Тема 1.8. Основные направления философии ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда.

2. Аналитическая психология Карла Густава Юнга.

3. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма.

4.Современная теологическая философия.

5. Основные направления современной позитивистской философии.

6. Герменевтика.

7. Экзистенциализм.

8. Прагматизм.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

1. Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и различных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного – особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения из сознания в бессознание отрицательных эмоций, опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики, как способа психологической зашиты.

Особая форма жизни бессознательного – сны. По Фрейду, сны это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая;

– динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет – в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев – Оно, Я, Сверх-Я.

– «Оно» – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека;

– «Я» – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики;

– «Сверх-Я» – внешняя реальность, законы, запреты, мораль, культурные традиции.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Также «Сверх-Я» нормы и запреты часто подчиняет «Я».

Таким образом, «Я» человека по Фрейду есть «несчастное человеческое Я». Оно испытывает мощное давление с трех сторон:

бессознательного «Оно»;

– внешнего мира;

– норм, запретов «Сверх-Я»;

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

– удовольствия –  психика ищет пути к удовольствию;

– вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи асоциальные, сексуальные.

4. С 1905 года Фрейд работает над проблемой «ядра» бессознательной сферы и выдвигает сначала так называемую «первую психоаналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 гг. После 1920 года – «вторую психоаналитическую систему».

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит «либидо» сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

– в других сферах жизни через преобразование сексуальной энергии в несексуальную.

Причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

– «выпущен на свободу» через, как сексуальные, так и несексуальные действия;

– вытеснен в бессознательное;

– подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы – Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.