Организация и участники координационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По борьбе с преступностью

 

Организация координации, как и любого направления деятельности прокуратуры, предполагает систему действий, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, которые являются необходимыми условиями эффективного осуществления полномочий прокурора. Значимость таких действий обуславливается и тем, что по своему существу координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью носит сугубо организационный характер.

Прокурору предоставлены правомочия по истребованию информации, необходимой для осуществления координации, ее обобщению и оценке. Он является инициатором в определении круга вопросов, по которым требуется согласованность и единство действий правоохранительных органов, а также по созыву координационных совещаний. Прокурор обычно руководит подготовкой материалов к координационному совещанию, назначает ответственного секретаря, формирует вместе с другими участниками секретариат, рабочие группы, председательствует на координационных совещаниях, организует контроль за исполнением их решений, а также выполняет иные организационные полномочия.

В обобщенном виде необходимыми условиями организации координации являются: информационно-аналитическая работа; прогнозирование, планирование координационных мероприятий; осуществление контроля; ведение делопроизводства и учета координационной деятельности.

Информационно-аналитическая работа, проводимая для организации координации, включает сбор, накапливание и анализ информации о состоянии законности и ее основной составной части - состояния борьбы с преступностью. Для прокуроров важное значение имеет налаженность поступления сведений не только о преступлениях, но и о судебной, следственной, прокурорской и иной правоприменительной практике, нарушениях, допускаемых в процессе борьбы с преступностью.

Качественное ведение информационно-аналитической работы позволяет прокурорам определять приоритетные направления борьбы с преступностью, выявлять отрицательные тенденции, возникающие в правоприменительной практике, намечать конкретные цели и предполагаемые результаты координационной деятельности. В свою очередь, постановка четких целей является одним из основных условий формирования прогнозов и планов совместных согласованных действий правоохранительных органов по преодолению преступности.

Прогнозирование в координационной деятельности представляет собой своеобразное предвидение будущего возможного состояния преступности, предположение о степени влияния совместных действий правоохранительных органов на эффективность борьбы с преступностью.

Планирование координационной деятельности не всегда в обязательном порядке следует за аналитической работой, так как, являясь функцией управления, выступает способом организации этой работы, развивает и направляет обработку и оценку получаемой информации.

Существо планирования при организации координации состоит обычно из определения целей совместных действий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, формирования конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения и их исполнителей.

На практике при осуществлении планирования координации применяются в основном два вида планов:

а) план координационных мероприятий (координационной деятельности);

б) план проведения координационных совещаний.

Вместе с тем, могут составляться планы совместных мероприятий по борьбе с конкретными видами преступлений, по выполнению отдельных координационных мероприятий и другие.

К типичным мероприятиям, включаемым в план координации, проводимой на местном уровне, относятся проведение совместной аналитической работы правоохранительными органами, координационных совещаний, образование следственно-оперативных групп, совместные проверки, профилактическая работа, мероприятия, связанные с обучением работников и повышением их деловой квалификации.

План проведения координационных совещаний руководителей правоохранительных органов составляется на год и включает перечень конкретных вопросов, подлежащих рассмотрению на совещаниях, ответственных исполнителей и сроков исполнения.

Оба вида планов подготавливаются путем внесения предложений, согласования мероприятий всеми участниками координационной деятельности, рассматриваются на координационном совещании и принимаются к исполнению после одобрения руководителями правоохранительных органов.

Следующим важным условием организации координации является контроль исполнения координационных мероприятий. В соответствии с Положением о координации исполнение принятых координационных решений обеспечивают руководители правоохранительных органов в части, относящейся к сфере ведения и компетенции возглавляемых ими органов. Они должны информировать председателя координационного совещания о ходе выполнения разработанных мероприятий.

На практике прокурор через секретариат совещания напоминает ответственным исполнителям о сроках исполнения мероприятий, конкретных действиях, предписанных в решениях. При необходимости ход выполнения мероприятий заслушивается непосредственно на заседании координационного совещания.

Организация движения документов по координационной деятельности осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры, утвержденной приказом Генерального прокурора от 28 декабря 1998 года №93. Ответственным за организацию делопроизводства наряду с прокурором является ответственный секретарь совещания. Согласно правилам делопроизводства документы и сведения о координационной деятельности, составляющие служебную тайну, разглашению не подлежат. С ними могут знакомиться только работники, имеющие к ним непосредственное отношение.

Что касается учета и отчетности о координационной деятельности, то в отчете о работе прокурора не предусмотрена необходимость учета статистических данных о координации. Однако прокуроры в обязательном порядке ведут учет координационных мероприятий, совещаний и регулярно докладывают вышестоящим прокурорам о состоянии дел по реализации координационных полномочий.

Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию - надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью. Неслучайно основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.

Следующим основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий. Принцип равенства субъектов координации означает, что несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнения им надзорных функций, он при осуществлении координационных полномочий не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами, особенно при принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по выявлению и расследованию преступлений.

К основным правилам организации координационной деятельности следует отнести также принцип гласности, информированности органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Кроме перечисленных принципов координации, необходимо учитывать и следующие правила: о проведении этой деятельности непрерывно и постоянно, по наиболее важным и значимым направлениям; подчинении частных (ведомственных) интересов общим; персональной ответственности за обеспечение результативности выполняемых мероприятий; гарантированности обеспечения конспирации в проведении совместных специальных операций.

Организация координационной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, строится с соблюдением принципа централизации прокурорской системы, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В соответствии с этим каждый вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции наделен правом координировать деятельность не только правоохранительных органов своего уровня, но и всех нижестоящих прокуроров и соответствующих их уровню правоохранительных органов по борьбе с преступностью. На практике подобные полномочия вышестоящих прокуроров реализуются посредством издания приказов, указаний, принятия решений на заседаниях коллегий, координационных совещаниях, которые являются обязательными для исполнения подчиненными прокурорами.

Правильная организация координации, наряду с выполнением обязательных организационных условий и соблюдением принципов ее осуществления, требует четкого определения круга участников деятельности, их полномочий и компетенции.

Положение о координации, также как и Закон о прокуратуре РФ, не содержит точно определенного перечня правоохранительных органов, являющихся участниками координационной деятельности по борьбе с преступностью. В теории и на практике к числу правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью обычно относят те структуры, которые наделены полномочиями по выполнению одной или одновременно нескольких правоохранительных функций, направленных на борьбу с преступностью. Однако единый подход по определению содержания правоохранительной функции отсутствует[16]. На наш взгляд, правильным является мнение, что правоохранительными функциями по борьбе с преступностью являются:

- оперативно-розыскная деятельность;

- дознание по делам о преступлениях;

- предварительное следствие;

- прокурорский надзор за исполнением законов;

- правосудие по делам о преступлениях (в том числе судебный контроль);

- исполнение уголовных наказаний.

Исходя из этого, любой государственный орган, наделенный правом осуществления хотя бы одной из перечисленных функций или нескольких из них, может быть отнесен к группе правоохранительных органов по борьбе с преступностью и, соответственно, являться участником координационной деятельности, организатором которого выступают органы прокуратуры.

Изложенное позволяет отнести к участникам координации, помимо органов прокуратуры, следующие:

- органы Министерства внутренних дел;

- органы Федеральной службы безопасности РФ (в том числе подразделения

Пограничной службы);

- органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и

психотропных веществ;

- органы Федеральной таможенной службы;

- органы Службы внешней разведки РФ;

- органы Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

- органы Федеральной службы исполнения наказаний МЮ РФ;

- органы Федеральной службы судебных приставов МЮ РФ.

Приведенный перечень правоохранительных органов, наделенных правом и

обязанностью участвовать в Координационной деятельности не является исчерпывающим. В числу различных причин они нередко подвергаются организационным изменениям, лишаются одних или наделяются другими правоохранительными функциями. К примеру, по УПК РФ к числу органов дознания, кроме перечисленных, относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, которые вследствие этого также относятся к числу участников координационной деятельности.

Соответственно суды и судьи в силу их особого статуса не входят в число органов, обязанных участвовать в координационной деятельности. С ними участники координации отношения строят на основе взаимодействия.

Правовой статус участника координационной деятельности предполагает правомочия первых руководителей правоохранительных органов (или лиц, исполняющих эти обязанности): быть членами координационных совещаний, делать предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности; вносить в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения; участвовать в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение; определять участников рабочих групп; вносить предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации. Кроме того, они привлекаются к участию в составлении планов проведения координационных совещаний; во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры; подписывают вместе с председателем решения координационного совещания, если на них возложено их выполнение; обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов; несут персональную ответственность за их выполнение; обеспечивают подготовку проектов документов по вопросам, рассматриваемым на координационном совещании, которые в инициативном порядке внесены ими для рассмотрения; предлагают председателю координационного совещания своих представителей для формирования секретариата координационного совещания.

Организующая роль прокурора в координации проявляется также в обеспечении надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими органами, другими государственными структурами и общественными организациями. Привлечение представителей этих органов к участию в работе координационных совещаний, в выработке и реализации мер по противодействию преступности является необходимым условием эффективности координационной деятельности.

