План:
1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
2. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.
3. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
4. Основные характеристики философии Нового времени.
5. Рационалистическая философия.
6. Английский эмпиризм Нового времени.
7. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика. Деистическое направление.
8. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
9. Утопическое направление французской философии.
10. Субъективный идеализм в Англии XVIII века.
1.3.1. Основные направления и характерные черты
философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность и вера в великий физический и духовный потенциал человека.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
– совершенствование орудий труда и производственных отношений;
– развитие ремесла и торговли;
– появление первых парламентов;
– кризис Церкви;
– повышение уровня образованности в Европе в целом;
– великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
– научно–технические изобретения и открытия:
2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
– гуманистическое XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. В центре внимания человек, его достоинство, величие и могущество, Критика догм Церкви;
– неоплатоническое сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. Они развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
– натурфилософское XVI – нач. XVII вв., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. Они, опираясь на астрономические и научные открытия, пытались развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания,
– реформационное XVI – ХVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин. Они стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
– политическое XV в. Ярким представителем является Николо Макиавелли. Занимался изучением проблем управления государством, поведение правителей;
– утопическо-социалистическое XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. Философы данного направления искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. Черты философии эпохи Возрождения:
– антропоцентризм и гуманизм, то есть преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
– оппозиционность к Церкви и церковной идеологии;
– принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
– большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
– торжество индивидуализма;
– распространение идеи социального равенства.
1.3.2. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления
философии эпохи Возрождения
В философии эпохи Возрождения XIV – ХVII вв. выделяют следующие направления:
–гуманистическое;
– неоплатоническое;
– натурфилософское;
– реформационное;
– политическое;
– утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.
1. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – сер. XV вв. Его центром была Италия.
Основные черты гуманизма:
– антицерковная направленность;
– стремление уменьшить всемогущество Бога;
– антропоцентризм – особое внимание к человеку;
– жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним относились Данте Алигьери и Франческо Петрарка.
Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) автор «Божественной комедии». В своем произведении Данте:
– воспевает христианство, но высмеивает противоречия и догмы христианского учения;
– восхваляет человека; и не рассматривает его как божественное создание;
– верит в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу.
Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.) автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте:
– человеческая жизнь дается один раз и поэтому она уникальна;
– человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
– человеку принадлежит свобода выбора;
– загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
– человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
– внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
2. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Теоретики неоплатонизма:
– предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей;
– не отрицали божественную природу человека, но, рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
– призывали к созданию целостной мировой философской системы.
3. Натурофилософия получила распространение в период позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе и, особенно, Италии. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Представители натурфилософии:
– обосновывали материалистический взгляд на мир;
– стремились отделить философию от теологии;
– выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;
– считали, что мир познаваем благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 284.