1. Сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
– единственной реальностью является идея;
– идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
2. Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.), английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
– само понятие материи ложно;
– существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
– материализм – тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (материю) по отношению к идее;
– первичность идеи легко доказуема – перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
– единственная очевидная реальность есть сознание человека;
– со смертью человека и его сознания исчезает все;
– высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.), английский философ, субъективный идеалист –придерживался следующих взглядов:
– проблема отношения бытия и духа неразрешима;
– человеческое сознание склонно к идеям;
– сам человек есть концентрированная идея;
– без своей идеальной сущности. Например, без воспитания, опыта, системы ценностей человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир.
Вопросы и задания
1. Перечислить основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
2. Найти общие положения направлений гуманизма, неоплатонизма, натурфилософии.
3. Раскрыть особенности социально-политической философии эпохи Возрождения.
4. Перечислить основные направления арабской философии средних веков.
5. Сделать сравнительный анализ рационализма и эмпиризма как направлений в философии.
6. В чем сущность учения о субстанции Р.Декарта?
7. Дать характеристику английской философии Нового времени.
8. В чем заключается историческое значение философии Лейбница?
9. Дать общую характеристику философии французского Просвещения XVIII в.
10. Сделать сравнительный анализ философских учений французских социалистов-утопистов.
Тема 1.4. Немецкая классическая философия как явление мировой философии,
ее основные направления и идеи
План:
1. Общая характеристика немецкой философии XVIII – XIX века.
2. Философия Иммануила Канта.
3. Философия Гегеля.
4. Философия Фихте.
5. Философия Шеллинга.
6. Философия Людвига Фейербаха
7. Философия вульгарных материалистов.
Общая характеристика немецкой философии XIX века
1. Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии.
В немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
– немецкая классическая философия первой половины XIX в.;
– материализм середины и второй половины XIX в.;
– иррационализм второй половины и конца XIX в., так называемая «философия жизни».
2. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
– Иммануила Канта (1724 – 1804 гг.);
– Иоганна Фихте (1762 – 1814 гг.);
– Фридриха Шеллинга (1775 – 1854 гг.);
– Георга Гегеля (1770 – 1831 гг.);
– Людвига Фейербаха (1804 – 1872 гг.).
3. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
– объективный идеализм Канта и Гегеля;
– субъективный идеализм Фихте;
– материализм Фейербаха.
Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант.
Если изначально философский интерес Канта был направлен на проблемы естествознания и природы, то затем основным полем его научных изысканий стала так называемая критическая философия. Основные идеи критической философии Канта были связаны с преодолением ошибок предыдущей философской традиции и нашли свое выражение в трех фундаментальных философских произведениях Канта:
– «Критика чистого разума»;
– «Критика практического разума»;
– «Критика способности суждения».
2. В основе философских исследований Канта лежит проблема познания.
В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности.
Кант выдвинул гипотезу, согласно которой:
– причиной трудностей при познании является не окружающая действительность, т.е. объект, а субъект познавательной деятельности, т.е. человек, а точнее, его разум.
– познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены, т. е. разум не может всего;
– как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные возможности познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия;
– данные неразрешимые противоречия, которые были обнаружены Кантом – четыре. Кант назвал антиномиями:
1) ограниченность пространства;
2) простое и сложное;
3) свобода и причинность;
Наличие Бога.
Наличие антиномий, по Канту служит доказательством наличия границ познавательных способностей разума.
4. «Вещь в себе» одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Кант считал, что в познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
– собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия, т.е. антиномии;
– внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.
Согласно Канту само человеческое сознание, имеет свою структуру, которая включает в себя:
– формы чувственности: пространство и время;
– формы рассудка категории – предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений;
– формы разума это окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о высших идеях.
5. Наряду с «чистым разумом» сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность.
И. Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом:
– человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
– человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
6. Социально-политические взгляды И.Канта:
– человек наделен изначально злой природой;
– спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону;
– был сторонником распространения демократии и правового порядка;
– осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества.
7. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
– дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы;
– выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
– сформулирован категорический императив – моральный закон;
– выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
– осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Философия Г.В.Ф. Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831гг.), один из самых авторитетных философов своего времени, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
– теория объективного идеализма. Главным понятием объективного идеализма является абсолютная идея – Мировой дух;
– диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
– «Феноменология духа»;
– «Наука логики»;
– «Философия права».
2. Главная идея онтологии Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи.
Абсолютная идея – это:
– единственно существующая подлинная реальность;
– первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
– Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
3. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
– окружающего мира;
– природы;
– человека;
– после отчуждения через мышление и деятельность человека, ход истории возвращается снова к самому себе, то есть происходит круговорот Абсолютного духа.
Отчуждение включает в себя:
– творение материи из воздуха;
– сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком). Через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
– искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
4. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
– проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
– познает себя через познавательную деятельность человека;
– творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
5. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики в том, что:
– Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы содержат в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод);
– стороны единого бытия и Мирового духа находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
– единство и борьба противоположностей – основа всеобщего существования и развития.
По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
6. Социально-политические взгляды Гегеля:
– государство – форма существования Бога в мире;
– право – наличное бытие (воплощение) свободы;
– общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
– богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
– противоречия, конфликты в обществе не зло, а благо, двигатель прогресса;
– противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
– «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что «Все разумное действительно, а все действительное разумно».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 379.