Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Ее представители разрушали представления о Боге, окружающем мире и человеке, пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
– деистическое;
– атеистическо-материалистическое;
– утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2. Деизм – направление в философии, сторонники которого:
– допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего;
– отвергали Его последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории;
– выступали как против Бога с личностными чертами, так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).
К числу видных французских философов-деистов принадлежали Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.
3. Вольтер (наст. фамилия – Аруэ ) Франсуа (1694 – 1778 гг.) философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения:
– выступал против религии, особенно католицизма. В отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»;
– считал что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни наличие Бога, ни Его отсутствие;
– видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы держать людей под угрозой Божьего наказания;
– в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
– выступал за гуманное отношение к простому народу, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем;
– выдвинул идею «просвещенного абсолютизма».
4. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) современник и единомышленник Вольтера философ, писатель, юрист, ученый.
Шарль Луи Монтескье:
– выступал с позиций деизма, видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;
– видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
– отвергал идею бессмертия души;
– считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;
– считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом. Но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора»;
– выдвинул идею «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную;
– выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:
– идея приоритета закона;
– идея разделения властей
5. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.
Основные положения философии Руссо:
– Бог – мировую воля и мировой разум;
– материя несотворима и объективно существует всегда;
– человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
– человек не в силах до конца познать мир;
– выступал против религии, однако из-за боязни того, что в случае ее ликвидации исчезнут моральные ограничения;
– предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию»;
– был сторонником эмпирического (опытного) познания;
– считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
– обосновал право народа на восстание. Угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и создать общество по собственному усмотрению;
– в справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения;
– власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно через собрания, сходы;
– в будущем государстве должна быть применена новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
1.3.8. Атеистическо-материалистическое направление философии
французского Просвещения XVIII в.
1. Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм – направление в философии, объясняющее окружающий мир, его явления и человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Ж.Мелье, Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.-А.Гельвеций, П.-А.Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 – 1729 гг.) священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии философ-материалист:
– не допускал существования ничего сверхъестественного, в том числе и Бога;
– не верил в бессмертие души;
– считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;
– материя является первопричиной всего сущего, она вечна, реально существует, постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;
– познание – отражение материи самой материей;
– причиной социальных противоречий видел частную собственность;
– выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
– в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе занимаются трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».
Философские взгляды Дидро:
– признавал материю единственно существующей субстанцией;
– движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
– отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
– в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
– идеалом государства считал «просвещенную монархию».
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления в том, что они:
– четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм;
– выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
– обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма, согласно которому в основе познания лежат чувственные ощущения;
– считали что движение не сверхъестественное явление, а свойство материи;
– обосновали идеи социальной справедливости;
– идеологически подготовили Великую французскую революцию.
1.3.9. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление
французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв. Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Г.Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
2. Габриэль Мабли (1709 – 1785 гг.) философ, историк, писатель, один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции.
Габриэль Мабли:
– подвергал суровой критике философию Просвещения в целом. Называл свое время «веком болтовни и парадоксов»;
– отвергал и материализм, и деизм;
– считал, что атеисты, материалисты, деисты схематично подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, не уделяют внимания морали;
– главным назначением философии считал распространение морали и нравственности;
– был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, оказывают страсти, любовь к себе, тяга к удовольствиям;
– считал, что сама природа человека заставляет его жить в обществе;
– был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;
– идеалом общества видел первобытно-общинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
– считал, что его идеалы неосуществимы на практике. Частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости. Если народ и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.
3. Франсуа Бабеф (псевдоним – Гракх Бабеф) (1760 – 1797 гг.) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком.
Франсуа Бабеф:
– отвергал все философские теории, которые, не имели целью принесение народу счастья;
– подвергал жесткой критике существующее общество и государство;
– главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных;
– считал лучшим и практически осуществимым общество, где:
а) нет классового деления и частной собственности;
б) вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает;
в) существует полное экономическое и политическое равенство и совместный труд;
– был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.
В XIX и ХХ вв. учение Франсуа Бабефа о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании получило название бабувизма и нашло много сторонников.
4. Клод Сен-Симон (1760 – 1825 гг.) продолжил традицию утопического социализма во Франции, а именно:
– выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;
– видел в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества экономику (экономический детерминизм);
– выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим;
– целью философии видел создание лучшего, разумного общества;
– лучшее общество то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;
– в качестве лучшего Сен-Симон видел «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу. Критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут способности человека, так называемая «иерархия способностей». Будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану, чтобы избежать перепроизводства или дефицита;
– руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса», то есть буржуазия, но не в качестве собственников, а в качестве управляющих.
Также Сен-Симон считал, что:
– пролетариат и буржуазия сольются в один индустриальный класс;
– оптимистически смотрел в будущее – человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества;
– считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем – общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;
– выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».
5. Франсуа Фурье (1772 – 1837 гг.) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов.
Основные положения философии Ф.Фурье:
– буржуазная мораль лжива;
– атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;
– человек, история, общество развиваются по законам природы;
– буржуазное общество имеет три основных вида противоречий:
1) между личными интересами буржуазии и общественными интересами рабочего класса;
2) социально-экономические;
3) моральные (буржуазный брак и т.д.);
– идеальное общество – «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 319.