ЕПАРХИАЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не только первоиерархи, но и другие русские святители, ревностно стояли за Православие и свободу Отечества в течение всего смутного времени. Так, при первом самозванце Астраханский архиепископ Феодосий мужественно выступил против изменников Отечества, которые возобладали в Астрахани под влиянием грамот Лжедимитрия, и прямо называл его самозванцем. Отданный изменниками на суд самому Лжедимитрию святитель не убоялся лично обличить его в самозванстве. «Знаю, что ты называешься царевичем, но прямое имя твое Бог знает, ибо прирожденный царем Дмитрий убит в Угличе, и мощи его там». Самозванец был так поражен смелыми словами Феодосия, что не только не предал его казни, но не велел даже трогать его.

Во время вторжения второго самозванца митрополит Ростовский Филарет, будущий патриарх, явил себя добрым пастырем, готовым положить душу свою за паству. Жители Ростова предложили митрополиту вместе с ними удалиться в Ярославль, но Филарет заявил, что не бегством, а кровью нужно спасать Отечество, жертвуя временной, земной жизнью ради будущей, вечной.

При взятии Ростова храмы были разграблены, а митрополита босого, в изодранном польском платье и татарской шапке отправили в стан «Тушинского вора». Два года святитель находился в плену и только в 1610 г. отбит был у поляков русскими войсками. Патриотизм этого святителя особенно проявился во время его восьмилетнего плена в Польше. Филарет не сделал никакой уступки требованиям Сигизмунда, несмотря на грамоты бояр, преданных Польше, несмотря на обольщение и угрозы со стороны поляков, Ради интересов земли Русской митрополит Филарет готов был провести вою свою жизнь на чужбине, убеждая, чтобы за его освобождение не уступили Польше ни одной пади русской земли.

Стойким борцом за веру и Отечество показал себя Сергий, архиепископ Смоленский: выполнить требование Сигизмунда сдать город он решительно отказался. Когда после двухлетней осады город все же был взят, святитель кончил жизнь свою в плену, в Мариенбургской темнице. Смерть в плену также постигла Феоктиста, архиепископа Тверского, а Галактион, епископ Суздальской, скончался в изгнании. В духе патриотизма действовали Исидор, митрополит Новгородский и Геннадий, епископ Псковский. Последний не вынес измены горожан, заболел и умер.

Белое духовенство из своих рядов также выставило замечательных патриотов: протопопа Зарайского Никольского собора Димитрия, не допускавшего граждан до присяги второму самозванцу и благословившего всех стоять насмерть за правое дело; протопопа Новгородского Софийского собора Амоса, который во время осады города шведами пел на городских стенах молебны и своим примером возбуждал дух защитников. Он, защищаясь от врагов, вместе с другими горожанами погиб в пламени пожара.

ЗАСЛУГИ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ

Высокими подвигами отличились в смутное время и насельники русских монастырей, которые были настоящими крепостями и давали у себя надежный приют окрестному населению. Кириллов монастырь пять лет отбивался от нападения врага. Соловецкий монастырь переслал в Москву более 17 тысяч рублей. Спасо-Прилуцкий монастырь отдал на жертву Отечеств .всю свою наличную казну. Троицкая обитель пожертвовала более 65 тысяч рублей и много ценных вещей из своей ризницы и церковной утвари. С сентября 1608 г. ей пришлось выдержать 16ти месячную осаду от тридцатитысячного польского войска при наличии 2300 своих защитников.

Осада вынудила укрыться в стенах обители множество народа из окрестностей. Наступила страшная зима без дров, с голодом и цингой. На всех не доставало ни помещений, ни съестных припасов. Но сильна была вера осажденных в небесное покровительство святого основателя Лавры. Эта теплая вера подтверждалась чудесами и неоднократными явлениями преподобного Сергия разным людям. Наконец, 12 января 1610 г. польский военачальник Сапега, устрашенный победами Скопина-Шуйского, снял осаду монастыря. В последние дни правления Шуйского архимандритом у Троицы стал святой Дионисий, при котором обитель достигла высшей степени своего благотворительного и нравственного служения. Весь монастырь обратился в богадельню, в него шли толпы нищих, изувеченных и истерзанных крестьян. В то же время в келье архимандрита сидели писцы писали грамоты в различные города, призывая всех к очищении земли от врагов. Грамоты эти повсюду сеяли религиозные и патриотические одушевления. Одна такая грамота, пришедшая в октябре 1611г. в Нижний Новгород и послужила главным толчком к поднятию вто­рого земского ополчения. Во всех городах, по общему соглашению, назначен был трехдневный пост для взрослых и детей. Патриотическое движение скоро перешло в открытую борьбу с врагами Отечества. Для одушевления воинов из Казани был принесен список с чудотворной иконы Божией Матери. По примеру Нижнего на защиту первопрестольной столицы двинулись ополчения и из других городов. Троицын келарь Авраамий Палицын постоянно находился в стане второго ополчения и своими речами примирял, вразумлял и ободрял воинов и вождей. 22 октября 1612 г. Москва была взята и затем совершенно очищена от поляков и литовцев.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.