху

Симха – морда льва, Маккара – спутник Камы (дельфин-носорог)

- стена раскрепована

- Наики в гиперрельефе, Наика умащивает волосы маслом,, Макара, Ян (бог смерти), Шива с Парвати, Кама с Рати, в руках – лук и стрелы, целится в глаз,супружеские пары

- условные тонкие одеяния

- упругий изгиб фигур

- глазной контакт супругов

- тонкий длинный нос, бровь до виска как жгут, пухлые губы, выпуклые глаза

Кандарья Махадео (рубеж X-XI вв.).

- воспроизводится в открытках, эротические сульптуры

- арх-ра сухая, с дополнит.террасами

- скульптура съедает арх-ру, въедается в нее, скульптура мельчает

- цоколь очень высокий, выше-открытые галереи,

над целой, антаралой, мандапой и входом – самостоятельные шикхары, самая высокая –       башня целлы

- геометрическая распространяется, занимает больше места, фигуративная – 2 яруса

- скульптура горельефная, маньеристичная, ласковая, нежная, кипит жизнь

- групповой секс – это жертвоприношение Каме

Храм Дурги

- Дурга – супруга Шива,

- похож на чайтьи, обнесен галерей, алтарная часть храма завершается 4 гр шикхарой

-в целле - композиция Линга Йони – фаллос и жен плодородный орган,

           (гартха грихо – дом чрева), там брахманы проводили обряды

- на цоколе скульптура божеств, шикхара украшена геометр.формами

- храмы более прозрачные, чем на Сев

 

Халибид 12 в.

- на юге – развитие закрытых огороженных  дворов, двор по периметру изнутри обнесен галереей на столбах и колоннах, прихрамовые водоемы

- основной объем – надвратный храм с призматической башней

- звезчатый план храма основной объем и шикхары,

- орнаментальная нагрузка цоколя: внизу-слоны, вверху – фризы с танцорами

- измельченная, ювелирная скульптура, в киотсах – навесах

Храм в Сомнатхпуре

- 4 шикхары, звезчатая форма

“Большой храм” в Танджоре.

- стена вырастает , загораживает храм, видна надвратная башня- гопурам,

доминирует по высоте над храмом и городом, покрыта скульптурой

- южные храмы приобретают монастырский уклад, неясные

 Храм Шивы Натараджи в Чидамбараме

 - надвратная башня гопурам – сплющенная пирамида, скульптура

- прямоуг двор с галереям вокруг храма, дополнит постройки – беседки на столбах

- ступенчатые водоемы идентичны ступенчатому объему башни

- типология арх-ры сохраняется до 16-17 в.

- стены храма покрыты скульптурой танцующих

храм Вишну ансамбля Шрирангам в Мадураи (штат Тамилнаду) XV в.

- скульптура сухая, графичная, затейливая, атектоничная

- скульптура довлеет над архитектурой, заметен упадок

 

Южноиндийская бронза:

Залежи бронзы, нужна скульптура для переноса – 25-40 см.

техника литья бронзы– потерянный воск

Ранние произведения IX и X вв. и расцвет в XI-XII вв.

Семейство Шивы: жена Парвати(Дурга), дети: Картикея – бог войны и Ганеша,

Тема Вишну и Лакшми

Шива Натараджа ( Шива в танце) 11 в.

- 4 руки с барабаном, языками пламени, в волосах – морские чудища

-в круге на постаменте, есть фронтальность, грациозная поза, законченная композиция

Шива держит в руках антилопу

- напиток в кувшине – миф об океане

Шива, Парвати и Сканда сидят на лавочке

 

Яншао – 4 тыс до н э

Луншань – 3 тыс до н э

Шан (Инь) – 3 тыс – 12 в до н э

Чжоу – 12-3 в до н э

                        –  Западгное 1027 - 771

                        –  Восточное – Чунь тю (весны осени) 771-481

                                                     – Борющихся царств 481-221

Цинь – 221 – 206 г до н э

Хань  - 206 г до н э – 220 г н э

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ

( 4 ТЫС. ДО Н.Э. - III В. ДО Н.Э.)

Неолитические культуры:

Яншао ( 4-3 тыс до н.э.), в пров. Хэнань, Шэнси

- земледельцы, жилища заглубленные

- бытовые и религиозные глиняные сосуды, от руки, потом на гонч. круге, 1400 гр.

