- ограда из песчаника.
- на балках ограды – плоский рельеф
- на столбах ворот более объемные: Лакшми, Якша - муж.бог плодородия – страж ограды
- иконография раннего буддизма: - пустой трон Будды,
- нет антропоморфного изображения Будды
- колеса закона, на осях – цветочные гирлянды
- сверху зонт – высокий сан
- поклоняющиеся идут парами (митхуны), на ездовых животных - ваханы
- в медальонах ограды джатаки: притча о благородном олене, поклонение дереву Будды
- натуралистично, гибкая, свободная трактовка
Восточные ворота Ступы в Санчи № 1, 1 в до н.э.
- 2 столба несут 3 перекладины
- рельефы перекладин: поклонение ступе, дереву бодхи - фигуры слонов похожи на резьбу по слоновой кости
- колесо закона и фигуры гениев венчают ворота вверху
- на концах балки – спирали – годовые кольца деревьев
- слоны с цветами и плодами, птицы, танцовщицы- якшини (духи плодородия),
- фигуры более объемны, чем на ступе в Бхархуте
Пещерные и скальные монастыри с чайтьями и вихарами.
Культура отшельничества издревле распространена в Индии. Монахам разрешалось только в сезон дождей пользоваться укрытиями.
На высоких берегах рек обычно вымываются пещеры. В дин. Маурьев появляется 2 типа помещений:
Чайтьи (храмовые помещения) – монолитная, высекалась из скалы, в ней – ступа для поклонения, план похож на базилику, завершается полукруглым сводом и конхой
Вихары (кельи монахоав)
Чайтьи в Бхадже , Махараштра, 2 в до н.э.
- на фасаде ниши имитируют арх-ру, вихары по ярусам
- каменный портик не сохранился
- внутри – колоннада с 2 обходом, колонны без баз и капителей
- солнечное окно (от дерев. конструкций)
- ложные стропила - гнутые балки на своде(от дерев. конструкций), стрельчатые
Чайтьи в Карли:
- высота 45 м.
- перед храмом – стамбха
- 6 солнечных окон, ранее были и решетки на них
- настоящие деревянные стропила - гнутые балки на своде
- колонны 8-гранные, базы – кувшинки, капители – лотосы, на них митхуны на слонах
- маленький интерколумний, узкие боковые нефы, большая ступа с высоким зонтом
- - портик внутри: изображения донаторов (жертвователей на строит-во храма) в виде митхун (супружеская чета), между ними триада: Будда с ававлокитешварами
- Скульптура – сосредоточие праны (энергии), резкая светотень, почти 3-мерна, без полировки песчаника- пористая бархатистая поверхность, живость, легкость улыбки, изображение гармония, счастья.
архитектура, скульптура; проблема синкретизма.
Искусство времени Кушанского государства.( I-III вв. н.э.)
Эпоха махаяны – широкий путь спасения
78 й г. – 4 буддийский Собор узаконил махаяну
Объекты поклонения антропоморфны:
- Будда Шакья Муни - Будда, Ситхартха Гаутама,
- Бодхисаттвы (бодхи-просветленный, сатва-благодать, распространяют учение среди людей)
Складываются 32, 84 признака совершенства Будды( длинные пальцы, мягкие ступни),
позы – асаны, положение рук – мудры
3 вида Будд в махаяну:
Матрейя – Будда будущего
Авалокитешвара – Будда милосердия
Маджушри – Будда охраны учения
Доделаны Ворота ступы № 1
Центры:
Матхура.
- традиционный индийский подход, мясистые губы, массивная, крепкая фигура, широкое крестьянское лицо, одежда облипает тело
- Бодхисатва Матрейя, крас. Песчаник, стоит, ладонь вверх
- Будда «капардин», красный песчаник, по пояс, ладонь вверх
Гандхара (Афганистан)
- выше техника обработки, более утонченные, эллинистические веяния, складки манерно изысканны
- Будда из Калькутского муз.: сидит в позе лотоса, нимб, волосы в пучке, глаза закрыты
- Будда Тахт-и-Бадхи: на троне в позе лотоса, завитки волос в пучке, плащ на 1 плечо
Амаравати,
- одухотворенное овальное лицо
- Рельефные плиты облицовывали ступу: многофигурные композиции: Рождение Будды, Удаление Будды в Гималаи, Оплакивание Будды учениками, Сон Майи, Искушение Будды войском Мары (живо, объемно, натуралистично, разный масштаб фигур)
ИСКУССТВО Индии IV-VI вв. н.э.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 348.