ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В прежнее время беглопоповцев обличали в том, что их общество, живущее без епископов, составляет церковь безглавную, и что бежавшие от Православной Церкви священники суть незаконные совершители таинств. С приобретением собственной иерархии это возражение устранялось. Но и теперь для размышляющего старообрядца не разрешались все сомнения. Общераскольнические взгляды на начертание имени Спасителя «Иисус» и на крест четвероконечный вели к отрицанию самой действительности этой иерархии, ибо, если в греко-российской Церкви царствует антихрист, если имя Иисус есть имя иного Бога, то и священство Амвросия не может быть признано священством Христовым.

Некий Иларион Кабанов, житель Стародубья, задумал увра­чевать старообрядчество. Он умолял Онуфрия и других епископов издать соборное определение на истребление означенных «плевел». Епископы сначала отвергали его просьбу, но потом, согласившись, поручили Илариону составить окружное послание. Поручение было охотно исполнено.

24 февраля 1862 года от имени Духовного совета за подписью Онуфрия, Антония и других епископов, священников и двух мирян было издано для всеобщего руководства «Окружное послание единой, соборной, апостольской древлеправославной кафолической церкви».

Автор излагает положительное учение и говорит, что истинное священство Христово и приношение Бескровной Жертвы пребудет до дня Судного, а, стало быть, и у них - старообрядцев, так как источник священства заимствован ими от греков.

Что касается поругания старообрядцами имени «Иисус» в сравнении с именем «Исус», четвероконечного шеста, который старообрядцами называют «латинском крыжом», составитель «Послания» усматривая в этом нечестивые мудрования и высказал на эти предметы и вообще на Церковь Православную иной взгляд.

Он писал: «Господствующая в России Церковь, а равно и греческая верует не в иного Бога, но во единого с нами Творца небу и земли. Единого и того же исповедует с нами Христа, родившегося от колена Иудова от Пречистой Девы Марии, без семене, наитием Святого Духа. Посему хотя мы произносим и пишем имя Спасителя Исус, но и пишемое и произносимое «Иисус» хулить не дерзаем и не нарицаем его именем Иного Иисуса, противника Христова, якоже нецыи беспоповцы мудрствуют. Подобие и четвероконечный крест Христов образ есть креста Христова, от дней апостольских и доныне приемлемый православно-кафолическою Церковью, он изображается в изображении себя крестным знамением, начертывается в миропомазании, маслопомазании, налагается на священных одеждах, его силою изгоняется дух лукавый, когда священник в чине крещения, осеняя воду рукою крестообразно, произносит: «да сокрушатся под образом знамения креста Твоего вся сопротивныя силы». Поэтому мы не бесчестим и не хулим этого креста и всякое крестохуление и кресторутательство отвергаем и уничтожаем». Такой ясный взгляд на Православную Церковь естественно выдвигал пред автором третий вопрос. Если имя Иисус, четвероконечный крест не заключает в себе ничего богопротивного, если в великорусской Церкви существует истинное Христово священство, если в ней совершается таинство Тела и Крови Господней, то справедливо ли поступили предки старообрядцев, отделившись от этой Церкви, справедливо ли поступают и они - потомки, удерживавшие такое разделение? Автор отвечает, что основная причина в отделении старообрядцев - клятвы собора 1667 года и порицания, какие были высказаны в полемических книгах на старые обряды. Таково содержание «Окружного послания».

«Окружное послание» было принято старообрядцами различно. Некоторые благодарили автора послания, в котором они видели примиряющее начало с той единой святой Церковью, с которой 200 лет назад находились они в неразрывном союзе.

Другие прямо называли его «еретическим нововведением, предательством древней Церкви».

 

НАЧАЛО ЕДИНОВЕРИЯ

Единоверием называется единение старообрядцев с Православною Церковью с принятием от нее законного священства и с правом сохранения старых богослужебных книг и обрядов.

Согласие старообрядцев с Православной Церковью получило развитие в конце ХVIII столетия в Стародубских слободах, Одним из деятелей этого движения был молодой инок Никодим. Он ясно сознавал незаконность бежавших от Православной Церкви священников. В 1781 г. Никодим был в имении графа Румянцева, тогдашнего наместника Украины. В беседе с Никодимом граф подал мысль старообрядцам просить у царского правительства законного священства, в чем обещал содействие и ходатайство. Мысль эта пришлась по душе Никодиму, и он начал распространять ее между старообрядцами. В Стародубье образовались две партии, одни стали на сторону Никодима, но другие настолько ожесточились, что хотели убить его.

В 1782 г. Никодим отправился в Петербург, где был ласково принят митрополитом Гавриилом, Кроме того, он был представлен Екатерине II, которая, выслушав мольбы Никодима, одобрила его намерение, Никодим, возвратившись в Стародубье, активно повел задуманное дело.

В 1783 г. было составлено и подписано почти полутора тысячами старообрядцев прошение о воссоединении их с Православною Церковью.