- геометр. орнаменты имеют космогоническую символику (силы природы)

Треугольник – горы, круг – солнце, волны

- красные, черные, белые мин. краски

Луншань  ( к 3 – н 2 тыс. до н.э.)

- черные, гладкие, блестящие, без росписи

- бокалы, кружки, кубки, котелки

Искусство эпохи государства Шан (Инь) - (ок. XVI-XI вв. до н.э.):

 

- сложилось рабовладельческое гос-во, возникли города в долине Хуанхэ

Регулярный план, дворцы на глиняной платформе, стоечно-балочные конструкции

- развитие мифологии (Фу Си и Нюй Ва – прародители китайцев, Шанди – главный бог)

- культ предков, погребальные ритуалы, гробница правителя близ Аньяна

- ритуальные бронзовые сосуды как модель мира:

орнамент делится на 3 зоны (подводный мир, земля, небо),

драконы, бык, птица, маска Тао тэ – ненасытное чудовище

- высотой могли быть более 1 м, 

- тя – на 3 ногах , лэй – круглая, низкая, приплюснутая ваза, гу- кубок для вина,

цзюэ – высокий кувшин с горлом на 3 ногах,

 юй, гуй

- сосуд с драконами, сосуд для вина – сова, сосуд гуан – в виде птицы с ушами зверя,

сосуд в виде быка, сосуд в виде слона

- надписи на гадательных костях

 

Искусство периода Чжоу (XI-III вв. до н.э.),

включая период Борющихся государств - Чжаньго (V - III вв. до н.э.):

 

- в 5 в до н э появилось

конфуцанство ( обосновало соц иерархию, гос-во – одна семья)

даосизм (интерес к натурфилософии, теория о дао – изменчивости мира, Ян-муж, Инь-жен

- бытовая форма сосудов, бронза, драг метеллы, инкрустация драг камнями

- нет четкого деления на ярусы, их больше 3

- орнаменты проще, нет мифологических нагромождений,

- прост-во делится на ленты со сценами (охота), но очень стилизованно, нереалистично

- бронзовые зеркала:

круглые, без ручки, с дырочкой для шнура, в центре – квадрат, вокруг – орнамент

- лаки из Чанша (провинция Хунань)

- деревянные изделия, покрытые лаковой росписью (коробочки)

- появление арх-ры в изображениях, конкретизация пространства, тонкий орнамент

- лаковый треножник с облачным орнаментом из завитков

- крас, чер, бел

 

Искусство эпохи династии Цинь (221 - 207 г. до н.э.):

- первое объединение воюющих царств: единая письменность, мера длины, веса, деньги

Великая китайская стена

- 10 тыс миль, высота-10 м, ширина – 10 м, из земли (Минская стена – из бетона, больше)

гробница императора Цинь Ши-хуан-ди.

- насыпной холм, к которому ведет дорога,внутри – коридоры, выложенные плитами

- найдено 2 тыс  терракотовых воинов, коней в натур величину, колесница (погр№1,3)

- натурализм, разнообразие мимики

 

 Китайское искусство эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

Открыт Великий Шелковый путь – дорога на Запад через Среднюю Азию

Конфуцианство – император – это власть неба, воспитательная функция гос-ва

Лоян и Чан-Ань – центры гос-ва

- четкая, упорядоченная система города, обнесен стенами, рвом, баншями, 2 воротами

Об архитектуре можно судить по глиняным моделям из погребений:

- стоечно-балочная конструкция, стены плетеные, крыша черепичная,

карниз далеко вынесен,  появился тип жилой пагоды, богатые усадьбы с внутренними дворами

Погребения:

- состоят из: аллеи духов со скульптурами крылатых львов и пилонами,

надземные святилища – цытаны и подземные сооружения

Погребальные рельефы Улянцы в ровинции Шаньдун (147-163 г.),

- 3 прямоугольных святитлища с плоскими рельефами,

-многофигурные композиции расположены фризами: сцена пира, сражение у моста

- 3 регистра: не сохр.

