Томизм (от лат. Thomas – Фома) – учение в схоластической философии основанное Фомой Аквинским.
Доктрина томизма выступает учением о способах постижения догматов веры посредством разума. Именно в этом заключается отличие томизма от патристики, которая основывается на интуиции. В1277 году томизм был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к XIV веку получил признание в различных философских школах.
1. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.), доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
Фома Аквинский выдвигает пять доказательств существования Бога:
– движение: все, что движется, движимо кем-то или чем-то другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
– причина: все, что существует, имеет причину, следовательно, первопричина всего – Бог;
– случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
– степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.), следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
– цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, следовательно, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели. Этим началом является Бог.
2. Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего:
– разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение – одна из ключевых идей католичества;
– подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
– подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
– считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога;
– доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть «Бог дал. Бог взял» а, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
– сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим. Он вечен и не зависит от внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
– все состоит из материи и формы (идеи);
– суть любой вещи – единство формы и материи;
– идея (форма) любой вещи троична:
а) существует в Божественном разуме;
б) существует в самой вещи;
в) существует в восприятии (памяти) человека.
3. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
– откровение и разум (вера и знание) не одно и то же, как считал Августин Блаженный, а различные понятия;
– вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; дают истинное знание;
– если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
– все в мире делится на то, что можно познать рационально разумом, и то, что разумом непознаваемо;
– разумом можно познать факт существования Бога, бессмертие человеческой души и др.;
– не поддаются рациональному разумному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а, следовательно, они могут быть познаны через Божественное откровение;
– философия и теология являются разными науками;
– философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
– все остальное, то есть божественное откровение может познать только теология.
4. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
– даны пять доказательств существования Бога;
– систематизирована схоластика;
– закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него,
– определены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
– разделены философия и теология. Причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии.
В 1878 г . учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте общее понятие и характерные черты китайской философии.
2. В чем заключаются проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии?
3. Каковы основные положения даосизма?
4. Проанализируйте основные положения конфуцианства с позиции этики современного делового общения.
5. Назовите основные идеи легизма.
6. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из них.
7. Раскройте основные идеи буддизма.
8. Охарактеризуйте основные черты древнегреческой философии.
9. Перечислите философские школы досократического периода. Дайте их общую характеристику.
10. Перечислите основные положения философии софистов и Сократа.
11. В чем суть философии киников и стоиков.
12. Назовите основные идеи онтологии и гносеологии Платона.
13. В чем заключается историческое значение философии Аристотеля?
14. Назовите основные идеи философии Эпикура.
15. Какие основные идеи разрабатывала теологическая философия средних веков?
16. Перечислите основные идеи философии Августина Блаженного.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 268.