СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ И ИНОК ЕВФИМИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сильвестр Медведев, как ученик Симеона Полоцкого, был сторонником схоластического латинского направления в богословии. В правление царевны Софьи латинское влияние еще более усилилось в Москве. Его опорой явился фаворит царевны князь В.Голицын, друг иностранцев, католиков и покровитель иезуитов. Последние ловко сумели пробраться в Москву с австрийским посольством под видом дипломатов и купцов, приобрели себе в Немецкой слободе дом, завели в нем латинское богослужение и школу и занялись деятельной пропагандой. Споры из-за латинских мнений были им на руку, и они тайно, но энергично принялись поддерживать учеников Полоцкого, во главе которых стоял Сильвестр Медведев. В своих сочинениях «Хлеб Животный» и «Манна» Медведев защищал латинское мнение о пресуществлении и упрекал православных, что они усвояют большую силу «поповским молитвам», чем словам Самого Иисуса Христа.

Московская иерархия и великорусские ученые в этом споре были на стороне последователей Епифания Славеницкого, во главе которых стоял его ученик инок Евфимий, знаток греческого языка и безукоризненный в вере поборник Православия.

Латинское мнение по вопросу Евхаристии получило такое распространение, что грозило сделаться господствующим во всем народе. Самые благонамеренные люди, искренне преданные Православию, по недостатку образования увлеклись этим мнением.

Слухи об усилении латинского влияния в Москве дошли и до Востока. Ревнитель Православия и греческого образования Иерусалимский патриарх Досифей, давно с негодованием следивший за усилением латинского образования в Киеве, был сильно обеспокоен переходом его в столицу Русского государства. Он направлял в Москву не только послания, в которых выявлял превосходство греческого образования перед латинским, но и разные книги для опровержения латинских заблуждений. Евфимий занимался переводом этих книг и был вообще правой рукой патриарха Иоакима. Но он был еще более кабинетным человеком, чем его учитель, и далеко уступал своему противнику в практическом отношении. Пока он только писал, Сильвестр спешил действовать. Еще в 1682 г. при царе Феодоре была заготовлена грамота об открытии и привилегиях академии, но за смертью царя не была утверждена. В 1685 г. эта грамота, поданная Сильвестром царевне Софье, была утверждена, и он несомненно мог расчитывать, что вскоре будет поставлен ректором первой академии и что успех его в борьбе с патриархом и Евфимием обеспечен. Но дело приняло другой оборот, когда в споре приняли участие ученые братья Лихуды, вызванные в Россию из Греции.

 

БРАТЬЯ ЛИХУДЫ

Иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды; происходили из древнего княжеского рода; их предки в XI в. были Византийскими сенаторами. Братья получили отличное образование в западных университетах, откуда вернулись на родину с докторскими дипломами. Ввиду предстоящего открытия в русской столице высшей школы от Московского правительства последовала просьба к восточным патриархам о присылке в Россию опытных учителей из Греции. Выбор патриархов остановился на этих ученых братьях. Ко времени их прибытия в Москву (1685) вопрос о времени пресуществления Святых Даров настолько возбудил общее внимание, что о нем спорили на улицах и площадях и светские, и духовные, лица.

Ученые братья сразу вступали в этот спор, с их стороны - последовало несколько полемических сочинений, направленных против Сильвестра. В ответ на «Манну» Медведева было написано ими сочинение «Акос, или врачевание от угрызений змиевых» в форме диалога между учеником и учителем. В ответ на «Акос» со стороны Сильвестра Медведева последовали «Известие истинное» и «Тетради» («на новопотаенных волков», т.е. Лихудов), вместо серьезной полемики, наполненные бранью. Евфимий написал такое же раздраженно полемическое сочинение: «Показание истины». В своей полемике Лихуды опирались на авторитет православных отцов и учителей Церкви, Медведев главным образом ссылается на сочинения юго-западных ученых: Кирилла Транквиллиона, Голятовского, Лазаря Барановича, Сильвестра Коссова, Петра Могилы о др. Постоянные в этой полемике ссылки на их книги возбудили сильное подозрение относительно киевского Православия, заставили патриарха Иоакима привлечь к делу и малороссийскую иерархию. Он потребовал от Киевского митрополита Гедеона, архимандрита Печерского Варлаама и Черниговского архиепископа Лазаря Барановича ответа по этому вопросу. После долгого молчания и вследствие угрозы патриарха предать их суду Церкви они прислали ответ в духе православного учения. Таким образом, Лихуды, опираясь на патриарха Иоакима, вполне успешно провели борьбу с Медведевым. Православное мнение по спорному вопросу было признано и представителями юго-западной Церкви.