                    Казнь

                   Фу Си и Нюй Ва,

- плоские, нет глубины , сложное смешение масштабов больше значимость – больше размер), чиновничьи костюмы

 - сцена с колесницей: встречающие с дарами, конкретизация прос-ва, вводятся иероглифы

Скульптура.

 колоссальная статуя Будды, Юньган из пещеры № 20 (V в.),

- высотой 15 м.,

- в позе лотоса, широкие плечи, руки на коленях, большие уши

- тяжеловесный, статичный, отрешенный, величественный, полуулыбка

- нимб нарисован на стене грота, вокруг нимба - рельеф “небесных гениев и музыкантов”

- рядом бодисатвы: стоит рука на груди

 статуи будд и бодхисаттв. Дуньхуан

- 3 ниши, в центр – Будда на троне с нимбом (Солнце)

               в боковых – бодисатвы в позе лотоса

- также есть раскр. лессовые статуи с вытянутыми пропорциями, более мягкими чертами

Иконография

Будды Шакья-Муни,

бодхисаттв Милофо (Майтрейи) - будущего

              Гуаньинь (Авалокитешвары) - милосердия

               Манцзю (Манджушри) – охраны учения

Настенные росписи Дуньхуана

 композиции первых веков нашей эры (изображения архатов), IV-VI вв.

“Джатака об олене руру”,

   - тема жертвенности, благодарности

   - в одном из воплощений Будда был оленем, его шерсть переливалась на солнце,

     он помог заключенному бежать через реку, но тот предал оленя, рассказав про него

     царю, олень стал проповедовать челов голосом,, его отпустили

 “Джатака о голодной тигрице”

 - новый мотив – сострадание, тема жертвы

- Будда прыгнул в ров, чтобы спасти тигрицу и 7 тигрят,

- тигрята похожи на иероглифы, Будда написан плохо – первое изо-е челов. Тела

“Небесные музыканты”

- обобщенность, динамичность, пластичность, легкость, использование трафаретов

- изо-я в арках, музыканты приодеты шарфиками, с муз.инструментами в руках

- яркие локальные краски: крас, зел, гол

 “Пахота”

- похоже на Матисса ; поле – вид сверху, деревья в другом масштабе – условно

- пахарь изображен схематично, животные как иероглифы, т.к. древняя традиция

 

 “Небесные музыканты”из Майцзишаня

 - цветочный дождь падает с неба

- использование трафаретов в изо-и одеяний, меняются только руки, инструменты, цвет одежды, так 4 изображения маскируются

Энтузиазм в вере некоторые исследователи называют пламенеющим стилем северовэйского искусства

 

 

Дворцовый комплекс Дамингун

- белые платформы, колонны и карнизы покрыты красным лаком

- 2 ярусные крыши, мощные кронштейны

Пагода Даяньта (652-704 гг.) Больших гусей в Сиани.

- высота 64 м, уже квадратная в сечении,

- кирпич

- мощный силуэт, 7 ярусов равномерно сужаются кверху (ярусы земного мира)

- наверху -ступа

- стены раскрепованы, окна криволинейные

Пагода Сяояньта (707 - 709 гг.) Малых гусей – 5 ярусов, 45 м

Буддийские  монастыри:

 Фогуансы (сер. IX в.) в пров. Шаньси,

- аллея-ворота-площадь-храм на платформе

- храм – павильон с 1 ярус серой крышей длиной 36 м

- торжественность, энергичность

 

Скульптура. Буддийская:

- грубоватые земные образы, земная чувственная красота,

- 3-мерные, отсоединяются от стен

- культ Будды Вайрочаны (Великое Солнце)

 Будда Лочана (Вайрочана) 672- 675 г. из монастыря Лунмэнь.

- высота 25 м

- более свободная трактовка, уже нет улыбки

- этнический тип китайца, а не индийский прототип как ранее

- искусная, тонкая моделировка лица, разное выражение с разных точек зрения

- роскошные орнаментальные нимбы, естественные складки, руки не сохр.

Живопись Танского Китая

 

Жанр «животные»

Хань Гань

«Конь императора Звезда ночи»: толстенький, пляшет на привязи

 Жанр “люди”.

Чжоу Фан : придворные темы:

- “Шахматистки” – контраст толстой и тонкой дамы, 2 служанки за спиной

- “Глажение шелка” – гладили ковшами с раскаленными углями

 -“Красавицы прошлого” – по легендам, красавицы в сопровождении собачек, аистов

 -“Обмахивающиеся веерами”.

