Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
1. VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ.
2. III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы.
3. ХХ в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
– даосизм;
– конфуцианство;
– легизм.
После проникновения в Китай буддизма ( III в. н.э.) и до конца XIX в. основу китайской философии составляли:
– чань-буддизм – национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
– неодаосизм;
– неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
– христианской религии;
– марксизма;
– ведущих европейских и американских философов.
Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
– восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;
– восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
– консерватизм сознания, боязнь перемен;
– осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии;
– приоритет, отдаваемый коллективным формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин и др.); отсюда – уважение и трепет перед государством, как организующей силой;
– восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;
– распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения);
– конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
– предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;
– уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
1.2.2. Проблемы человека и возникновения окружающего мира
в китайской философии и мифологии
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
– цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма;
– ци – материально–духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего, в отличие от цзин – энергии зарождения;
– шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека в отличие от ци.
Помимо трех видов космической энергии китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:
– ян – мужская сексуальная энергия;
– инь – женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы, например, различие всех людей на мужчин и женщин, так и неживой природы.
В основе существования живой и неживой природы лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, и взаимопроникновение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
– не дает четкого понятия человека;
– начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
– не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений. После смерти человек (его дух) остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми.
– выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;
– воспринимает человека как часть природы и космоса;
– не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
– призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды. Эти первоэлементы находятся в постоянном круговороте.
В Китае возникли философские школы – даосизма, конфуцианства и легизма.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 255.