Классификация административных услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В литературе по административным услугам называется разное их количество-1500, 3000, а то и 6000. Кроме того отмечается, что они характеризуются многогранностью и разнообразием. Все это обуславливает необходимость их классификации.

Классификаций административных услуг может быть много. Например, по критерию платности административные услуги могут разделять на платные и бесплатные для лица. Особенно актуальными являются проблемы отнесения отдельных видов административных услуг к платным, обоснованности размеров платы за них, прозрачности этого процесса.

Предоставления административных услуг на платной (бесплатной) основе, перечни административных услуг, а также размер платы за административные услуги (в фиксированном размере на уровне средней себестоимости предоставления данного вида услуг) должны определяться исключительно законами.

Для нашего времени актуальным является совершенствование механизм оплаты административных услуг, в частности, определение срока внесения платы.

В зависимости от субъекта, предоставляющего административные услуги, их можно разделить на государственные административные услуги и муниципальные административные услуги. Важными являются прежде всего те классификации, которые имеют практическое значение, то есть дают возможность давать рекомендации по улучшению системы предоставления административных услуг.

Одним из таких критериев классификации можно назвать уровень установления полномочий относительно предоставления административных услуг и правового регулирования процедуры их предоставления, в частности: 1) административные услуги с централизованным регулированием (регулируются законами, актами Совета Министров и органов исполнительной власти); 2) административные услуги с локальным регулированием (регулируются актами органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти); 3) административные услуги со «смешанным» регулированием (регулируются одновременно и централизованными и локальными актами).

Такая классификация позволяет определить несколько особенностей упорядочения системы предоставления административных услуг. В первую очередь, они касаются услуг с локальным регулированием. Во-первых, необходимо вводить новые виды при наличии необходимых людских, финансовых и материальных ресурсов для предоставления качественных услуг.

Во-вторых, не должно быть ситуаций, когда административный орган решил выдавать разрешения на что-то, даже и обоснованно, но при этом еще не разработал процедуры предоставления данной услуги, и не согласовал деятельность различных структурных подразделений. В-третьих, относительно административных услуг с локальным регулированием наибольшую активность в плане совершенствования организации их предоставления могут проявить именно органы местного самоуправления, которые имеют возможность проводить мониторинг течения этого процесса. Как показывает практика, во многих случаях в локальных актах недостаточное внимание уделяется имеющемуся прогрессивном опыта предоставления таких услуг, стандартам обеспечения их качества.

Относительно административных услуг со смешанным регулированием, то здесь также есть возможности более четко разработать процедуру их предоставления. В некоторых услугах со смешанным регулированием, при наличии актов локального регулирования, приоритет отдается именно последнему. Например, в случае принятия местными советами городов областного значения местных правил предоставления разрешений на размещение (реконструкцию) временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности не применяются типовые региональные правила .

Следующим критерием классификации административных услуг, который может иметь и теоретическое, и практическое значение, является содержание административной деятельности по предоставлению административной услуги. По содержанию административной деятельности по предоставлению административных услуг можно выделить следующие группы:

а) выдача разрешений на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности; на проведение митингов, демонстраций; на размещение рекламы и др.), в том числе аккредитация, аттестация, сертификация;

б) регистрация с ведением реестров (регистрация актов гражданского состояния, субъектов предпринимательской деятельности), в том числе легализация субъектов (легализация объединений граждан);

в) легализация актов (консульская легализация документов);

г) нострификация (признание дипломов, выданных в других странах);

д) верификация (установление достоверности сертификатов о происхождении товаров);

е) социальные услуги – признание определенного статуса, прав лица (назначение пенсий, субсидий).

Но часто даже по одному названию может быть разная содержательная нагрузка. Так, при регистрации государственного акта о праве собственности на земельный участок первичным является интерес государства в отношении учета землевладельцев и гарантирования их прав, а при регистрации субъектов предпринимательской деятельности первичным является желание лица получить разрешение на занятие этой деятельностью. И хотя во всех делах относительно предоставления административных услуг принимается индивидуальный административный акт, для человека принципиально важным является его окончательное оформление, например, получено свидетельство о регистрации субъекта предпринимательской деятельности или лицензии на право заниматься образовательной деятельностью. Поэтому в разработке процедуры предоставления государственной услуги необходимо ориентироваться именно на конечный результат, которого ожидает потребитель.

