Историческое значение философии Платона в том, что:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– положено начало идеализму, так называемая «линия Платона»;

– впервые глубоко исследованы проблемы общества, государства и законы;

– была создана философская школа Академия, просуществовавшая около 1000 лет.

Академия Платона  религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г до н.э. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет до 529 г . н.э.

Философия Аристотеля

1. Аристотель настоящее имя Стагирит (384 – 322 гг. до н.э.), древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика».

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую («первичная философия»), изучающую проблемы бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений;

практическую, изучающую деятельность человека и устройство государства;

поэтическую.

Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

2. Аристотель выступил с критикой философии Платона за то, что Платон оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью;

– существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

– данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»). В качестве доказательства философ приводить следующие примеры:

1. Существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади, воплощением которой данная лошадь является.

2. Существует только конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула».

3. Существует только конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.

– индивидуумы являются первичной сущностью, а виды индивидуумов (лошади вообще, дома вообще и т. д.) являются вторичной сущностью.

3. Дать ответ на вопрос, что такое бытие Аристотель пытается через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). По Аристотелю, бытие –  это субстанция, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Согласно Аристотелю без  категорий немыслимо само бытие.

4. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой. Например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.

Рассматривая данную проблему, философ приходит к выводам о том, что:

– все сущее на Земле обладает потенцией и формой;

– изменение либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета;

– высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

5. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

– растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения;

животная душа обладает этими же функциями (питание, рост, размножение), однако, благодаря животной душе организм дополняется функциями ощущения и желания;

разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из окружающего мира.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

6. Аристотель считает, что человек:

– по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

– отличается от животных наличием мышления и разума;

– имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными, то есть жить в коллективе.

Именно потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством и распределением материальных благ, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

7. Регулирующим механизмом общества является государство. Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения.

Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.

Элементы государства.

1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру)

2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти)

3. Единый культ.

4. Армия.

5. Общий запас.

6. Единые представления о справедливости.

Аристотель оправдывает частную собственность. "Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.

Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство) . Существует шесть типов государства:

– монархия;

– тирания;

– аристократия;

– крайняя олигархия;

– охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

– полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства – это тирания, крайняя олигархия и охлократия и «хорошие» - это монархия, аристократия и полития.

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

– дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

– дал определение бытия через категории;

– определил сущность материи;

– выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

– дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему.

Философия Эпикура

Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.), древнегреческий философ-материалист.

1. Философия Эпикура делится на три больших раздела:

– физика – учение о природе и космосе;

– каноника – учение о познании;

– эстетика – учение о человеке и его поведении.

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе («физика») являются следующие:

– ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной. Т.о. Эпикур вывел закон сохранения материи;

– вселенная вечна и бесконечна;

– вся материя состоит из атомов и пустоты, которые вечны;

– атомы находятся в постоянном движении;

– мира «чистых идей» не существует;

– существует множество материальных миров во Вселенной.

3. Учение о познании («каноника») опирается на следующие основные идеи:

– окружающий мир познаваем;

– основным видом познания является чувственное познание;

– ощущения возникают благодаря восприятию человеком образов предметов окружающей жизни.

4. Учение о человеке и его поведении («эстетику») можно свести к таким основным положениям:

– своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

– человек есть результат биологической эволюции;

– боги, возможно, существуют как нравственный идеал, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

– судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от воли богов;

– душа является особым видом материи;

– душа человека смертна, как и тело;

– человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

– счастье человека состоит в удовольствии;

– под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом, а не чувственные удовольствия;

– нормой жизни должны стать разумное ограничение желаний и потребностей, невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.