Современная отечественная организация предоставления административных услуг с точки зрения удобства для частных лиц характеризуется многими недостатками объективного и субъективного характера. Отдельные недостатки имеют легитимизированный характер, то есть законны с точки зрения законодательства:
1) административные органы рассредоточены территориально, поэтому их посещение требует от частного лица расходования значительных усилий, времени и финансовых ресурсов;
2) в большинстве административных органов установлены ограниченные дни и часов приема граждан, что значительно усложняет процесс получения административных услуг;
3) в административных органах отсутствует достаточная информация о порядке получения услуг;
4) сроки, установленные для предоставления значительного количества услуг, является необоснованно длительными;
5) имеющееся несовершенное, часто противоречивое правовое регулирование, особенно местного уровня, и ненадлежащее правовое определение процедурных вопросов предоставления услуг;
6) распространенное фактическое принуждение частных лиц к получению сопутствующих платных услуг (вроде ксерокопирования, консультирования, заполнения документов и т. п.), оформления отношений через «договоры», уплаты «благотворительных» взносов.
Главным недостатком субъективного характера является отношение к частной личности как к просителю, ориентация не на содействие в удовлетворении запроса лица, а на формальное соблюдение правил предоставления услуги. Поэтому, важнейшей задачей реформы и внедрения современных технологий предоставления услуг является именно изменение отношения государственных служащих к лицу – заказчику услуг.
Подавляющее большинство неудобств для потребителей услуг создается собственно административными органами, поскольку ненадлежащим образом выполняются требования законодательства. Среди самых распространенных типичных нарушений законодательства о предоставлении административных услуг называют:
1) требование документов, не предусмотренных законодательством, либо в форме, не предусмотренной законодательством (например, нотариально заверенных копий документов);
2) нарушение сроков рассмотрения административных дел;
3) необоснованная плата за административные услуги.
В связи с этим актуальной задачей является упорядочение проблемы платности административных услуг. Сегодня за административные услуги взимается различные формы платежей – государственная пошлина, налоговые сборы или другие формы платежей, в том числе «завуалированные» виды оплаты административных услуг, когда средства идут не в государственный, местный бюджеты, а в частные структуры.
Необходимость сохранения платных административных услуг можно обосновать следующими положениями:
1) это справедливо, ведь одни лица не обращаются за определенными услугами ни разу, тогда как другие обращаются регулярно;
2) это может предотвращать коррупцию, ведь бесплатная услуга может создавать условия для незаконных действий;
3) плата за услуги может быть эффективным средством для стимулирования служащих к качественному оказанию услуг в случае, если от этих средств будет зависеть бюджет соответствующего административного органа и премирование государственных служащих.
Бесплатными должны быть только некоторые услуги:
1) по делам государственного социального и пенсионного обеспечения;
2) по делам, которые непосредственно касаются реализации основных прав и свобод человека, которые гарантирует конституция;
3) услуги цена которых настолько низкая, что плата за них не оправдывает затрат, связанных с ее взысканием.
Плата за административные услуги должна определяться:
1) законом или в порядке установленном законом;
2) в четко фиксированном размере;
3) как правило, на основе себестоимости оказания того или иного вида услуг;
4) с обязательным проведением консультаций с представителями общественности – будущими потребителями услуг.
Размер платы за административную услугу может быть выше себестоимости ее предоставления в случае, если:
1) это связано с повышенными требованиями лица чаще всего к срокам предоставления услуг;
2) пользователи таких услуг в перспективе будут получать сверхприбыли, а сами услуги вступают в некий «конфликт» с интересами общества (например, в случае предоставления разрешения на деятельность в сфере азартных игр).
Может быть, по меньшей мере, два механизма оплаты административных услуг. Если размер платы невысок, а вероятность принятия отрицательного решения незначительна, то оплата может осуществляться перед, или вместе с подачей заявления на получение административной услуги.
Если же размер платы за услугу высокий, а дискреционные полномочия (возможность усмотрения) широкие органа, стоит, чтобы плата вносилась после принятия положительного решения. В таких случаях можно взимать отдельно плату за расходы на производство. В наших условиях целесообразно, чтобы величина этого платежа также определялась централизованно, в фиксированном размере. Административных услуг с таким порядком оплаты должно быть как можно меньше.
