1. Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII – XVIII вв. имела свою специфику:
– материалистическую направленность;
– господство эмпиризма над рационализмом;
– интерес к социально-политическим проблемам.
Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:
– Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;
– Томас Гоббс – уделял большое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»;
– Джон Локк – изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса.
2. Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) английский философ и политический деятель, в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля.
Суть эмпиризма по Фрэнсису Бэкону заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который выразил все его философское кредо: «Знание – сила».
Бэкон предложил новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов.
Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
– «путь паука», т.е. получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует роль конкретных фактов и практического опыта. Рационалисты догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума»;
– «путь муравья», т.е. такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на сборе разрозненных фактов и доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри;
– «путь пчелы» по Бэкону – идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо:
– собрать всю совокупность фактов;
– обобщить их;
– взглянуть на проблему «снаружи»;
– используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:
– призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей. Человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Рассматривая призраки пещеры философ рассуждает о влиянии личности конкретного человека на процесс познания. В итоге личность человека, его заблуждения – «пещера» отражается в конечном результате познания;
– призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения. Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата. Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. При познании старая философия мешает проявлять новаторский подход.
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон рекомендует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».
Ф.Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации – свойства человеческого ума:
– память. Памяти соответствуют исторические науки;
– воображение. Воображению соответствует поэзия;
– рассудок. Рассудку соответствует философия.
Философия составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе и человеке.
Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:
– природу непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;
– Бога через природу;
– себя через рефлексию, то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли.
Значение философии Ф.Бэкона:
– было положено начало эмпирическому направлению в философии;
– гносеология поднялась до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
– определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;
– предпринята первая попытка классифицировать науки.
3. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) ученик Ф. Бэкона:
– в споре между эмпиризмом и рационализмом выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
– был убежденным материалистом;
– считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
– разработал теорию государства;
– первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология и проблема государства.
Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.
В качестве метода познания Т.Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.
Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище»). Книга была издана в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля. В «Левиафане» Т.Гоббс обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:
– человек обладает изначально злой природой;
– движущей силой действий человека являются личная выгода, эгоизм, страсти, и т.д.;
– указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
– право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», которая приводит к общественному и экономическому регрессу;
– в целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили «право всех на все»;
– для предотвращения «войны всех против всех», возник общий институт для регулирования жизни в обществе – государство;
– государство – многоликое, всесильное чудовище «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути». Государство – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания справедливости и жизнеспособности общества.
4. Джон Локк (1632 – 1704 гг.) развил многие философские идеи Ф.Бэкона и Т.Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий.
Основные положения философии Дж.Локка:
– мир материалистичен;
– в основе познания может лежать только опыт;
– сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом;
– источником опыта выступает внешний мир;
– цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
– идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
– идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.