1. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия:
– развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии;
– не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.;
– отличается глубиной, всесторонностью, достаточно специфическим кругом исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
– сильная подверженность религиозному влиянию;
– специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»;
– целостность, стремление философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
– большая роль проблем морали и нравственности;
– конкретность;
– широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Русская философия изучала :
– проблема человека;
– космизм – восприятие космоса как единого целостного организма;
– проблемы морали и нравственности;
– проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом;
– проблема власти и государства;
– проблема социальной справедливости;
– проблема идеального общества;
– проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
– период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
– философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;
– философия XVIII в.;
– философия XIX в.;
– русская и советская философия XX в.
1.7.2. Период зарождения древнерусской философии
и раннехристианской философии Руси
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.
Основными темами ранней русской философии были:
– моральные и нравственные ценности;
– объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
– государство;
– право;
– природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
– первый русский митрополит Илларион. Основное произведение «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;
– Владимир Мономах. Основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы;
– Климент Смолятич. Основное произведение «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания;
– Филипп Пустынник. Основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
1.7.3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига,
становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)
1. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
– сохранение русской духовности;
– христианство;
– борьба за освобождение;
– устройство государства;
– познание.
2. Среди видных философов данного периода:
– Сергий Радонежский XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, справедливость христианства; консолидация русского народа в борьбе за свержение монголо-татарского ига;
– Филофей Псковский (XVI в.). Занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства «Москва – Третий Рим»;
– Максимилиана Грек (1475 – 1556 гг.). Отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм;
– Андрей Курбский (1528 – 1583 гг.). Выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
– Нил Сорский и Вассиан Патрикеев выступали за реформу Церкви, приближения Церкви к народу, были идеологами движения «нестяжателей» боролись против «иосифлян» сторонников сохранения прежних церковных устоев;
– Аввакум и Никон боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле. Никон за реформу обрядов и возвышение власти Церкви над государственной. Аввакум боролся за сохранение старых обрядов;
– Юрий Крижанич (XVII в.) выступал против схоластики в русской теологии, занимался вопросами гносеологии (познания), выдвинул учение о рациональном и эмпирическом познании. В качестве первопричины всего сущего видел Бога.
Русская философия XVIII в.
1. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
– философию эпохи петровских реформ;
– материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
Первым этапом была Эпоха петровских реформ: творчество Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
– вопросы устройства монархии;
– императорской власти, ее божественности и нерушимости;
– прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
– войны и мира.
Также философы данного направления занимались вопросами познания, нравственных ценностей и др.
2. Основными представителями второго этапа материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
М.В.Ломоносов (1711 – 1765 гг.):
– в философии был сторонником механистического материализма;
– заложил материалистические традиции в русской философии;
– выдвинул атомическую теорию строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц «корпускул», то есть атомов;
– допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
А.Н.Радищев (1749 – 1802 гг.). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
– декабристская философия;
– философия западников и славянофилов;
– философия Чаадаева;
– консервативная религиозная и монархическая философия;
– философия системы писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого;
– революционно-демократическая философия;
– либеральная философия.
2. Декабристская философия была представлена творчеством П.Пестеля, Н.Муравьева, И.Якушкина, М.Лунина, И.Киреевского, В.Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии декабристов – социально-политическая. Ее идеями были:
– приоритет естественного права;
– необходимость для России правового строя;
– отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
– личная свобода человека;
– ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
3. Историческая философия представлена творчеством П.Я.Чаадаева (1794 – 1856 гг.).
Основными направлениями его философии были:
– философия человека;
– философия истории.
Человек, по Чаадаеву:
– есть соединение материальной и духовной субстанций;
– жизнь человека возможна только в коллективе;
– коллективное сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное;
– жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных.
Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.
Одним из главных факторов, влияющих на историю государств и народов, по мнению философа, является географический.
Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие и крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов».
Видными представителями западников являлись А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский.
Западники усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников:
– отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет;
– Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе;
– благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы.
Согласно славянофилам:
– основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;
– русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада. Святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада;
– любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5. В противовес направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия. Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В.Федоров, К.Н. Леонтьев.
6. Н.В.Федоров (1828 – 1903 гг.) сделал основными темами своей философии:
– единство мира;
– проблему жизни и смерти;
– проблему морали и правильного (морального) образа жизни.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».
7. Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.).
Основные положения философии Леонтьева:
– капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России;
– спасение для России в отказе от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно–христианский центр по образу Византии;
– ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление;
– как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает;
– если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость и рабство;
– неравенство между людьми – желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
8. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, не только литературное, но и большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи и традиции.
Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия, которая оберегает человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
– путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен для человека. Идущий по нему потерпит крах;
– путь богочеловека – путь следования Богу. Стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
9. Другой известный русский писатель, Л.Н.Толстой (1828 – 1910 гг.), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем:
– религия должна стать простой и доступной для народа;
– Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
– смысл жизни – самосовершенствование;
– главное зло на Земле – смерть и насилие;
– необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
– в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
– государство – отживающий институт и, поскольку оно аппарат насилия, не имеет права на существование.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н.Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
10. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
– Н.Г.Чернышевский;
– народники – Н.К.Михайловский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев;
– анархист П.Кропоткин;
– марксист Г.В.Плеханов.
Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г.Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле», к идее аграрности России, личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники выступали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, средством для свержения существующего строя и перехода к социализму является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К.Маркса и Ф.Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
11. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C.Соловьев (1853 – 1900 гг.).
Основные идеи:
– идея всеединства – объединения и гармонии материальной и духовной сторон бытия;
– идея нравственности как главного аспекта жизни человека;
– идея прогресса, как всеобщей связи поколений;
– идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное). Идея воскрешения является главной целью, к которой должно стремиться человечество;
– идея Бога как выражения добра;
– идея «богочеловека». Идея жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
– идея Софии всеобщей Божественной мудрости;
– русская идея, состоящая из трех идей:
1. «Святой Руси» (Москва – Третий Рим).
2. «Великой Руси» (реформы Петра I).
3. «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.