Общее понятие и характерные черты китайской философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

1. VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ.

2. III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы.

3. ХХ в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

– даосизм;

– конфуцианство;

– легизм.

После проникновения в Китай буддизма ( III в. н.э.) и до конца XIX в. основу китайской философии составляли:

– чань-буддизм – национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

– неодаосизм;

– неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

христианской религии;

– марксизма;

– ведущих европейских и американских философов.

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:

– восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;

– восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

– консерватизм сознания, боязнь перемен;

– осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии;

– приоритет, отдаваемый коллективным формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин и др.); отсюда – уважение и трепет перед государством, как организующей силой;

– восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;

– распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения);

– конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

– предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;

– уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).

1.2.2. Проблемы человека и возникновения окружающего мира
в китайской философии и мифологии

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма;

– ци – материально–духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего, в отличие от цзин – энергии зарождения;

– шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека в отличие от ци.

Помимо трех видов космической энергии китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

ян – мужская сексуальная энергия;

– инь – женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы, например, различие всех людей на мужчин и женщин, так и неживой природы.

В основе существования живой и неживой природы лежит «Тай-цзи» -  единство, борьба, и взаимопроникновение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

– не дает четкого понятия человека;

– начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

– не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений. После смерти человек (его дух) остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми.

– выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;

– воспринимает человека как часть природы и космоса;

– не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

– призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды. Эти первоэлементы находятся в постоянном круговороте.

В Китае возникли философские школы – даосизма, конфуцианства и легизма.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.