Для оплаты услуги социально-уязвимыми категориями граждан должны использоваться механизмы адресной помощи или компенсаций, но не льготы.
Упорядочение системы государственных услуг – основное направление приближения власти до рядового гражданина, удовлетворение его потребностей, защита прав и свобод. В то же время в условиях финансового кризиса и необходимости совершенствования государственного контроля за системой оказания государственных платных услуг, возникает потребность ведения единого учета всех услуг, предоставляемых государственными органами, в частности органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в связи с делегированными им полномочиями.
Услуги, оказываемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их управлении, составляют сферу публичных услуг. В зависимости от субъекта, предоставляющего публичные услуги, различают государственные и муниципальные услуги.
Государственные услуги предоставляются органами государственной власти (в основном исполнительной) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами местного самоуправления в порядке выполнения делегированных государством полномочий за счет средств государственного бюджета.
Муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями, организациями в порядке выполнения делегированных органам местного самоуправления полномочий за счет средств местного бюджета.
Научное исследование типичных недостатков процесса предоставления административных услуг создает условия для анализа состояния деятельности административных органов в тех или иных регионах страны. Такой анализ является важным этапом в процессе совершенствования системы административных услуг. Полнота, системность такого анализа является свидетельством основательности намерений административного органа повысить эффективность процесса предоставления административных услуг, профессионализма его работников.
В концепции создания центра предоставления административных услуг осуществим такой анализ и отмечается, что существующая организация предоставления административных услуг характеризуется многими недостатками и проблемами объективного и субъективного характера, создают значительные трудности для получателей административных услуг:
– отсутствие достаточной информации о порядке предоставления административных услуг;
– исполнительные органы размещены в различных помещениях; в большинстве исполнительных органов существуют ограниченные дни и часы приема; необходимость обращения к нескольким исполнительных органов для решения вопросов, предшествующих получению конечного документа как результата предоставления административной услуги. Получателю услуг необходимо осуществить много согласительных действий у значительного числа исполнительных органов, что увеличивает срок получения административной услуги;
– сроки, установленные для предоставления некоторых услуг, являются необоснованно длительными;
– наличие разнообразных баз данных исполнительных органов совета и других ведомств, не связанных между собой, и необходимость сбора получателем услуг подтверждающей информации из различных организаций для получения конечного результата;
– отсутствие единой системы взаимодействия исполнительных органов по предоставлению административных услуг;
– недостаточный организационный и технический уровень коммуникации между исполнительными органами городского совета с органами исполнительной власти;
– отсутствие открытой и понятной информации о предоставлении административных услуг;
– частые изменения порядка предоставления административных услуг;
– отсутствие мониторинга реализации исполнительными органами совета функций в сфере предоставления административных услуг;
– отношение должностных лиц до получателей административных услуг как к просителю, ориентация не на содействие в удовлетворении запроса лица, а на формальное соблюдение правил.
В концепции развития системы предоставления административных услуг отмечается, что для обеспечения развития системы предоставления административных услуг необходимо решить такие проблемы:
наличие не предусмотренных законами видов административных услуг;
разделение административной услуги на несколько платных услуг; переложение обязанностей административных органов по сбору справок или согласование документов на физических и юридических лиц;
требование от физических и юридических лиц документов, не определенных законодательством или в не предусмотренной законодательством форме;
необоснованное взимание платы или необоснованно большие размеры платы за предоставление отдельных видов административных услуг;
установление в административном органе графика приема граждан в неудобное для них время;
необоснованно длительный срок предоставления отдельных услуг;
ограниченность доступа к информации, необходимой для получения административных услуг;
ненадлежащее законодательное регулирование процедурных вопросов предоставления услуг;
фактическое обязывание физических и юридических лиц получать сопутствующие платные услуги;
отнесение к полномочиям одного органа осуществления контроля и оказания соответствующих услуг;
отсутствие стандартов предоставления услуг;
отношение к физическим и юридическим лицам как к просителям, ориентация не на удовлетворение нужд человека, а на формальное соблюдение процедуры.
Дальнейшее развитие системы предоставления административных услуг должен осуществляться с учетом следующих основных принципов:
доступность услуг для всех физических и юридических лиц; соблюдение стандартов предоставления услуг;
соответствие размера платы за услуги экономически обоснованным затратам, связанным с их предоставлением;
открытость.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.