Социально-философские школы Древнего Китая – конфуцианство и легизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Конфуцианство –  древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н.э. Главным источником учения является произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?

2. Как вести себя в обществе? .

В вопросах поведения они предлагают следовать золотому правилу: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Принципы учения Конфуция:

– жить в обществе и для общества;

– уступать друг другу;

– слушаться старших по возрасту и по званию;

– подчиняться императору;

– сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель):

– подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

– управлять на основе добродетели («бадао»);

– обладать необходимыми знаниями;

– верно служить стране, быть патриотом;

– обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

– быть благородным;

– предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

– заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

– быть лояльным по отношению к руководителю;

– проявлять старание в работе;

– постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

2. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя ). Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй
(288 – 233 гг. до н.э.).

Основной вопрос легизма – как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Основные постулатами легизма:

– человек изначально обладает злой природой;

– государство в лице армии и чиновников должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

– законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;

– государственный аппарат должен формироваться из профессионалов, должности не должны передаваться по наследству;

– государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.


Древнеиндийская философия

1. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

– XV –  VI вв. до н. э. – ведический период;

– VI – II вв. до н. э. –  эпический период;

– II в. до н. э. –  VII в. н. э. – эпоха сутр.

Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды  включали в себя:

– «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);

– описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

– книги лесных отшельников («араньяки»);

– философские комментарии к Ведам («Упанишады»).

Наибольший интерес исследователей древнеиндийской философии вызывают Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»). В них дается философская трактовка содержания Вед.

Источниками философии Древней Индии второго эпического этапа являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

– буддизм;

– джайнизм;

– чарвака-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

– йога;

– веданта;

– вайшешина;

– ньяя;

– миманса;

– санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.

В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после V в. до н.э. В III в. н.э. учение получило распространение в Китае, Юго-Восточной Азии и в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (563 – 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола – аскет-отшельник – мудрец), после чего «прозрел». Это случилось в 527 г . до н.э.

Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними путями: «Путем удовольствия» (развлечения, праздность, лень), и «путем аскетизма» (умерщвление плоти, лишения, страдания).

«Средний путь» это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления и самосовершенствовании. Конечной целью этого пути является Нирвана – высшая благодать.

Будда вывел четыре благородные истины:

1. Жизнь в телесной оболочке – есть страдание.

2. Источник страдания – желание (наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.).

3. Чтобы избавиться от страданий и новых физических перерождений следует избавиться от желаний.

4. Средство избавления от желаний – полная отрешенность от внешнего мира.

К пяти заповедям буддизма относятся следующие:

– не убий;

– не укради;

– будь целомудренным;

– не лги;

– не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 207.