Обогащение колорита и расширение сферы эмоций, подвластных искусству.

Гу Хуань Чжунь

-  “Ночная пирушка Хань Си-Цая” – скандальная хроника

посвящена похождениям секретаря гос канцелярии, эпиходы разделены ширмами, он в халате, он играет на барабане, тонкое идеал лицо

Жанр портрета.

Ян Ли-бэнь 7 в.

 “Властителей прошлых династий” – исторические портреты, властелины в

                                                          сопровождении слуг и придворных дам

                                                          сложные цвета(сиреневый), разный масштаб

«Портрет Фу Чэня», неизв автор

- неформальный портрет духовного лица, более интимный

- развитие науки физиогномики: добрый старичок в монашеском плаще, с чернильницей

Пейзаж

Ли Лы Сюнь (651 - 716 гг.)

Ли Чжао Дао (работал в 670 - 730 гг.): свитки

- “Путешествие императора Мин Хуана” (приписывается; к. VII- начало VIII в.).

- декоративность картин, празнично,использует драгоценные краски: лазурит, малахит,

  линии обводятся золотым контуром

- на переднем плане – процессия: то появляется, то исчезает за горами, кони радостно

  Валяются, природа ценна как сфера деятельности человека

Ван Вэй (699 - 759 гг.)

Чаньское монашество и переход к монохромному пейзажу: использует только тушь и белила, зимние темы связаны с одиночеством, холодом, дискомфортом, природа самоценна, противопоставление маленького человека природе. Плавные переходы планов

- “Просвет после снегопада в горах у реки”

Почти необитаемые заснеженные просторы, вдали –деревня, кулисные горы

- «Горы под снегом» - верт, голые деревья, горы, мелкие домики

- трактат “Тайное откровение науки живописца”:

Далекие деревья – без ветвей, далекие вершины- без камней.

Вода, снег, небо – пустота, душа художника

Нужно соблюдать принцип кулисности: далекие горы нужно снижать

Образ важнее воплощения, сначала замысел – потом кисть

(художники набирались впечатлений, путешествуя в горах и затем это изо-ли)

  Уход от жизнерадостного танского мажора

Общие характеристики танского искусства: мажорный строй, масштабность, гармоничность, полихромия. Танская эпоха как время создания “золотого фонда” сведений о мировом искусстве. Значение танского пейзажа.

 

Гуаньинь

 - раскрашенное дерево, уставшая поза: опора на 1 руку и ногу, задумчивость

Архаты из Майцзишаня

- психологический скульптурный портрет, углубленное созерцание –расширение круга эмоций, морщины

Анималистического жанр

 - “Олени среди листьев красного клена”,

 Жанр “цветы и птицы “

Хуан Цюань (900-965 гг.):

 - Альб.лист “Дикие утки в камыше” и “Растения и насекомые”

                - краски вместо туши, яркие плоскости

 

Пейзаж

- масштабный, вертикальный, имеет мистико-философ подтекст

Цзин Хао (работал в конце IX - начале X вв.);

 -трактат “Записки о приемах письма кистью”: построен на диалогах между учителе и

             учеником, отрицал прямое копирование природы: необходимо раскрывать

             одухотворенность природы.  Космогоническое значение пейзажа

 -  “Гора Гуан Лу” ; тушь, пустынная природа, крошечные люди, философско

Дун Юань (работал в 937 - 975 гг.):

- “Речной пейзаж, (ок. 1000 г.)- блуждающая точка зрения, прорыв в даль

                                                 эффект обхода дает развертку горы

- «Пейзаж с рыбаками» - пространственный прорыв вдаль, подсветка зел, голуб, корич,

 Цзюй Жань (вторая пол. X в.):

 -“Постигающий Дао в осенних горах”: пирамидальное построение гор, дорога и дома

                                                                мелкий человек, бесконечная природа,

                                                               даль высокая, даль глубокая, даль ровная

Ли Чэн (вторая пол. X в.):

- “Читающий стелу”: крупные люди :1 стоит, 2й – на лошади

-“Буддийский храм в горах”мало воздуха, много гор

 Фан Куань:

-“Путники среди гор и потоков” : верт, круговое движение взгляда, расщелина в скале

 Сюй Дао-нин (раб. в первой пол. XI в.):

-“Ловля рыбы в горных потоках”-  лодка – метафора человеческих поисков и желаний

                                                     Разомкнутая композиция по краям, горы засасывают                                                                                             

Го Си (ок. 1020 - 1090 гг.)