Изложенное в 12 пунктах прошение заключало три главных условия:

1. чтобы были сняты порицания и клятвы;

2. чтобы было разрешено богослужение по старопечатным книгам с соблю- дением «старых» обрядов и

3. чтобы дан был от Священного Синода свой епископ, который бы, находясь в зависимости от Синода, заведовал делами всех старообрядцев, пожелавших вступить в церковное единение, и управлял старообрядческим духовенством по всей России.

В конце 1783 г. Никодим прибыл в Петербург и подал прошение. Представители духовной власти, хотя и ласково приняли Никодима, но удовлетворить вполне требования старообрядцев не могли. С посвящением особого епископа для старообрядцев произошло бы нарушение церковных правил, по которым в одной епархии не может быть двух епископов (самостоятельных), притом полная старообрядческая иерархия с епископом во главе сообщила бы обществу старообрядцев вид особой Церкви, как бы отдельной от Православной. А епископ старообрядческий, управляя старообрядцами всей России, был бы равен Патриарху.

В 1784 г. последовало царское повеление на имя митрополита Гавриила о том, что архиепископ Могилевский может давать стародубским старообрядцам священников по их желанию.

Хотя в этом указании о епископе и речи не было, но Никодим был в восторге и от этого повеления. Он отправился в Стародубье, но вскоре там заболел и умер. Таким образом, Никодим не будучи еще сам воссоединен с Православной Церковью, положил начало воссоединению (или «согласию») многих старообрядцев и появлению между ними «благословенного священства». Никодима можно считать первым «согласником».

Мысль Никодима о согласии с Православной Церковью нашла сочувствие не в одном Стародубье. «Согласие» стало появляться на Иргизе, а также в Нижегородской, Казанской и Петербургской губерниях.

В 1799 г. изъявили желание принять благословенных священников и некоторые московские старообрядцы. Вследствие этого было дано распоряжение о посвящении для них священников. Но просители, как после оказалось, не желали признавать Святейший Синод и епархиального архиерея, а также брать от него миро. На основании этого император Павел повелел прекратить с ними всякое сношение. Тогда московские старообрядцы составили подробные условия, на которых они были бы согласны принять благословенных священников. Условия эти были высказаны в 16 пунктах. Прощение их и условия были рассмотрены митрополитом Платоном и утверждены Павлом I в 1800 году. В заключение этих условий митрополит Платон назвал старообрядцев, вступающих в союз церковный, единоверцами, а церкви их - единоверческими[1]. Правила митрополита Платона послужили основанием на будущее время для принятия старообрядцев в церковное единение. Эти правила частью старые, а частью новые. Прежние условия касались разрешения клятв и позволения служить по старым книгам. Затем, определяемые к единоверцам священники могли назначаться или из наличных православных священников или из вновь поставляемых; беглые же попы лишались права быть единоверческими священниками. Принявшие в расколе монашество оставались в звании иноков. Миро должны были получать единоверцы от епархиального архиерея.

Новые условия:

1) единоверческие церкви должны освящаться единоверческим духовенством или же преосвященными (когда случится), но непременно по старопечатным книгам, т.е. православный архиерей, являясь в единоверческий храм, должен был исполнять обряды единоверцев и следовать их уставу.

2)  единоверческих священников, а также и других единоверцев преосвященные должны благословлять двуперстно.

3)  единоверческих священников не должно требовать на общие соборные моления или в крестные ходы; совершать эти моления они должны в своих церквах, отдельно от православных. В то же время на свои службы единоверцы могли не допускать молящихся троеперстно и бреющих бороду.

4)  единоверческое духовенство подчинялось непосредственно преосвященному архиерею.

5)  старообрядцы просили, чтобы невозбраняемо было сынам греко-российской Церкви исповедоваться и причащаться у священников-старообрядцев, а самим старообрядцам в Церкви греко-российской. Но митрополит Платон, дозволив безусловно последнее, первое ограничил лишь смертным случаем и невозможностью найти священника православного. Этом ограничением предупреждался возможный переход из Православия в единоверие , так как последнее допущено только для раскольников.

6) браки, где одна половина православная, а другая принадлежала единоверческой церкви, разрешалось венчать, по согласию брачущихся, как православным, так и единоверческим священникам, а также и крестить детей от этих браков.

Несмотря на значительную особенность и самостоятельность, многие единоверцы были недовольны правилами митрополита Платона и стремились еще к большему разъединению с Православной Церковью и даже к преобладанию единоверия над Православием, Они - не раз обращались с просьбами о дозволении перехода из Православия в единоверие и о том, чтобы им дан был особый самостоятельный епископ. Церковная власть отклоняла все эти домогательства.

Вскоре и Константинопольский патриарх подтвердил единоверие через допущение в свою область священников, могущих отправлять богослужение по дониконовским книгам,с соблюдением старых обрядов.

Единоверие получило наибольшее распространение при Николае I. Оно распространялось, с одной стороны, вследствие административных распоряжений, а с другой - вследствие убеждения самих раскольников в несостоятельности раскола.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 187.