ЕПИФАНИЙ СЛАВЕНИЦКИЙ И СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Епифаний Славеницкий по своим познаниям и серьезной обширной литературной деятельности был выдающимся ученым своего времени.

О жизни его до появления в Москве известно немного. По окончании курса в Киево-Могилянской коллегии он для пополнения своих знаний отправился в заграничные училища. По возвращении в Киев принял монашество и сделался учителем в киевском братском училище. Будучи аскетически настроенным монахом он был мало способен к практической, общественной деятельности, оставался постоянно только кабинетным тружеником и свое непосредственное, личное влияние ограничивал лишь небольшим кругом учеников. Такой образ жизни предохранил его от многих личных столкновений с московскими учеными и приобрел ему общее доверие и уважение. Работал Епифаний очень много, ибо за недостатком ученых людей и правительство, и иерархия спешили воспользоваться его ученостью. Он и исправлял, и переводил, и писал, и проповедовал (оставил более 50 слов и поучений). Он составил славяно-греко-латинский лексикон (7000 слов) и лексикон для объяснения церковных слов, писал предисловия к книгам: Скрижали, Служебнику, Шестодневу, Часослову, Триоди, Следованной Псалтири, - составлял каноны, похвальные слова и стихи в честь святых и. т.д. Он умер в 1676 г. (погребен в Чудовом монастыре), оставив после себя несколько учеников, знавших греческий язык.

Вся литературная деятельность Епифания носит на себе отчетливое влияние греческой письменности; он любил греческий язык и греческую святоотеческую литературу. Латинского языка Славеницкий не любил и недоверчиво относился к латинской схоластической науке, потому что она могла, по его представлениям, увести учеников с царского пути Православия.

В 1664 г. по приглашению царя в Москву явился другой воспитанник Киевской школы уже нового, латинского ее направления - монах Симеон Ситианович Петровский, или, как он чаще именовался и с каким именем вошел в историю Полоцкий, бывший до того учителем братской школы в Полоцке. По своему образованию Полоцкий уступал Славеницкому. Однако он был не кабинетный ученый, а общественный деятель и ловкий придворный служитель. Царь поручил ему воспитание своих детей Феодора, Иоанна и Софии. Не удивительно, что Полоцкий сделался известнее и влиятельнее Славеницкого. Около 1665 г. он открыл в Москве Спасскую школу для подготовки молодых людей к государственной службе. Главным предметом преподавания была латынь; греческим языком владел слабо, Полоцкий и не преподавал его. Наряду с педагогической работой развивалась разнообразная литературная деятельность Полоцкого. В 1666 г. он написал сочинение против раскола «Жезл правления», изданное от имени великого собора и патриарха Иоасафа II; труд по догматическим вопросам - «Венец веры», составленный по схоластическим образцам. В таком же схоластическом духе составлен и Краткий Катехизис Полоцкого, приложенный им к «Венцу веры». От него осталось два гомилетических сборника: «Обед душевный» - поучения на воскресные дни и «Вечерня духовная» - поучения на праздники Господни, Богородичны и святых.

Сторонник западного схоластического образования, Полоцкий в некоторых своих проповедях проводил латинские мнения о времени пресуществления Святых Даров и об исхождении Святого Духа и от Сына. Патриарх Иоаким, горячий защитник Православия, не раз выражал ему свое недовольство и даже запрещал проповедовать. Но, имея большой вес в царской семье, Полоцкий имел возможность не обращать внимания на замечания патриарха.

Полоцкий славился и своим стихотворным искусством. Он переложил в стихи всю Псалтирь и весь месяцеслов. Как и у Епифания, у него также было много учеников.

Просветительская деятельность этих учеников ученых монахов имела заметное влияние на, развитие церковного образования в Великороссии. Заговорили о школах, об усилении церковного проповедничества не только в Москве, но в Перми, Новгороде и других областях России. При царе Феодоре, воспитаннике Полоцкого, предложено было завести в Москве большую школу не только для одной России, но и для греков, чтобы им не нужно было ездить для получения образования в Италию. Пытаясь осуществить эту задачу, царь и патриарх Иоаким в 1679 г. основали школу при типографском доме и набрали в нее до 30 учеников. Но она была лишь первым шагом к основанию нужной для всех высшей школы - академии, которую предполагали устроить в Московском Заиконоспасском монастыре, наделив ее богатыми средствами.

Эти два направления в просвещении: греческое - Епифания Славеницкого, строго ортодоксальное, совершенно совпадавшее со взглядами на просвещение Московского государства, и латинское - Симеона Полоцкого, поклонника западной схоластической науки и сторонника некоторых латинских мнений, столкнулись между собой и вызвали борьбу среди приверженцев того и другого течения - учеников Полоцкого и Славеницкого. После смерти Епифания, своего единственного соперника, Симеон начал держать себя крайне заносчиво, не хотел знать ни патриарха, ни других духовных властей. Патриарх Иоаким увещевал гордого монаха, обвинял его в «хлебопоклоннической ереси», его «Венец Веры'' называл венцом, «из западного терния сплетенным», а «Обед Душевный» - «исполненным душевных бед» и т.п. Но Полоцкий до самой своей смерти оставался недосягаем для власти патриарха, находя себе сильную поддержку при дворе, Симеон скончался в 1680 г. на 52 году жизни и погребен в Заиконоспасском монастыре.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 212.