 - “Начало весны в горах” – верт, рыжий, крупные сосны на потрескавшихся горах

                                            апофеоз блужд точки зрения: развертка каждой вершины

                                            Баланс туши и кисти, недосказанность пейзажа - мистичность                                                      

- “Осенний туман рассеялся над горами и равнинами”- жесткие деревья, туман вдали, гор.

- трактат “Тайное откровение науки живописца”: красота природы в ее изменчивости.

 

 

Ли Тан

- «Деревенский лекарь» - жанрово

Ли Ди (1100-1197 гг.):

 - “Возвращение пастухов в грозу”: жанровые сценки сельской жизни, тоже 2 плана,

                                                       мальчик на спине у быка задом наперед,

                                                        буйвол-темное начало, всадник-светлое                                          

 

 Направление “Вэньжэньхуа” - “Живопись образованных людей”:

дилетанты, пишут по вдохновению, для удовольствия, не продавали свои работы,

субъективизм, условность изображения природы, спонтанность, зыбкость, позрачность

 Ми Фэй.

-“Весенние горы и сосны”:

 Ин Юй-цзянь:

- “Горная деревня в тумане” (нач. XIII в.).: фрагментарное изображение домов среди гор,

                                                                    2 путника, живописно, спонтанно

 

 Художники секты Чань:

- секта созерцания, их идеал – уединенная жизнь на природе, медитация

- монахи, ушедшие из жизни, стремились запечатлеть откровение в момент просветления

- свободное отношение к канонам,писали быстро, трепетно, импульсивно

-  зыбкость, неясность, неуловимость линий, развивает фантазию

 Му Ци (1200-1255 гг.): свитки

 “Закат над рыбачьей деревней” – розово-гол тона, ощущение печали

 “Обезьяна с детенышем” – часть триптиха с Гуаньинь и аистом

                                       обезьяна сидит на бамбуке с обмороженными листьями,

                                       тема дискомфорта окружающего мира, милосердия

“Шесть плодов хурмы”- хурма – плод буддийского рая

                                сгруппировано по 2 хурмы: темные квадрат, легкие круглые, средние

 Лян Кай ( конец XIII в.) свитки:

“Портрет Ли Тай Бо”- портрет по памяти, написан быстро, трепетно, как иероглиф

”Чаньский монах” – в неряшливой распахнутой одежде с голым пузом, напоминает гору

“Шестой патриарх рвет сутры” – рвет сутры над обрывом, смеясь

 

Итог развития пейзажа:

 Северная Сун –освоение природы

 Южная Сунн – население природы людьми, идея субъективности стала губительной

Альбомные листы в жанрах “Животные”, “Цветы и птицы”. Чэнь Цзюй Чжун. Чжао Мэн Цзянь: “Три друга холодной зимы”; “Бабочка” и “Трясогузка на увядшем листе лотоса” неизвестных художников.

Значение сунского пейзажа для истории искусства стран Дальнего Востока.

 

Китайская живопись 14-16 в.

Минский фарфор

- 2 пол 14 в – появился фарфор: прозрачный, зернистый, стекловидный, звонкий

- построили 9-уровневые печи с темп. 1900 гр.

- сначала использовали синий(из Ирана) и серый (местный) кобальт для обжига фарфора (поэтому первый фарфор – сине-белый)

- через 100 лет стали расписывать керамику после обжига, закрепляя роспись прозрачной поливой, так возник 5 цветный фарфор

- с 16 в – начинают вывозить в Европу , лучшее – оставляют себе

- блюдо с 5 цв росписью: пионы и парные птицы, картинная композиция (на стену)

 

Фарфор эпохи Цин

- 18-19 в – появляется много цветов, сосуды систематизируются на семейства (зеленое, черное)

- но колорит пестроват для Европы

- В Европе фарфор появился только в 7 в – мейсинский, тоже сначала сине-белый

- мелкая пластика – фигурки играющих детей, Гуан инь

 

Новое время –    17 – 19 в

Триада Якуси в Якусидзи

 - бронза: Якуси-Нёрай (Буддой - Целителем) и предстоящими бодхисаттвами Никко (Солнечного света) и Гакко (Лунного света). – очень красиво!

