К.Маркс и Ф.Энгельс создали теорию о материалистическом понимании истории (исторический материализм). Суть исторического материализма:
– на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в производственные отношения;
– производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общественных отношений;
–государственные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
– базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
– в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, выделяются общественно-экономические формации:
а) первобытнообщинный строй: низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества;
б) рабовладельческое общество: экономика основана на рабстве;
в) азиатский способ производства: особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);
г) феодализм: экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян;
д) капитализм: промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих;
е) социалистическое (коммунистическое) общество: общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
– рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
– уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
К.Марксом и Ф.Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:
– средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, так называемая «рабочая сила»;
– процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату;
– прибавочная стоимость. Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда в виде зарплаты, разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
– товарный фетишизм – наделение благ, к приобретению или сбыту которых обращаются люди, различными сверхъестественными свойствами, превращение их в объекты поклонения. В результате этого процесса стоимость товара возрастает, поскольку его ценность как объекта обладания значительно выше, чем его действительная цена.
– эксплуатация человека человеком.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
– будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
– будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
– частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
– произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.