Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для эпохи Возрождения был характерен повышенный интерес к человеку, проблеме государства, устройству общества, взаимоотношений Церкви, государственных институтов и верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

– философия Реформации;

– политическая философия;

– философия социалистов-утопистов.

1. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма.

Предпосылками возникновения данного направления были:

– зарождение и укрепление класса торгово–промышленной буржуазии;

– незаинтересованность политической элиты в чрезмерной власти Папы Римского и католической Церкви;

– кризис и моральное разложение католической Церкви, практика выдачи индульгенций;

– распространение в Европе идей гуманизма;

– рост самосознания личности, индивидуализм.

В Реформации выделяются два основных течения:

– бюргерско-евангелическое;

– народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М.Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т.Мюнцера.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической, а в некоторых странах и вооруженной борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера:

– общение между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как Церковь;

– церковь должна стать демократичной, а обряды должны быть понятными людям;

– необходимо уменьшение влияния на политику государств со стороны Папы Римского и духовенства;

– дело служения Богу не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

– необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

– необходимо запретить индульгенции.

Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

– ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

– людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть;

– все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

– выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

– профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

– добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению;

– успех в работе – признак богоизбранности;

– вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение, но и воплотил протестантизм на практике:

– добился признания реформированной кальвинистской Церкви в качестве официальной;

– упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы. Сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»;

– подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

– провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе. Были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом Реформации стало падение католицизма в ряде государств и религиозный раскол в Европе:

– в Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии победил протестантизм;

– в Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии сохранился католицизм

2. Политическая философия.

Если философия Реформации, занималась проблемами отношений между Богом, Церковью, человеком и государством, то политическая философия исследовала:

– проблемы управления реально существующим государством;

– методы влияния на людей;

– приемы политической борьбы.

Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) итальянский политический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

– человек обладает изначально злой природой;

– движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

– для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация – государство;

– правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

– правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку правитель будет свергнут либо соратниками, либо противниками;

– правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

– в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

3. Философия социалистов-утопистов.

В эпоху Возрождения философы основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства. Поскольку их проекты были оторваны от реальности и неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) считается основателем утопического социализма..

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т.Мор изложил в произведении «Утопия», сгреческого переводится, как место, которого нигде нет.

Согласно Т.Мору в Утопии:

– не существует частной собственности;

– все граждане участвуют в производительном труде;

– труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

– все произведенные продукты поступают в собственность общества и равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

– от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

– первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» т.е. трудовой коллектив;

– все должностные лица избираются;

– мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности;

– жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 – 1639 гг.). В произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество.

По Кампанелле, в Городе Солнца:

– отсутствует частная собственность;

– все граждане участвуют в производительном труде;

– результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

– труд совмещается с одновременным обучением;

– жизнь регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

– большое внимание уделяется воспитанию. После рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам;

– во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, который избирается соляриями. Это Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 310.