Софисты – философская школа, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной школы выступали в качестве философов-педагогов. Они обучали граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» это – мудрецы, учителя мудрости).
Для софистов характерно:
– критическое отношение к окружающей действительности;
– стремление все проверить на практике и логически доказать;
– стремление доказать условность и несовершенство государства и права;
– попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Свою правоту представители данной школы доказывали с помощью софизмов. Софизмы – логические приемы и уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:
«То, что ты не потерял, ты имеешь;
ты не потерял рога;
значит, ты их имеешь».
В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.
Деятельность софистов вызывала неодобрение, как властей, так и представителей других философских школ.
Видным представителем софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Это означает, что:
– вне человеческого сознания ничего не существует;
– что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
– если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является плохим в действительности;
– окружающий мир относителен;
– объективное познание недостижимо.
Софистика учит достигать победы в споре при любой ситуации.
Софистов можно считать основоположниками этического релятивизма. Так, например, знаменитый триединый тезис Горгия звучит следующим образом:
1. Ничего не существует.
2. Если что-то и существует, то оно не познаваемо».
3. Даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.
Против софистов выступил Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
Сократ является одним из основателей этического рационализма.
Основной метод, выработанный Сократом, получил название «майевтика ». Суть майевтики в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому:
– любое знание есть добро;
– любое зло совершается от незнания.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
– способствовал распространению знаний и просвещению граждан;
– искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;
– открыл метод майевтики, который широко применяется в современном образовании.
Философия киников и стоиков
1. Киники – одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен и Диоген Синопский.
Главная цель кинического учения – обоснование особого образа жизни – нищенства, одиночества, бродяжничества и проверка данного образа жизни на себе.
Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
– возведение в абсолют свободы вне общества;
– разрыв социальных связей, одиночество и скитания;
– паразитический образ жизни и попрошайничество;
– предпочтение старой, изношенной одежде и пренебрежение к гигиене;
– крайний аскетизм;
– непризнание авторитетов, так, например, Диоген Синопский заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;
– отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе, но по собственным законам;
– радикализм, парадоксальность, скандальность.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
2. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского), наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе, так как одно из прозвищ Диогена «кинос», что переводится как «собака».
Диоген вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
– жил в бочке;
– вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
– отвергал брак;
– не признавал никаких законов, кроме закона природы.
3. Ответной реакцией на распространение идей киников стала философская школа стоиков. «Стоя» – название портика в Афинах, где она была основана.
Основная идея философской школы стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
К характерным чертам стоической философии также относятся:
– жить в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
– признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
– признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
– оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
– восхищение богатством, здоровьем и красотой;
– осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества и человеческих пороков;
– признание стремления к счастью высшей целью человека.
Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
4. Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях Сенека:
– проповедовал идеи добродетели;
– призывал не участвовать в общественной жизни, а сосредоточиться на собственном духовном состоянии;
– приветствовал покой и созерцание;
– преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством;
– презирал простой и необразованный люд, «толпу»;
– считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
5. Марк Аврелий Антоний (121 – 180 гг. н.э.), крупнейший римский философ-стоик, римский император. Написал философский трактат «К самому себе».
Идеи философии Марка Аврелия:
– глубокое личное уважительное отношение к Богу и признание его высшим мировым началом;
– объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
– разделение души и разума;
– призывы к не сопротивлению внешним обстоятельствам и к следованию судьбе.
Философия Платона
1. Платон (427 – 347 гг. до н.э.), крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон первый древнегреческий философ, оставивший после себя фундаментальные философские трактаты: «Апология Сократа», «Горгий», «Государство», «Законы» и др.
Главными положениями идеалистического учения Платона, являются следующие:
– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
– «мир вещей» также временен и изменчив, в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
– реально существуют лишь чистые бестелесные идеи (эйдосы). Они истинны, вечны и постоянны;
– весь мир является отображением чистых идей.
2. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
– монархия – справедливая власть одного человека;
– тирания – несправедливая власть одного человека;
– аристократия – справедливая власть меньшинства;
– олигархия – несправедливая власть меньшинства;
– демократия – справедливая власть большинства;
– тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей и армии.
Согласно Платону тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства. Демократия редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию. Поэтому двумя стабильными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому:
– все население государства–полиса делится на три сословия – философы, воины, работники;
– работники (крестьяне и ремесленники) создают материальные блага и могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
– воины поддерживают в государстве порядок и участвуют в военных действиях;
– философы разрабатывают философские теории, познают мир, учат и управляют государством;
– философы и воины не должны иметь частной собственности;
– жители государства вместе проводят свободное время, вместе проводят трапезы, вместе отдыхают;
– не существует брака, все жены и дети общие;
– допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.