В 1689 г. Медведев был осужден, расстрижен и отправлен на покаяние в Троицкий монастырь и в 1691 г. за участие в стрелецком бунте был казнен.

В 1689 г. патриарх добрался и до иезуитов с их интригами и пропагандой в Москве; по его настоянию они были изгнаны из России.

Патриарх Иоаким, чтобы утвердить в истинной вере всех православных христиан, которых так занимал вопрос о времени пресуществления Святых Даров, поручил Евфимию собрать все свидетельства в пользу православного учения с присоединением истории спора. Плодом этого труда явился сборник «Остен».

 

СОБОР 1690 ГОДА

Патриарх в 1690 г. созвал в Москве собор, на котором латинское мнение о времени пресуществления Святых Даров было предано проклятию и изречено осуждение на многие малороссийские книги, замеченные в уклонениях к латинству. «Большой Требник», «Служебник» Петра Могилы, «Ключ разумения» и «Мессия Праведный» Голятовского, «Меч» и «Трубы словес» Лазаря Барановича, «Учительное Евангелие» и «Перло многоценное» Транквиллиона, «Выклад о Церкви и Таинствах» Феодосия Сафоновича и др. Все эти книги запрещено было читать, так как в них замечается «единодушие с папой и западным костелом».

Вопросу о пресуществлении Даров придавалось такое значение, что православное учение по этому пункту внесено было в чин недели Православия и в архиерейскую присягу.

Собор этот был последним деянием патриарха Иоакима в пользу Православия вскоре после него святитель скончался. Преемник его патриарх Адриан оказался еще более строгим к латинству. Киевские ученые высылались или сами спешили удалиться из Москвы. Киевское влияние было устранено, но зато Москва лишилась главного источника своего духовного просвещения.

 

НАЧАЛО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ

Академия, по учредительной грамоте 1682 г., облекалась значительными правами и привилегиями. В ней предположено было преподавать духовные и светские науки: грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию, богословие и языки: славянский, греческий, польский и латинский для людей всякого чина и возраста. Царь предоставлял в её пользу свою библиотеку, вотчины и 8 монастырей, одну дворцовую волость и 10 пустошей, право суда над ее людьми предоставлял ректору вместе с преподавателями, последним обещал пенсии, а ученикам лучшие места на службе. Блюстителем (т.е. ректором) и учителями установлено было назначать только русских и греков, испытанных в Православии и дававших клятву быть ему верными. Академии назначалась миссия быть блюстительницей Православия по всей России. Никто не должен был держать у себя учителей без разрешения Академии Надзору ее подчинены были все иностранцы, проживавшие в России. Не получившие одобрения от Академии изгонялись из России.

Словом, по делам веры и благочестия академическая корпорация была обречена властью верховной , судебной над людьми всякого чина и звания.

Последние грозные полномочия академии не были осуществлены на практике, и ей досталось более скромное, просветительное значение.

