Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

2. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.

3. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.

4. Основные характеристики философии Нового времени.

5. Рационалистическая философия.

6. Английский эмпиризм Нового времени.

7. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика. Деистическое направление.

8. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

9. Утопическое направление французской философии.

10. Субъективный идеализм в Англии XVIII века.

1.3.1. Основные направления и характерные черты
философии эпохи Возрождения

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность и вера в великий физический и духовный потенциал человека.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

– совершенствование орудий труда и производственных отношений;

– развитие ремесла и торговли;

– появление первых парламентов;

– кризис Церкви;

– повышение уровня образованности в Европе в целом;

– великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

– научно–технические изобретения и открытия:

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. В центре внимания человек, его достоинство, величие и могущество, Критика догм Церкви;

– неоплатоническое сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. Они развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

– натурфилософское XVI – нач. XVII вв., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. Они, опираясь на астрономические и научные открытия, пытались развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания,

– реформационное XVI – ХVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин. Они стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

– политическое  XV в. Ярким представителем является Николо Макиавелли. Занимался изучением проблем управления государством, поведение правителей;

– утопическо-социалистическое XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. Философы данного направления искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. Черты философии эпохи Возрождения:

– антропоцентризм и гуманизм, то есть преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

– оппозиционность к Церкви и церковной идеологии;

– принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

– большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

– торжество индивидуализма;

– распространение идеи социального равенства.

1.3.2. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления
философии эпохи Возрождения

В философии эпохи Возрождения XIV – ХVII вв. выделяют следующие направления:

гуманистическое;

– неоплатоническое;

– натурфилософское;

– реформационное;

– политическое;

– утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.

1. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – сер. XV вв. Его центром была Италия.

Основные черты гуманизма:

– антицерковная направленность;

– стремление уменьшить всемогущество Бога;

– антропоцентризм – особое внимание к человеку;

– жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним относились Данте Алигьери и Франческо Петрарка.

Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) автор «Божественной комедии». В своем произведении Данте:

– воспевает христианство, но высмеивает противоречия и догмы христианского учения;

– восхваляет человека; и не рассматривает его как божественное создание;

– верит в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.) автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте:

– человеческая жизнь дается один раз и поэтому она уникальна;

– человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

– человеку принадлежит свобода выбора;

– загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

– человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

– внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

2. Неоплатонизм –  идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Теоретики неоплатонизма:

– предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей;

– не отрицали божественную природу человека, но, рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

– призывали к созданию целостной мировой философской системы.

3. Натурофилософия получила распространение в период позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе и, особенно, Италии. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Представители натурфилософии:

– обосновывали материалистический взгляд на мир;

– стремились отделить философию от теологии;

– выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;

– считали, что мир познаваем благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 231.