ГЛАВА III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В жизни русского народа было много светлых явлений, но далеко не все они отмечены в памятниках того времени по той простой причине, что добродетель, как естественное и законное требование человеческой жизни меньше обращает на себя внимание, чем порок. Последний, как явление ненормальное, как уклонение от законного порядка, невольно становится заметным и попадает на страницы письменных памятников.

Тот исключительно религиозный строй всей русской жизни с преобладанием обрядового направления, которое так резко обозначилось еще в ХV и ХVI вв. , теперь получил полное развитие. Окончательно сформировалась Русь святая, православная, единое, как писали русские книжники, православное царство во вселенной, пред которым все другие страны были или еретическими, или басурманскими. И само государство не мыслилось вне зависимости от религии и Церкви, оттого на Руси мало казалось иметь одного великого государя, а нужны были два великих государя, из которых один царствовал бы, а другой, находясь с ним рядом, благословлял бы его царственные дела, направляя их по правилам святой Церкви и молился об их успехе. Петр 1 заметил в своем Духовном регламенте, что народ прямо считал патриарха «вторым государем, самодержцу равносильным, или и больше его». Вся жизнь великого государя царя проходила не столько в государственных занятиях, сколько в церковных службах, праздничных выходах, богомольных путешествиях, церковных церемониях и была вся исполнена духовного смысла. Иностранцы, посещавшие Россию, с изумлением описывали обилие в ней монастырей, часовен и церквей (в одной Москве до 2000), множество дорогих икон, богатых облачений, колоколов, великолепие церковных церемоний, продолжительность церковных служб.

Православное богослужение удовлетворяло высшим нравственным и эстетическим потребностям русского общества, а церковное учение и Священное Писание лежали в основе всей системы образования.

Такое господствующее значение религии и Церкви в жизни русского народа сопровождалось многими светлыми явлениями, которые обнаруживались в обществе, они показывали большую набожность и сильную любовь народа к своей православной и святой Руси. Высокое нравственное чувство патриотизма, проявившееся в Смутное время, составляет главную черту характера многих сотен и тысяч простых русских ладей. Навсегда вошли в историю высокие подвиги патриархов Иова, Гермогена, келаря Троицкого монастыря Авраамия Палицына, архимандрита Дионисия, целого сонма русских святителей, иноков, а также Д. Пожарского, К.Минина, И.Сусанина и многих других лиц - страдальцев за Православие и за Русскую землю; все они «в любви, совете и соединении» поднялись с разных концов России спасать «Москву, святые Божии церкви, веру, истинную».

Высокие примеры благочестия, патриотизма и христианских добродетелей не оскудевали и в последующее время. Одной из самых распространенных добродетелей того времени было милосердие к нищим, убогим и страждущим в тюрьмах; подача милостыни и посещение тюрем считалось обязательным для людей всех сословий. Мерилом благочестия по-прежнему была жизнь монашеская; в XVII в. явилось до 220 новых обителей. Немало было в них монахов недостойных, вызывавших против себя сильное обличение, но не оскудевала Русская Церковь и истинными подвижниками, которых доселе чтит Русская Церковь в лике своих святых. Среди них:

Иринарх Ростовский (+1616)

Галактион и Иосиф Вологодские (+1612)

Прокопий Вятский, юродивый (+ 1627)

Иринарх Соловецкий (+1628)

Дионисий Троицкий (+ 1633)

Никодим Кожеерский (+1640)

Елеазар Анзерский (+ 1656)

Макарий Коневский (+1678)

Макарий Жабынский (+1622)

Киприан Суздальский (+ 1622)

Гермоген, патриарх Московский, (1612)

и многие другие.

 

ИЗЪЯНЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В религиозно-нравственной жизни русского народа в патриарший период по-прежнему наблюдалось немало недостатков. Памятники этой эпохи рисуют нравственный облик русского человека порой мрачными красками. При недостатке просвещения высокие начала христианской нравственности неглубоко входили о сознание русского человека и потому слабо проявлялись в его повседневной жизни. Неудивительно, что в общественной и частной жизни русских людей того времени замечаются крупные изъяны. Христианские праздники проводились часто недостойным образом. «Вместо духовного торжества и веселия, - говорит в своей грамоте патриарх Иоасаф (1636), - христиане предавались бесовским играм, забавлялись медведчиками и скоморохами, плясками... и многие умирали без покаяния». Сквернословие и брань были настолько заметным явлением, что патриарх Иоасаф должен был сказать об этом в своей грамоте. Крайне жестоки были меры наказания: за употребление табака резали носы. В местах, удаленных от центра, нравственность простого народа была еще ниже. Патриарх Филарет в грамоте к Сибирскому архиепископу Киприану (1622) на основании полученных сведений обрисовал нравственную жизнь сибирских христиан в самых скорбных тонах. Невысоким был нравственный уровень жизни белого духовенства, которое нередко смотрело на исполнение своих пастырских обязанностей только как на источник средств к существованию и относилось к служению с крайней небрежностью.

Упадок нравов коснулся и монашества. Монахи держали в своих кельях разные вина и яства вопреки уставам общежития, монастырские власти - келари и казначеи - выбирались без соборных старцев; примерные по своему поведению иноки не пользовались вниманием; монастырские «старцы» ходили в крестьянские селения на пиры и братчины, упивались и допускали бесчиния.

В то же время вследствие усилившегося влияния Запада в России происходили быстрые изменения ее жизненного уклада: теряя свою замкнутость, он не мог не воспринимать чуждые Православию взгляды и обычаи, которые несли с собой иноземцы. В Москве существовала целая немецкая слобода - это передовая колония, посредством которой Запад укоренился в самом средоточии русской столицы и с помощью которой знакомил русских с особенностями и культурными традициями своей жизни. В самом дворце царя появились немецкая музыка, часы, зеркала, кареты и другие заморские диковинки; был заведен театр и придворная школа комедиантов, правительство все больше ориентировалось на Запад, желая усвоить себе опыт его науки, искусств и ремесел. Видно было, что прежнее исключительно церковное образование уже перестало удовлетворять современные запросы и требовало восполнения новыми элементами светского образования. Таким образом, расцерковление жизни в высших сословиях общества становилось все более заметным и глубоким.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 191.