- типология зрелого мужа :величие, надменность, власт

- на ступне – колесо закона и свастика -появились аспекты, доступные не всем

- полуголые, живые, естественные складки , нет застылости, изогнутые тела бодисатв

- большие золотые нимбы с фигурками Будд оттеняют черную бронзу

Росписи Кондо Хорюдзи (возм., работы корейского мастера 7 в.).

- Будда Амида и бодисатвы, корич, крас, чер цвета

- сидит на троне из лотоса, линеарно, статично по срав с Аджантой, но полнокровно

- на дерев. перегородке, по штукатурке, похоже на Аджанту, но более графично и линейно

- раи четырех будд

Лаковая статуя проповедника Гандзина (ок.763).

- сидит в позе лотоса, индивидуальность

Маски: гугаку и бугаку

 

 Буддийское ИСКУССТВО ПЕРИОДА ХЭЙАН (794-1184).

Ранний хэйан 794-894

Эпоха Фудзивара 894- 1184

Новая столица Хэйан-кё.

С 10 в обращение к Китаю прекратились, т.к. там возникли гонения на буддизм. Япония закрыла страну, возникла нац. культура. Появление эзотерического буддизма секты Тэндай и Сингон).

Внешний облик и интерьеры храмов эзотерического буддизма: маленькие, в горах, подчинены местности (храм Энрякудзи)

 

Тайдзокай-мандала

- в центре Даинити Нерай, вокруг – 8 божеств, сверху – 4 божества и треугольник в круге

- темно-синий фон, серебряный контур

Конгокай-мандала (9 в) из храма Дзингодзи в Киото.

- мандала 2 миров: мир духовный и мир материальный, в центре – Даинити Нёрай – Будда Вайрочана

Живопись на свитках :

Изображения божеств в виде демонов (защитники буддизма с огромной пастью)

 Фудо- Мёо: Красный Фудо, Синий

 

Скульптура:

сложное сопоставление олбъемов, динамизм, нагромождение атрибутов

Нёирин Каннон (нач. 9 в.)

- лотосовый трон членится на лепестки, не монолитный

- 6 рук : четки, колесо закона, жемчуг, 1 рука касается лица

- в канонической позе: сидит с опорой на 1 колено

- пухлое тело, декоративно, высокая корона

 

Фудзиваро Такаёси

“Гэндзи-моногатари-эмаки”.

- любовный роман написала придворная дама Мурасаки Сикибу. Повесть о принце Гэндзи- незаконнорожденном сыне императора, который не мог претендовать на трон и посвятил жизнь удовольствиям. Повесть из 3 глав

- через 100 лет возникли иллюстрации, 8 свитков. До нас дошли 4

- живопись ямато-э: горизонт полихромные свитки с сюжетами на придворные темы,

 арх-ра по принципу снятия крыши, арх-ра – динамичное начало, фигуры – статичное

- Гэндзи в пурпурной одежде, всегда молод, жизнь проносится мимо него

- каллиграфическое изображение лиц: нос – уголок, рот – петелька

- индивидуальность достигалась сочетанием до 12 видов кимоно

- сцены: Гэндзи крадется к возлюбленной во дворец, Гэндзи с младенцем на руках,

          Гэндзи посещает больную возлюбленную, 2 дамы любуются цветением сакуры,

          Поломничество в монастырь (появился пейзаж)

Фудзиваро Набудзано

«Свитки к дневнику Мурасаки-Сикибу»

- усиление графического начала, сцена со столом и свитком


ИСКУССТВО ПЕРИОДА КАМАКУРА (1185-1333).

К концу Хэйан сформировался тип отсутствующего помещика, жившего при дворе. Поместья собирались в руках управляющих, которые окружали себя самураями. 400 лет силы накапливались и в один день они взяли императора в плен. Реальная власть перешла в руки провинц феодалов

Минамото Ёритомо основал “Правительство в палатке” ( бакуфу) в Камакуре и  принял титул великого полководца – сёгун, сёгунат (сэй-и тай сёгун) .

