1. Средневековой теологической философией называется философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Достигла высшего расцвета в V – XIII вв. в период между распадом Западной Римской империи в 476 г. и началом эпохи Возрождения.
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Августин Блаженный (354 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).
2. Основные черты средневековой теологической философии:
– теоцентризм, согласно которому, главной причиной всего сущего и основным предметом философских исследований являлся Бог;
– господство библейских догматов о творении всего Богом и откровении Бога о Самом Себе;
– человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога. Тем самым подчеркивалась божественная сущность человека;
– провозглашался принцип свободы воли человека, но в рамках божественного предопределения;
– выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых, как души, так и тела в будущем, но при богоугодном поведении;
– выдвигался догмат о спасении человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
– мир считался познаваемым через познание Бога, Это познание может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, оторванностью от реального мира, воинственностью, и догматизмом.
3. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.
Согласно догмату творения:
– Бог сотворил окружающий мир из ничего;
– природа не может творить сама себя;
– Бог вечен, постоянен и Он везде;
– поскольку мир и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен.
Согласно догмату откровения:
– мир можно познать, только познав Бога;
– Бог недоступен для познания;
– несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя, дав информацию о Себе через откровение, т.е. Библию;
– Бога можно познать лишь через веру.
4. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Она также решается исходя из идеи творения:
– окружающий мир сотворен Богом;
– Бог является носителем добра и справедливости, а, следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
– зло в мир приносит сатана – падший ангел, восставший против Бога;
– в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
В отношении проблемы добра и зла теологическая философия средневековья носит оптимистический характер.
5. Средневековая теологическая философия в, в отличие от античной, не противопоставляет материю и идею, материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы, например, Аристотель считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на:
– бытие – экзистенцию, которая показывает, есть ли вещь вообще, то есть существует или не существует;
– сущность – эссенцию. Эссенция характеризует вещь, отвечая на следующие вопросы:
а) Что такое вещь?
б) Какая вещь?
в) Для чего она существует?
Только в Боге сущность и существование совпадают.
6. Господствующим методом средневековой теологической философии являлась схоластика:
– оторванность от реальной действительности;
– замкнутость и консерватизм;
– крайний догматизм; полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям;
– схематичность и назидательность.
Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа) т.к. данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Цель данной дисциплины – философски обосновать религиозное догматы Церкви. За что и получила прозвище «Философия – служанка богословия».
7. Значение средневековой теологической философии:
– стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;
– сохранила и развила античные философские идеи в христианском учении;
– способствовала расчленению философии на новые сферы. Кроме онтологии – учения о бытие, выделилась гносеология – учение о познании;
– способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
– положила начало эмпирическому и рационалистическому направлений философии;
– выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.