Русская и советская философия XX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Русская философия ХХ века представлена:

– философией космизма (философия «золотого века», религиозная философия);

– естественно-научной философией;

– философией марксизма-ленинизма;

– философией «русского зарубежья».

2. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в.

Видными представителями религиозного направления того периода были C.H.Булгаков, братья Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и другие.

C.H.Булгаков (1871 – 1944 гг.) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении:

– в обществе это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них;

– в религии это разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).

Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А.Флоренский (1882 – дата смерти спорна – 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

Флоренский:

– рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое;

– целостный мир состоит из противоречий;

– знание открывается разуму непосредственно;

– в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.

Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

3. Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир и человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.

В.И.Вернадский (1863 – 1945 гг.) крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы:

– по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы;

– появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры;

– ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э.Циолковский (1857 – 1935 гг.) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи:

– в основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел;

– разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем. Оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела;

– во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной формой жизни во Вселенной. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

А.Л.Чижевский (1897 – 1964 гг.) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии:

– развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса;

– определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы, войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву.

4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

– материалистическое;

– социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев):

– рассматривали бытие с точки зрения естественных наук биологии, химии, физики, медицины;

– доказали атомарное строение мира.

– допускали возможность познания, изучали его механизм;

– были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу. Изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия развивалась, главным образом, как советская философия.

Советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И.Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

– 1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

– 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти. Сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В.Сталина по ряду философских вопросов;

– 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х –
80-х гг., можно отнести следующие:

– проблема ценностей;

– проблема нового толкования марксизма–ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;

– проблема гносеологии;

– проблема сознания;

– проблема идеальности;

– проблема культуры;

– проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

– Н.И.Бухарин – проблемы сознания, психики;

– А.Богданов – теория систем, «тектология»;

– А.Ф.Лосев – проблемы истории и человека;

– Л.Гумилев – вопросы истории, этногенеза;

– Ю.Лотман – общество, философия, история.

Основополагающие черты современной российской философии:

сильное влияние советской традиции, например, материализм, формационный подход к истории;

– обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и другие.

П.С.Мережковский (1864 – 1941 гг.) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

– языческий;

– приобщения к христианству;

– полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы человека и общества Мережковского это христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Н. А. Бердяева (1874 – 1948 гг.) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

– высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

– свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

– свобода человека подвергается угрозе извне;

– данную угрозу несут общество и государство, которые являются механизмом подавления;

– задача человека сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

– ключевую роль в жизни человека играет религия;

– Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

– отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»;

– человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа:

– строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму);

– Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию;

Историческая миссия России – построить «Царство Божие», то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии на Земле.

Философия Бердяева обосновывает «конец света» в будущем. Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализм – учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 – 1968 гг.), русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

– стратификации;

– социальной мобильности.

Стратификацияразделение общества на многочисленные социальные группы по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию – страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения – возможность перехода из одной страты в другую.

История, по Сорокину процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

Вопросы и задания

1. Перечислить основные направления русской философии.

2. В чем особенности древнерусской философии и раннехристианской философии Руси?

3. Сделать сравнительный анализ философии периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства.

4. Составить таблицу «Общее и различия философии XVIII в., философии XIX в., русская и советская философия XX в.».


Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.