Утверждение идеалов воинов :мужественность, грубость, брутальность, сила.

Стихи гунка – военные эпопеи, главный герой - воин

Секта дзен – природа –космическое тело Будды, приобщение к ней – путь к истине,

                 с идеалами интуитивного просветления и техниками медитации

Арх-ра:

- сложение дзэнского монастыря: культовые, подсобные, жилые помещения равнозначны

- Сяридэн (реликварий) мон Энрякудзи) :2-яр крыша, круглые окна

 


Скульптура.

- Новое в технологии скульптуры, использование техники сухого лака.

Скульпторы Канкэй и Ункэй.

- Юж ворота Тодайдзи (Нандаймон)– охранители Нео:

- мощно, брутально, экспрессивно, 1 с открытым ртом, другой с закрытым (противостоят скрытому и открытому злу)

 

Скульптор Уннкэй-

- проповедники Сэйсин, Мусяку – активная моделировка лиц, натуралистично,

                                                         Морщины, в полный рост, в рясах

Портретная скульптура Уэсуги Сигэфуса (13 в) из мон. Мэйгэцуин в Камакура.

 - надменность, сила, асимметрия лица, застылость, фиксирован не человек, а сан

- высокая шапка, жесткие одежды

Портрет:

 Фудзивара Таканобу (1142-1205).

- Тайра Сигэмори - похож на китайский портрет чиновников, сильное волевое лицо,

                     цвета: красный, черный, золотой. черное кимоно, прикрывает рот палочкой

- Минамото Ёритомо

 

Жанр “житие”.

“Легенды горы Сиги”(12 в.).

- на Сиге монах основал жилище, посылал чашу в деревню для сбора еды, так и питался. Когда крестьянин запер чашу в амбаре, она взлетела вместе с ним и полетела к монаху, люди пришли просить его, чтобы он им вернул зерно, и он отправил мешки зерна в деревню

- дидактический характер: передается жадность людей, злоба, гротескно

- почти монохромные, с подсветкой

“Жизнеописание св. Иппэна” (1299).

- св Иппэн в сопровождении крестьян  с зонтами на фоне длинного величественного пейзажа, природа – источник вдохновения в ту тяжелую пору, похоже на северосунский.

“Путешествие преподобного Гэндзё Сандзё в Индию” (нач. 14 в.).

- изображен разрушенный индийский храм, мирная природа

Исторические свитки

“Хэйдзи-моногатари”(13 в).

- сказание о гражданской войне Хэйдзи

- единое повествование на фоне пейзажа, красный и черный колорит

- живая людская масса: повозки, быки написаны быстро и динамично

«Сказание о монгольском вторжении»

- камикадзе – ветер Богов, подул на монголов и их затопило

- японцы очень гордятся, что на их землю не ступала нога завоевателя

Легенды храма Китано Тэндзин” (13 в.)

- самурай на вершине горы, , величественная природа

Свитки о гадских мирах

“Дзигоку соси” (“Повесть об аде”)14 в.

- загоняют грешников в огонь (связано с популяризацией буддизма: показать рай и ад)

 “Повесть о голодных духах” (вторая пол 12 в.).

- жадины и скупцы становились голодными духами

Мандалы

Касуга-мандала (ок. 1300).

-приобретают пейзажную форму:-  не плоская схема, а вид сверху

- 5 храмов, из них выходят Будда и 5 бодисатв

- синтоистские ворота

“Водопад Нати”( кон. 13 в.).

- божество Ками в виде водопада

Декоративно-прикладное искусство . Лаковые изделия. Доспехи и оружие.

 

Пейзажи

Минтё

- «Хижина отшельника у горного ручья»: крупная хижина, большой текст вверху

Дзёсэцу: нач. 15 в

 - свиток “Ловля рыбы тыквой” -

Сюбун: (1448).

