ВОЗМУЩЕНИЕ СТРЕЛЬЦОВ В МОСКВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Активизации раскола способствовали стрелецкие бунты. В мае 1682 г. взбунтовавшиеся стрельцы добились того, что царями были провозглашены два малолетних царевича - Иоанн и Петр Алексеевичи, а соправительницей была объявлена их старшая сестра царевна Софья. Стрельцы, привыкшие к своеволию и бунту, искали лишь повода к новым смутам. В тоже время они задумали постоять за «старую веру». В стрелецком полку состоялось совещание о древнем благочестии, дабы «паки оное в Российском государстве возобновити». Решили обратиться к новому правительству с челобитной о восстановлении старой веры. Составителем челобитной был раскольничий монах Сергий. Когда челобитная была составлена и одобрена стрельцами, ее представили начальнику стрелецкого приказа Хованскому (раскольнику по убеждениям). Иван Хованский сказал, что и он готов постоять за старую веру. Стрельцы просили, чтобы на лобном месте перед народом, в присутствии царей и царевны было устроено состязание о вере с духовными властями; со стороны раскольников был избран лишенный священства, бывший суздальский поп Никита Добрынин, против которого, по словам Хованского, «трудно говорить и который способен был заградить уста всякому». Но в назначенный день последовала только подача челобитной, которую нужно было еще рассмотреть. Поэтому прения были отложены. Венчание царей (25 июня) совершилось по новым книгам, Литургию служили на Пяти просфорах. Хотя Никита и нес в Успенский собор семь просфор с печатями восьмиконечного креста, но за теснотою не мог добраться до соборной церкви. Между тем, чувствуя безнаказанность, раскольники расхаживали по улицам Москвы с иконами и книгами и проповедовали, что во всех церквах иконы и книги осквернены, они призывали народ постоять за старую веру.

5 июля раскольники огромной толпой пришли на дворцовую площадь. В виду царских палат они поставили аналои и зажгли пред ними свечи, на один положили крест и Евангелие. Никита с товарищами, став на принесенные скамьи, начал читать народу свои тетради, убеждая его постоять за старую веру. Раскольники хотели вести прения на площади, власти находили это неудобным и неприличным и, потребовали их в Грановитую палату. Войдя с шумом, они стали расставлять там аналои, скамьи, класть на аналои иконы и книги, в руках держали зажженные свечи.

Когда патриарх спросил, чего они требуют, Никита отвечал: «Мы пришли бить челом об исправлении веры, у нас введена вера новая». За патриарха стал отвечать Холмогорский епископ Афанасий. Никита, будучи пьян, начал шуметь, оскорблять патриарха и бросился бить святителя Афанасия. Об этом обстоятельстве упоминает и раскольничий писатель Савва Романов, говоря: «Отведе его мало рукою». В официальном документе, в смертном приговоре Никите прямо сказано: «При властях бил своими руками Афанасия Холмогорского». При чтении челобитной царевну Софью особенно возмутили хульные речи относительно Православия ее отца и брата. Когда челобитная была прочитана, патриарх Иоаким, держа в руках Евангелие святого Алексия, хотел приступить к увещанию. Но раскольники стали шуметь, подняли руки с двуперстными сложениями и кричали: «Вот так, вот так!» Собрание на этом кончилось. Вышедшие из палаты расколоучители под охраною стрельцов, проходя по Кремлю, кричали: «Победихом, препрехом», - и, подняв руки с двуперстием, повторяли: «Тако слагайте, мы всех архиереев посрамихом!» За Яузою, в стрелецких слободах, они служили по церквам молебны и звонили во все колокола. Между тем Софья постаралась разобщить стрельцов от союза с раскольниками, в чем и успела; стрельцы принесли повинную, «что стоять за веру - это не их дело», - и сами переловили главных мятежников. Никита был казнен отсечением головы.

 

УКАЗ 1685 года

По окончании стрелецких волнений царевна Софья издала в 1685 г. первый, специально направленный против раскольников закон. Этим законом было решительно воспрещено само существование раскола. Раскольников после троекратного допроса, если останутся упорными, повелевалось предавать огню; тех, кто укрывал раскольников, в случае раскаяния наказывать кнутом.

Следствием этого указа было массовое бегство раскольников в леса, на пустынные окраины России и за границу. Наиболее известными местами, куда они устроились, стали: леса Керженские (Нижегородская обл.), Стародубокие (Черниговская обл.), Дон, Северное Поморье, Сибирь и соседние государства: Польша, Швеция , частью Австрия и Турция. Бежавшие раскольники соединялись между собою и образовывали большие группы, которые оказывали сопротивление посланным для розыска военным командам. В 1686 г. на Дону образовалась группа раскольников, замышлявших идти на Москву, на патриарха, на бояр и архиереев , «которые веру всю порушили». В то же время скопище раскольников в 500 человек засело в больших крепостях близ Тамбова и Козлова и с ожесточением отражало приступы посланных властью донских казаков.

Подобные беспорядки были на Волге, в Поморье и во многих других местах. Весьма печальным явлением в расколе в это время было самосожжение. Случаи самоумерщвления особенно участились в Сибири и Поморье. Самосожжение было следствием учения о наступлении царства антихриста и развивалось под влиянием преследований, возбуждавших фанатизм. В сибирских лесах сжигались враз целые тысячи. Случалось, что воинские части, отыскивая раскольников по лесам, наталкивались на выстроенные избы, наполненные народом и приспособленные к самосожжению; несчастные сжигались на виду у команды. Подобные групповые самоубийства происходили и в Поморье, и на Волге. Некоторые, удалившись в леса и собравшись толпами, постились, молились, каялись друг другу и умирали голодной смертью. Среди раскольников было распространено ожидание скорой кончины мира.

