1. Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н.э. Главным источником учения является произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
1. Как необходимо управлять людьми?
2. Как вести себя в обществе? .
В вопросах поведения они предлагают следовать золотому правилу: «не делай другим того, чего не желаешь себе».
Принципы учения Конфуция:
– жить в обществе и для общества;
– уступать друг другу;
– слушаться старших по возрасту и по званию;
– подчиняться императору;
– сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель):
– подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
– управлять на основе добродетели («бадао»);
– обладать необходимыми знаниями;
– верно служить стране, быть патриотом;
– обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
– быть благородным;
– предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
– заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
– быть лояльным по отношению к руководителю;
– проявлять старание в работе;
– постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
2. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя ). Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй
(288 – 233 гг. до н.э.).
Основной вопрос легизма – как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.
Основные постулатами легизма:
– человек изначально обладает злой природой;
– государство в лице армии и чиновников должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
– законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;
– государственный аппарат должен формироваться из профессионалов, должности не должны передаваться по наследству;
– государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Древнеиндийская философия
1. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
– XV – VI вв. до н. э. – ведический период;
– VI – II вв. до н. э. – эпический период;
– II в. до н. э. – VII в. н. э. – эпоха сутр.
Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды включали в себя:
– «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
– описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
– книги лесных отшельников («араньяки»);
– философские комментарии к Ведам («Упанишады»).
Наибольший интерес исследователей древнеиндийской философии вызывают Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»). В них дается философская трактовка содержания Вед.
Источниками философии Древней Индии второго эпического этапа являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
– буддизм;
– джайнизм;
– чарвака-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
– йога;
– веданта;
– вайшешина;
– ньяя;
– миманса;
– санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.
В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
Буддизм и его основные идеи
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после V в. до н.э. В III в. н.э. учение получило распространение в Китае, Юго-Восточной Азии и в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (563 – 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола – аскет-отшельник – мудрец), после чего «прозрел». Это случилось в 527 г . до н.э.
Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними путями: «Путем удовольствия» (развлечения, праздность, лень), и «путем аскетизма» (умерщвление плоти, лишения, страдания).
«Средний путь» это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления и самосовершенствовании. Конечной целью этого пути является Нирвана – высшая благодать.
Будда вывел четыре благородные истины:
1. Жизнь в телесной оболочке – есть страдание.
2. Источник страдания – желание (наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.).
3. Чтобы избавиться от страданий и новых физических перерождений следует избавиться от желаний.
4. Средство избавления от желаний – полная отрешенность от внешнего мира.
К пяти заповедям буддизма относятся следующие:
– не убий;
– не укради;
– будь целомудренным;
– не лги;
– не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.