Рационалистическая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) французский философ и ученый-математик.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

– обосновал ведущую роль разума в познании;

– выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

– стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

– выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

– в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства?). Например, есть ли Бог, конечна ли Вселенная и т.д.?;

– абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться. Например, существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.;

– следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

– сомнение есть свойство мысли, следовательно, человек, сомневаясь, мыслит;

– мыслить может реально существующий человек;

– поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать т олько разум.

Декарт стал автором всемирно известного афоризма: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести  основополагающее понятие. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция –  это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, который вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Сотворенные Богом субстанции, то есть единичные вещи, идеи, обладают главным качеством субстанции: не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. По отношению к высшей субстанции Богу они производны, вторичны и зависят от него, поскольку сотворены им.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

материальные (вещи);

– духовные (идеи).

Р.Декарт выделяет следующие коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

– протяжение – для материальных;

– мышление – для духовных.

Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют материальная и духовная субстанции. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма, т.е. идея двойственности человека.

С точки зрения дуализма решается и «основной вопрос философии». Философ считает, что спор о том, что первично – материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особое внимание Декарт уделяет научному методу.

В качестве данного метода предлагается дедукция, но не в математическом смысле – от общего к частному, а в философском. Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания необходимо опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, получить новые. Только используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

– понятия. Например, Бог существует; «число» существует», «воля», «тело», «душа», «структура» существуют;

– суждения. Например, «целое больше своей части», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д.

Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

– расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

– изобретение новых технических средств;

– усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

2. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677 гг.) являлся последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

– проблема субстанции;

– теория познания;

– этика: вопрос соотношения свободы и необходимости.

Спиноза выдвинул учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

– существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

– данная субстанция заключает в себе окружающий Мир, Природу и Бога;

– Природа и Бог едины;

– не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над Природой. Бог внутри Природы;

– только единая Природа–Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный», т.е. «единичные вещи»;

– «единичные вещи» существуют не сами по себе, они являются проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. «Модусы» всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Сама же субстанция Природа-Бог обладает следующими качествами:

– существует самостоятельно и независима от кого-либо;

– обладает множеством свойств. Основные свойства – мышление и протяжение;

– бесконечна в пространстве и времени;

– вечна, т.е. несотворима и неуничтожима;

– неподвижна.

Главными в этике Спинозы являлись проблемы:

– детерминизма (обусловленности всего в природе);

– соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам

– свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

– Бог-Природа наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

– желая в душе быть свободным, человек плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением, и вынужден мириться с необходимостью;

– путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

– свобода – это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

– максимально познать необходимость в виде субстанции Природы-Бога;

– освободиться от печали, радости, влечений и т. д., так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

Спиноза делает вывод «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

3. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) немецкий математик, юрист, философ, принадлежал к философскому направлению рационализма.

Он исследовал следующие проблемы:

– субстанции;

– познания.

Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

Основные идеи:

– весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

– данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого – «единое»; «единица»);

– монада проста, неделима, не является материально-вещественным образованием;

– монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

– по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

– монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

– «голые монады» лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

– монады животных обладают ощущениями, но самосознание неразвито;

– монады человека (души) обладают сознанием, памятью, мышлением;

– высшая монада – Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

 Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

– все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»;

– «истины разума», могут быть доказаны логически;

– «истины факта» знания, полученные эмпирическим путем, лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

– несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, его нельзя игнорировать в качестве знания.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться путем получения не только одного вида знаний: либо рационального, либо опытного, а их обоих видов. Одно из них рациональное, полученное на основе разума, будет носить достоверный характер, а другое эмпирическое, основанное на опыте, будет носить лишь вероятностный характер.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.