Но после свержения Софьи на престол стал Петр Великий. Его внимание было обращено на другие вопросы; про раскольников как бы забыли. В это время бежавшие в леса раскольники стали заводить общежития и скиты.

В этих поселениях вырабатывался тот или иной строй жизни старообрядцев; возникавшие при этом вопросы и их не одинаковое решение были причиной разделения раскола на частные секты.

 

ДРОБЛЕНИЕ РАСКОЛА

Главной причиной распадения раскола на частные секты было то, что раскольники после осуждения их Церковью в 1667 г. остались без епископов. Некому было поддерживать преемственное существование церковной иерархии, освящать миро, совершать таинство священства, ибо «без повеления местного епископа пресвитеры ничего не могут творить» (прав, св. апост. 39). Священников в расколе и после собора 1667 г. оставалось еще немало, и, хотя некоторые и были лишены сана, к ним продолжали обращаться.

Но по мере того, как главные расколоучители были удалены из Москвы, а иные из священников бежали с толпами последователей в Стародубье и на Дон, недостаток в священных лицах стал чувствоваться сильнее и сильнее. Аввакум, видя такие обстоятельства, давал следующие наставления своим последователям относительно исповеди и причащения: «Исповедуйте согрешения друг другу, по апостолу», - или: «Кайся пред Господом Богом», «причаститься без попа можно святым комканием», - т.е. запасным Агнцем, который он и заповедал держать при себе, «а ребенка причащай мирянин, Бог благословит». Но так как сам запасной Агнец возможен только при существовании священства, то Аввакум приходил и к другому выводу - о возможности прибегать к попам нового рукоположения, если бы кто из таковых полюбил старину. Аввакум писал: «Где есть пение без примеси, а поп новопоставлен, аще поп проклинает никонианскую ересь и службу их и всею крепостию любит старину, по нужде настоящего ради времени да будет поп, и к тем церквам приходите». Но эта последняя мысль встретила сильный отпор со стороны других расколоучителей. Диакон Феодор писал: «А которые попы от Никона отступника ставлены и от никониан... паче же от 1666 г., егда совершенно православие все отринуша, -то православным христианам не подобает от них ныне благословение приимати, ни службы, аще и по старому служат».

 

ОБРАЗОВАНИЕ БЕСПОПОВЩИНЫ

В Выговском общежитии (между Онежским озером и Белым морем), церковная практика имела ту особенность, что все общественные богослужения совершались мирянами, а количество таинств ограничено теми, которые, как думали, в случае нужды могут совершаться и лицами несвященными. Избранные наставники отправляли крещение переходящих в их общество (совращенных перекрещивали). Они принимали к себе на исповедь, совершали чины пострижения в монашество, погребения умерших и те церковные службы, которые не требуют необходимого присутствия священника, т.е. утреню, часы, вечерню, а также молебны, панихиды и др. При совершении всех этих богослужений опускалось все, что положено произносить священнику и диакону. Службы начинались возглашением: «За молитвы св. Отец наших».

В 1720 г. посланный на Выг иеромонах Неофит вызвал выговцев на объяснения и защиту их церковной практики, которые изложены были раскольниками в «Поморских ответах». Составители «Поморских ответов» обосновали свое учение на отдельных случаях, вырванных из контекста и неверно истолкованных, взятых из древней церковной практики, они доказывали, что будто и в древние времена многие церкви оставались без иерархии. Все таинства по отношению их важности для спасения разделяются в «Поморских ответах» на «нуждно потребные» и просто «потребные», к первым относятся: крещение, покаяние и причащение, к последним - остальные.

Что касается «нуждно потребных во спасение», то первые два из них по нужде может совершать мирянин, относительно же причащения, с одной стороны, доказывалась возможность причащаться запасными дарами без участия священного лица, а с другой - довольствоваться по нужде одним «огнеопальным желанием причащения», или - что то же - причащением духовным. Последнее учение сделалось впоследствии господствующим, так что доказывалась необходимость уже не трех, а только двух таинств.

Таким образом, составители «Поморских ответов» все свои положения обосновывала на нужде и частных исключительных случаях местных церквей. Испугавшись новизны незначительной, логикой раскола, т.е. непослушания и клеветы на церковь, старообрядцы ударились в дебри новизны догматической.

Для оправдания всеобщего бессвященнословного состояния представлено было учение о конечном истреблении антихристом священства и Христовой Жертвы. Бессвященнословное состояние возведено было в догмат, но так как этот догмат явно противоречит учению Откровения (о вечном существовании Церкви - «врата адова не одолеют ее (Мф. ХVI,18), о вечном прошении Бескровной Жертвы (1 Кор. ХI,26) и прочее), то учители беспоповства стали говорить, что священство и Жертва имеют значение духовное, нравственное, по которому каждый христианин есть уже священник Бога вышнего, и что это священство пребудет вечно. Церковь, по их мнению, может и должна в последнее, антихристово время существовать без священных лиц и без тех таинств, которые невозможно будет совершать. Последователей этого учения называют «беспоповцами, или перекрещенцами». Учение об антихристе у беспоповцев получило свое особенное определение и развитие, несогласное с церковным учением. По их мнению, антихрист не есть определенное лицо, а дух и направление в обществе. Чудеса, которые он будет совершать, будут чудеса духовные, заключающиеся в омрачении людей лжеучениями; « будет тогда не глад хлеба, но глад слышания слова Божия», - учат они. Печать антихриста, по их богохульному воззрению, заключается не в одном каком-либо определенном предмете, а во многих: в имени Иисус, в троеперстном сложении, в таинствах крещения и миропомазания. Отсюда видно, как далеко зашли расколоучители в произвольном толковании христианского учения.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.