Философия софистов и Сократа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Софисты –  философская школа, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной школы выступали в качестве философов-педагогов. Они обучали граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» это – мудрецы, учителя мудрости).

Для софистов характерно:

– критическое отношение к окружающей действительности;

– стремление все проверить на практике и логически доказать;

– стремление доказать условность и несовершенство государства и права;

– попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной школы доказывали с помощью софизмов. Софизмы – логические приемы и уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

«То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь».

В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Деятельность софистов вызывала неодобрение, как властей, так и представителей других философских школ.

Видным представителем софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Это означает, что:

– вне человеческого сознания ничего не существует;

– что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

– если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является плохим в действительности;

– окружающий мир относителен;

– объективное познание недостижимо.

Софистика учит достигать победы в споре при любой ситуации.

Софистов можно считать основоположниками этического релятивизма. Так, например, знаменитый триединый тезис Горгия звучит следующим образом:

1. Ничего не существует.

2. Если что-то и существует, то оно не познаваемо».

3. Даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.

Против софистов выступил Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).

Сократ является одним из основателей этического рационализма.

Основной метод, выработанный Сократом, получил название «майевтика ». Суть майевтики в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому:

– любое знание есть добро;

– любое зло совершается от незнания.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

– способствовал распространению знаний и просвещению граждан;

– искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

– открыл метод майевтики, который широко применяется в современном образовании.

Философия киников и стоиков

1. Киники – одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен и Диоген Синопский.

Главная цель кинического учения – обоснование особого образа жизни – нищенства, одиночества, бродяжничества и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

– возведение в абсолют свободы вне общества;

– разрыв социальных связей, одиночество и скитания;

– паразитический образ жизни и попрошайничество;

– предпочтение старой, изношенной одежде и пренебрежение к гигиене;

– крайний аскетизм;

– непризнание авторитетов, так, например, Диоген Синопский заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;

– отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе, но по собственным законам;

– радикализм, парадоксальность, скандальность.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

2. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского), наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе, так как одно из прозвищ Диогена «кинос», что переводится как «собака».

Диоген вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

– жил в бочке;

– вывел понятие «гражданин мира» (космополит);

– отвергал брак;

– не признавал никаких законов, кроме закона природы.

3. Ответной реакцией на распространение идей киников стала философская школа стоиков. «Стоя» – название портика в Афинах, где она была основана.

Основная идея философской школы стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

– жить в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

– признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;

– признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

– оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

– восхищение богатством, здоровьем и красотой;

– осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества и человеческих пороков;

– признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

4. Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях Сенека:

– проповедовал идеи добродетели;

– призывал не участвовать в общественной жизни, а сосредоточиться на собственном духовном состоянии;

– приветствовал покой и созерцание;

– преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством;

– презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

– считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

5. Марк Аврелий Антоний (121 – 180 гг. н.э.), крупнейший римский философ-стоик, римский император. Написал философский трактат «К самому себе».

Идеи философии Марка Аврелия:

– глубокое личное уважительное отношение к Богу и  признание его высшим мировым началом;

– объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

– разделение души и разума;

– призывы к не сопротивлению внешним обстоятельствам и к следованию судьбе.

Философия Платона

1. Платон (427 – 347 гг. до н.э.), крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон первый древнегреческий философ, оставивший после себя фундаментальные философские трактаты: «Апология Сократа», «Горгий», «Государство», «Законы» и др.

Главными положениями идеалистического учения Платона, являются следующие:

– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

– «мир вещей» также временен и изменчив, в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

– реально существуют лишь чистые бестелесные идеи (эйдосы). Они истинны, вечны и постоянны;

– весь мир является отображением чистых идей.

2. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

– тирания – несправедливая власть одного человека;

– аристократия – справедливая власть меньшинства;

– олигархия – несправедливая власть меньшинства;

– демократия – справедливая власть большинства;

– тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей и армии.

Согласно Платону тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства. Демократия редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию. Поэтому двумя стабильными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому:

– все население государства–полиса делится на три сословия – философы, воины, работники;

– работники (крестьяне и ремесленники) создают материальные блага и могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

– воины поддерживают в государстве порядок и участвуют в военных действиях;

– философы разрабатывают философские теории, познают мир, учат и управляют государством;

– философы и воины не должны иметь частной собственности;

– жители государства вместе проводят свободное время, вместе проводят трапезы, вместе отдыхают;

– не существует брака, все жены и дети общие;

– допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 200.