Для эпохи Возрождения был характерен повышенный интерес к человеку, проблеме государства, устройству общества, взаимоотношений Церкви, государственных институтов и верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:
– философия Реформации;
– политическая философия;
– философия социалистов-утопистов.
1. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма.
Предпосылками возникновения данного направления были:
– зарождение и укрепление класса торгово–промышленной буржуазии;
– незаинтересованность политической элиты в чрезмерной власти Папы Римского и католической Церкви;
– кризис и моральное разложение католической Церкви, практика выдачи индульгенций;
– распространение в Европе идей гуманизма;
– рост самосознания личности, индивидуализм.
В Реформации выделяются два основных течения:
– бюргерско-евангелическое;
– народное.
Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М.Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т.Мюнцера.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической, а в некоторых странах и вооруженной борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера:
– общение между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как Церковь;
– церковь должна стать демократичной, а обряды должны быть понятными людям;
– необходимо уменьшение влияния на политику государств со стороны Папы Римского и духовенства;
– дело служения Богу не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
– необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
– необходимо запретить индульгенции.
Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
– ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
– людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть;
– все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
– выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
– профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
– добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению;
– успех в работе – признак богоизбранности;
– вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение, но и воплотил протестантизм на практике:
– добился признания реформированной кальвинистской Церкви в качестве официальной;
– упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы. Сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»;
– подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
– провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе. Были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.
Результатом Реформации стало падение католицизма в ряде государств и религиозный раскол в Европе:
– в Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии победил протестантизм;
– в Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии сохранился католицизм
2. Политическая философия.
Если философия Реформации, занималась проблемами отношений между Богом, Церковью, человеком и государством, то политическая философия исследовала:
– проблемы управления реально существующим государством;
– методы влияния на людей;
– приемы политической борьбы.
Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) итальянский политический деятель, философ и писатель.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
– человек обладает изначально злой природой;
– движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
– для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация – государство;
– правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
– правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку правитель будет свергнут либо соратниками, либо противниками;
– правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
– в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
3. Философия социалистов-утопистов.
В эпоху Возрождения философы основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства. Поскольку их проекты были оторваны от реальности и неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор (1478 – 1535 гг.) считается основателем утопического социализма..
Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т.Мор изложил в произведении «Утопия», сгреческого переводится, как место, которого нигде нет.
Согласно Т.Мору в Утопии:
– не существует частной собственности;
– все граждане участвуют в производительном труде;
– труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
– все произведенные продукты поступают в собственность общества и равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
– от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
– первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» т.е. трудовой коллектив;
– все должностные лица избираются;
– мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности;
– жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 – 1639 гг.). В произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество.
По Кампанелле, в Городе Солнца:
– отсутствует частная собственность;
– все граждане участвуют в производительном труде;
– результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
– труд совмещается с одновременным обучением;
– жизнь регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
– большое внимание уделяется воспитанию. После рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам;
– во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, который избирается соляриями. Это Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 310.