Можно классифицировать административные услуги по отраслям законодательства, которые регулируют решение вопросов, за решением которых обращаются лица административных органов. Среди них можно выделить социальные, предпринимательские (или хозяйственные), земельные, жилищные и другие виды административных услуг. При этом под административными социальными услугами понимаются услуги, связанные с реализацией властных полномочий, к примеру, назначения пенсии, государственной социальной помощи и тому подобное. Примерами земельных административных услуг могут быть принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в пользование, передача в собственность земельных участков на основании проекта землеустройства, передача земельного участка в постоянное пользование субъектам хозяйствования, изменение функционального назначения земельного участка, находящегося в собственности или пользовании субъекта хозяйствования, а примерами предпринимательских административных услуг – регистрация субъекта хозяйствования (юридического лица и физического лица – внесения изменений в сведения о субъекте хозяйствования, содержащиеся в Едином государственном реестре, внесение в ЕГР записи о решении субъекта хозяйствования (юридического лица и физического лица-предпринимателя) относительно его прекращения и тому подобное.

Такой подход к классификации не вступает ни в одну противоречие с общим понятием «административные услуги», поскольку все эти отношения относятся к тех или иных отраслей законодательства, которые выделились из административного права, и имеют административный характер. В процедурном аспекте также не видно каких-либо существенных различий между этими услугами: предоставляют их административные органы, процедурный результат тот же – административный акт. Анализ выделенных выше групп услуг подтверждает наличие в них и некоторых собственных формальных и содержательных признаков, что опять таки подтверждает обоснованность данного подхода к классификации административных услуг.

Например, нормативная база по социальным вопросам характеризуется чрезвычайной нестабильностью, наличием постоянных изменений и дополнений, хотя в основе своей является достаточно подробной. Социальные услуги, как правило, предоставляются на уровне местного самоуправления, что вполне оправдано, ведь круг потребителей таких услуг достаточно широкий и для граждан удобно, когда соответствующие службы находятся ближе к ним.

Учитывая, что в большинстве социальных услуг требования к перечню необходимых документов довольно похожи: справки из жилищно-эксплуатационной конторы, справки о доходах и тому подобное, создаются благоприятные условия для организации эффективного документооборота, например, между социальными службами и жилищно-эксплуатационными организациями и налоговыми органами. Порядок предоставление большинства административных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, также достаточно детально должен быть прописан на общегосударственном уровне, а сама процедура должна выглядеть достаточно обоснованной и оперативной. Но, в этой сфере административные органы часто проявляют неоправданную активность, внедряя новые виды услуг. Однако стоит учитывать, что каждая такая «услуга» лишним бременем ложится на предпринимателя и может использоваться для необоснованного давления при проверках и определенных коррупционных действий.

В отношении услуг, связанных с землей, то фактически существует три вида таких услуг: регистрация прав собственности на земельные участки, предоставление земельного участка в собственность или пользование, выдача различных справок.

Вопросы строительства и благоустройства регулируются, в основном, актами локального уровня (получение разрешения на размещение наружной рекламы, предоставление ордера на удаление деревьев, кустов, газонов, определение размера взноса заказчиков в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города при осуществлении строительства (реконструкции), выдача ордера на временное ухудшение благоустройства территории), поэтому и возможностей для упрощения процедур здесь не хватает. Так, можно упростить процедуры получения документации от бюро технической инвентаризации, если создать эффективную систему документооборота между различными учреждениями.

Административных услуг, которые регулирует жилищное законодательство, не так много, ведь кроме взятия на квартирный учет и выдачи ордеров у граждан мало других причин лично обращаться в административные органы. Большинство жилищных вопросов решаются коллективным методом (то есть не индивидуально), и не всегда по инициативе жителей, которых коснется это решение. Это, в частности, касается таких дел как снятие с баланса городского совета приватизированных домов, капитальный ремонт жилого фонда, передача в коммунальную собственность домов, смена статуса общежития и тому подобное. Актуальность совершенствования административных услуг в этой сфере будет большим пока доля государственной и коммунальной собственности в жилом фонде будет существенной.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 196.