Когда в 1685 г. Лихуды прибыли в Москву они тотчас приступили к педагогической деятельности в открытой ими школе при Богоявленском монастыре (поскольку в Заиконоспасском монастыре для академии не было еще помещения). Таким образом, годом основания Славяно-греко-латинской академии является 1685 год. Полные курсы Лихудов Начались в 1687 г. по отстройке зданий академии в Заиноспасском монастыре. В три года учителя успели преподать полный курс наук, состоявший из грамматики, пиитики, риторики, логики и физики частью на греческом, частью на латинском языках. Ученики их говорили на обоих языках перевели несколько книг, а старшие из них начинали и сами заниматься обучением начинающих. В преподавании своем Лихуды старались избегать всяких следов западного образования. Вместо Аристотеля на первый план выдвигали Священное Писание и Отцов Церкви, схоластического богословия вовсе не преподавали. В Москве учеными братьями были довольны, доволен ими был и их восточный патрон - патриарх Досифей, но потом вдруг стал действовать против них, будучи возбужден к тому наветами на Лихудов разных завистливых греков.

В 1693 г. этот патриарх отправил в Москву три послания: к царям, патриарху Адриану к самим Лихудам, в которых решительно требовал, чтобы латынь была совсем изгнана из академического курса. Лихудов укорял за то, что они не занимались будто бы своими делами, а «забавлялись около физики да философии», грозил даже отлучением. В угоду ему ученых братьев отставили от академии и назначили преподавать при типографии итальянский язык. Но Досифей был недоволен и этим, требовал, чтобы их вовсе выслали из Москвы, обвинял их в гордости, в сношениях с турецким правительством и прочих грехах. После этого в 1701 г. их сослали в Ипатьевский монастырь.

По удалении Лихудова преподавание в академии продолжалось, но далеко не таким успехом. Делом обучения занимались ученики Лихудов: Федор Поликарпов, Николай Головин, Иов, иеродиакон Чудова монастыря; но они познаниями далеко уступали своим учителям. Академический курс сократился: латынь была совершенно из него изгнана. Патриарху Адриану было не до академии: все внимание его было обращено на истребление латинских и протестантских взглядов, в посланиях и поучениях своих он горько жаловался, что «многие из москвитян, и знатные и простые, от злоглагольств люторских, кальвинских и разных прочих еретиков и от пипок табацких объюродели, стали критиковать учение и установление Церкви, вопрошая: «Сие чесо ради? И сие откуда взято? И сие кто предаде?» Для противодействия западным ересям инок Евфимий по его поручениям неутомимо занимался переводами греческих книг Максима Пелопонесского, Нила Солунского и других сочинений, присылаемых патриархом Досифеем.

 

ПОКРОВИТЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВГОРОДСКИЙ МИТРОПОЛИТ ИОВ.

Кроме Москвы, вопрос о подъеме духовного просвещения вызвал живой отклик в Новгороде. Новгородские владыки издавна отличались ревностью к духовному просвещению. Митрополит Иов, не сочувствовал гонению на малороссийских ученых, воздвигнутому в Москве; он охотно принимал их у себя в Новгороде, желая употребить их образованию и таланты в пользу своей епархии. Иов упросил царя освободить Лихудов из заточения и перевести их в Новгород. По прибытии в Новгород Лихуды вновь смогли заняться педагогической деятельностью; они открыли школу с двумя классами: греко-латинским и славянским - для учеников всех сословий и всякого возраста. В первый же год число учеников в училище дошло до 100 человек. Кроме педагогической, Лихуды продолжали здесь и свою литературную деятельность, занимались составлением и переводом книг. Для печатания книг Иов хотел завести типографию и просил у царя позволения воспользоваться типографией Симеона Полоцкого, ходатайствовал о присылке из Москвы новых переводчиков из числа типографских справщиков. Но он не встретил тогда поддержки со стороны царя. Софроний Лихуд, отправленный в Москву за типографскими принадлежностями, был оставлен там для преподавания греческого языка. Туда же потребовали было и Иоанникия; Иов просил оставить его в Новгороде, но Иоанникий сам ходатайствовал перед царем о переводе его в Москву, на что и последовал царский указ (1716). По отъезде Лихудов и по смерти митрополита Иова (1716) школьное дело в Новгородской епархии стало падать, но совершенно угаснуть не могло благодаря прочной основе, заложенной Лихудами и митрополитом Иовом.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.