Общая характеристика русской философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия:

– развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии;

не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.;

– отличается глубиной, всесторонностью, достаточно специфическим кругом исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

– сильная подверженность религиозному влиянию;

– специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»;

– целостность, стремление философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

– большая роль проблем морали и нравственности;

– конкретность;

– широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Русская философия изучала :

– проблема человека;

– космизм – восприятие космоса как единого целостного организма;

– проблемы морали и нравственности;

– проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом;

– проблема власти и государства;

– проблема социальной справедливости;

– проблема идеального общества;

– проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

– философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;

– философия XVIII в.;

– философия XIX в.;

– русская и советская философия XX в.

1.7.2. Период зарождения древнерусской философии
и раннехристианской философии Руси

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.

Основными темами ранней русской философии были:

– моральные и нравственные ценности;

– объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

– государство;

– право;

– природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

– первый русский митрополит Илларион. Основное произведение «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;

– Владимир Мономах. Основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы;

– Климент Смолятич. Основное произведение «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания;

– Филипп Пустынник. Основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

1.7.3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига,
становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)

 

1. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

– сохранение русской духовности;

– христианство;

– борьба за освобождение;

– устройство государства;

– познание.

2. Среди видных философов данного периода:

Сергий Радонежский XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, справедливость христианства; консолидация русского народа в борьбе за свержение монголо-татарского ига;

Филофей Псковский (XVI в.). Занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства «Москва – Третий Рим»;

Максимилиана Грек (1475 – 1556 гг.). Отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм;

Андрей Курбский (1528 – 1583 гг.). Выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

Нил Сорский и Вассиан Патрикеев выступали за реформу Церкви, приближения Церкви к народу, были идеологами движения «нестяжателей» боролись против «иосифлян» сторонников сохранения прежних церковных устоев;

– Аввакум и Никон боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле. Никон за реформу обрядов и возвышение власти Церкви над государственной. Аввакум боролся за сохранение старых обрядов;

Юрий Крижанич (XVII в.) выступал против схоластики в русской теологии, занимался вопросами гносеологии (познания), выдвинул учение о рациональном и эмпирическом познании. В качестве первопричины всего сущего видел Бога.



Русская философия XVIII в.

1. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

– философию эпохи петровских реформ;

– материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

Первым этапом была Эпоха петровских реформ: творчество Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

– вопросы устройства монархии;

– императорской власти, ее божественности и нерушимости;

– прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

– войны и мира.

Также философы данного направления занимались вопросами познания, нравственных ценностей и др.

2. Основными представителями второго этапа материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В.Ломоносов (1711 – 1765 гг.):

– в философии был сторонником механистического материализма;

– заложил материалистические традиции в русской философии;

– выдвинул атомическую теорию строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц «корпускул», то есть атомов;

– допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

А.Н.Радищев (1749 – 1802 гг.). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Русская философия XIX в.

1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

– декабристская философия;

– философия западников и славянофилов;

– философия Чаадаева;

– консервативная религиозная и монархическая философия;

– философия системы писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого;

– революционно-демократическая философия;

– либеральная философия.

2. Декабристская философия была представлена творчеством П.Пестеля, Н.Муравьева, И.Якушкина, М.Лунина, И.Киреевского, В.Кюхельбекера и других.

Основная направленность философии декабристов – социально-политическая. Ее идеями были:

– приоритет естественного права;

– необходимость для России правового строя;

– отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

– личная свобода человека;

– ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

3. Историческая философия представлена творчеством П.Я.Чаадаева (1794 – 1856 гг.).

Основными направлениями его философии были:

– философия человека;

– философия истории.

Человек, по Чаадаеву:

– есть соединение материальной и духовной субстанций;

– жизнь человека возможна только в коллективе;

– коллективное сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное;

– жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных.

Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.

Одним из главных факторов, влияющих на историю государств и народов, по мнению философа, является географический.

Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие и крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов».

Видными представителями западников являлись А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский.

Западники усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.

По мнению западников:

– отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет;

– Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе;

– благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы.

Согласно славянофилам:

– основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;

– русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада. Святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада;

– любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

5. В противовес направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия. Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В.Федоров, К.Н. Леонтьев.

6. Н.В.Федоров (1828 – 1903 гг.) сделал основными темами своей философии:

– единство мира;

– проблему жизни и смерти;

– проблему морали и правильного (морального) образа жизни.

По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.

Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».

7. Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 – 1891 гг.).

Основные положения философии Леонтьева:

– капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России;

– спасение для России в отказе от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно–христианский центр по образу Византии;

– ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление;

– как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает;

– если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость и рабство;

– неравенство между людьми – желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

8. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, не только литературное, но и большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи и традиции.

Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия, которая оберегает человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

– путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен для человека. Идущий по нему потерпит крах;

– путь богочеловека – путь следования Богу. Стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

9. Другой известный русский писатель, Л.Н.Толстой (1828 – 1910 гг.), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем:

– религия должна стать простой и доступной для народа;

– Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;

– смысл жизни – самосовершенствование;

– главное зло на Земле – смерть и насилие;

– необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

– в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

– государство – отживающий институт и, поскольку оно аппарат насилия, не имеет права на существование.

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н.Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

10. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:

– Н.Г.Чернышевский;

– народники – Н.К.Михайловский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев;

– анархист П.Кропоткин;

– марксист Г.В.Плеханов.

Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н.Г.Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле», к идее аграрности России, личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники выступали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, средством для свержения существующего строя и перехода к социализму является террор.

В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К.Маркса и Ф.Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

11. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.

Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C.Соловьев (1853 – 1900 гг.).

Основные идеи:

– идея всеединства – объединения и гармонии материальной и духовной сторон бытия;

– идея нравственности как главного аспекта жизни человека;

– идея прогресса, как всеобщей связи поколений;

– идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное). Идея воскрешения является главной целью, к которой должно стремиться человечество;

– идея Бога как выражения добра;

– идея «богочеловека». Идея жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

– идея Софии всеобщей Божественной мудрости;

русская идея, состоящая из трех идей:

1. «Святой Руси» (Москва – Третий Рим).

2. «Великой Руси» (реформы Петра I).

3. «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 188.