- “Чтение в горной хижине в бамбуковой роще”  - 2 дерева, скала, отшельник

Сэссю (Тоё Ода) (1420-1506), его своеобразие как японского художника:

- “Пейзажи четырех времен года” (1468),

- “Длинный свиток пейзажей” (1468), - лодки, мостик с людьми, крупный первый план

- “Зима” (ок. 1480),

- “Пейзаж в стиле Хабоку” (1495)- 1 коряга, рвущаяся линия передает эмоции

- “Ама-но Хасидатэ” (1506). - вид на деревню сверху, широкое огромное прост-во

 

 

Замок Мацумото 1597

- посреди озера на платформе, моногоярусный

Замок Хакуродзё (“Белой цапли”, осн. в 1580) в Химэдзи

- замок - символ богатства, центр феодальных поместий

- окружен толстыми стеами и рвом

- мощный объем, легкость белых стен и изогнутых крыш

- внутри цитадели – башня – тэнсю (ядро), по пути к ней более 10 ворот

- сложный план с жилыми покоями

Замок Нидзё (нач. 17 в)

- крупные покои военачальника

- окружен каменными стенами, сам из дерева, главный вход выделен орнаментацией

- торжественность интерьера, нет былой простоты

- росписи стен - Кано Мотонобу (1476-1559) – декоративно ,

                                                      на золотом фоне – корич стволы, зеленые кроны, птицы

Кано Мотонобу (1476-1559):

 “Водопад” - роспись раздвижных перегородок в монастыре Дайсэн-ин.

               - контурная линия + цветовая насыщенность,

                 декоративно изогнутый ствол, птицы, вода

Кано Эйтоку (1543-1590):

 ширма “Кипарис”- новый метод работы – выделяет главный сюжет и разворачивает его

                             на плоскости : золотой фон, корич ствол, белые цветы

                           - 1,7 на 4,6 м, из 8 створок

Деятельность Сэн-но Рикю (1521-1591).

Оформилась чайная церемония, создан чайный дом – тясицу  похож на хижину или рыбачий домик) и сделан из дерева.

Чайный павильон Тай-ан 1582

Архитектура Японии 17 в.

Пейзаж в японской гравюре.

Творчество Кацусика Хокусая(1760-1849);

- 30 тыс рисунков и гравюр, иллюстрации к 5000 книгам

- «Серия 36 видов Фудзи»: Большая Волна, Красная Фудзи

- «Серия Мосты»: Мост в Эдо, висячий мост

- «Серия Путешествие по водопадам страны»: Водопад Оно на дороге

 - изображал людей в их активной деятельности: ремесленники, крестьяне

- природа – естественная среда существования людей, тема родины

-ищет необычные эффектные виды

-«манга» - страницы из альомов, сцена в бане, ветер (эскизно)

 

 Андо Хиросигэ(1797-1858);

- «Серия 53 станции Токайдо» - Станция Камбара - снег

- «Серия 9 видов Канадзава» -Вечерний дождь Коэдзуми

- развитие гравюры до философских глубин, обобщений

- снова открывается мир природы – дыхание древнего пантеизма

- более лирично, камерная природа, нет грандиозности

КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ИНДА. 3 - сер. 2 тыс. до н.э

История открытия и изучения Хараппской культуры, открыта в 1920 г.

 Города северо-запада древней Индии. Мохенджо-Даро.

-около 100 тыс. жителей, земледельцы

- регулярный характер планировки: главные улицы с С на Ю, города обносились стенами

- Виды зданий: жилые дома с  внутренним двором и купальней,

                      цитадель для зерна, колодцы, водопровод (нет храмов и дворцов).

- высота зданий до 3 этажей

- строительные материалы – хорошо обожженный кирпич, штукатурка из глины и гипса

- конструкции перекрытий- плоские.

 Глиптика: печатки-омулеты

- 4 на 4 см., стеатит, слоновая кость, медь

- буйвол, коза, священный бык, носорог, тигр, слон ,мужчина с 2 тиграми, богиня змей, богиня плодородия. Вверху – пиктографические знаки, (обобщенные формы)

Круглая скульптура мелких форм.

- Танцовщица из бронзы, Танцор из Хараппы, Бюст жреца с 3-листниками, Богиня-мать,     Мужской торс с дополнительной парой рук, повозка с волами из терракоты

Ювелирное искусство: браслеты, ожерелья, стеклярус из сердолика

Чернофигурная керамика:

- на красном фоне – черные росписи: птицы, козы, олени.

- сосуд с птицами и оленями, сосуд с лепестками (геометризовано)

 

КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ГАНГА.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 243.