Субъективный идеализм И. Фихте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.), представитель немецкой классической философии, профессор.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение «Я-концепции». Повод к ее выдвижению – противоречия в философии Канта, учеником которого был Фихте.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

– отвергает саму идею «вещей в себе» непознаваемой разумом внешней реальности;

– единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир;

– считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;

– вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;

– «Я» не просто сознание человека, это вместилище окружающего мира, высшая субстанция.

Другой вопрос философии Фихте – проблема свободы. По Фихте, свобода – добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история – процесс распространения свободы. Основа свободы – наделение всех частной собственностью.

Философия Шеллинга

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 гг.) представитель объективного идеализма Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

натурфилософию;

– практическую философию;

– иррационализм.

В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:

– природа есть «абсолютное» первопричина и первоначало всего;

– природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;

– материя и дух едины и являются свойствами природы;

– природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью;

движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита).

Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера:

– главной проблемой человечества является проблема свободы;

– стремление к свободе заложено в самой природе человека;

– при окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй;

в дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

Другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение –  противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Философ приходит к следующим выводам:

– ход истории случаен, в истории царит произвол;

– и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

– теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) часто противоположны и не имеют ничего общего;

– в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Философия Людвига Фейербаха

1. Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872 гг.) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха:

– Древняя Греция: Демокрит и Эпикур;

– Англия Нового времени: Бэкон, Локк;

– Франция: просветители-материалисты

Однако указанные материалистические философские школы были внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

– полный разрыв с религией;

– попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения;

– материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека;

– большой интерес к социально-политическим вопросам;

– убеждение в познаваемости окружающего мира.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

– отвергает идею тождества бытия и мышления;

– не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

– логически доказывает невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир. Окружающий мир осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь выдумка Гегеля;

– не признает единства философии и религии;

– отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

– единственно существующими реальностями являются природа и человек;

– человек является частью природы;

– человек есть единство материального и духовного;

– идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

– Бог – плод воображения человека, как реальность не существует;

– природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;

– все, что нас окружает (предметы, явления) – различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.

Фейербах:

– выступает с атеистических позиций;

– Бога как самостоятельной реальности нет;

– Бог – порождение сознания человека;

– религия – фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

– распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

– корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром;

– Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек.

Л.Фейербахом были затронуты вопросы познания. Фейербах был оппонентом И.Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху:

– окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны;

– однако, безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается по мере эволюции человека, роста научно-технического прогресса: «То, что не познаем мы, познают наши потомки»;

– основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

– человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами;

– полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;

– основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

– данная религия должна быть основана не на вере в выдуманного Бога, а на иных принципах;

– необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи;

– смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Философия Фейербаха стала границей между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.