 

   §3. Формы и уровни координации деятельности и правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Для достижения целей и задач координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосогласованных совместных действий. Основными из них, определенными в Положении о координации, являются:

- проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

- обмен информацией по борьбе с преступностью;

- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения практики совместной деятельности, выявления и распространения положительного опыта;

- создание следственно-оперативных групп (бригад) для расследования конкретных преступлений;

- проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также для устранения причин и условий, способствующих их совершению;

- взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности правоохранительных структур в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

- издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем, обзоров и иных организационно-распорядительных документов; выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий, в том числе по вопросам прокурорской, следственной практики;

- разработка и утверждение планов координационной деятельности.

Перечень этих форм координации не является исчерпывающим и в практической деятельности применяются и иные формы. К их числу можно отнести практику совместной разработки правоохранительными органами предложений для включения их в региональные и местные программы борьбы с преступностью, принимаемые соответствующими органами государственной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, а также согласованное участие в организации исполнения этих программ.

Довольно широко на региональном уровне прокурорами субъектов Федерации, приравненными к ним прокурорами осуществляется проведение совместных коллегий правоохранительных органов, на которых рассматриваются вопросы совместной деятельности по выявлению и пресечению преступлений.

Из перечисленных форм координации к наиболее значимым и распространенным относится организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и создание следственных и следственно-оперативных групп (бригад).

При этом следует иметь в виду, что координационное совещание, с одной стороны, является постоянно действующим координирующим центром, наделенным определенными властными полномочиями по принятию согласованных и обязательных для исполнения решений взаимодействующими участниками координации. Именно в силу этого и прокурор, как председатель координационного совещания наделяется рядом исключительных полномочий по истребованию информации, по созыву совещания и т.д.

С другой стороны, координационное совещание периодически созывается на заседание, по результатам которого его члены принимают совместное решение.[17]

Отличие координационного совещания от межведомственных, оперативных совещаний, проводимых правоохранительными органами, заключается в том, что, во-первых, это, как правило, постоянно действующее совещание, которое образуется в составе: председателя - прокурора и членов - руководителей соответствующих правоохранительных органов по должности или лиц, исполняющих их обязанности. Во-вторых, порядок организации и проведения такого совещания, периодичность его созыва специально регламентирован в Положении о координации. В-третьих, на координационных совещаниях обсуждаются вопросы и принимаются решения по наиболее важным, значимым и целенаправленным проблемам борьбы с преступностью. Межведомственные совещания проводятся, зачастую, по итогам работы правоохранительных и других государственных органов за год, полугодие по широкому кругу вопросов правоохранительной деятельности и порядок их проведения, состав участников строго не регламентирован. Более частные проблемы рассматриваются соответственно на оперативных и рабочих совещаниях.

На координационных совещаниях наряду с актуальными общими вопросами борьбы с преступностью могут обсуждаться информации о ходе расследования и оперативно-розыскной деятельности по конкретным уголовным делам. Важно, чтобы такие обсуждения не превращались в своеобразный отчет о проделанной работе, а носили конструктивный, деловой характер и затрагивали в большей степени вопросы, которые необходимо решать совместными согласованными действиями различных правоохранительных структур.

Действенным средством контроля за исполнением принятых решений является практика рассмотрения на координационных совещаниях хода выполнения ранее принятых постановлений совещаний, выработки мер по устранению недостатков при их исполнении.

Постановление координационного совещания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его исполнение. В процессе проведения совещания представители секретариата ведут протокол, который подписывается председателем. Постановление совещания является обычно составной частью протокола. В отличие от протокола постановление подписывается как председателем совещания, так и руководителями правоохранительных органов, на которых возложено его исполнение. Постановление совещания, как правило, оформляется в виде отдельного документа и в таком виде доводится до сведения заинтересованных лиц.

Как при осуществлении самой координации, так и при документальном оформлении координационной деятельности должны соблюдаться определенные правила и рекомендации, выработанные практикой реализации координационных полномочий.

Так, нельзя обязывать участников координации выполнять действия, не входящие в круг обязанностей или компетенцию определенных должностных лиц или в целом правоохранительных органов; давать оценок работы отдельным представителям правоохранительных органов или всей деятельности того или иного органа правоохраны; предписывать выполнение действий, целесообразность осуществления которых должна решаться не правоохранительными, а иными органами.

В связи с этим, неправильной является практика принятия решений координационных совещаний, ориентирующих прокуроров и органы внутренних дел на проведение совместных проверок правил противопожарной безопасности, правил торговли алкогольными напитками и иных действий, входящих в компетенцию органов исполнительной власти или контролирующих органов.

Одним из существенных недостатков в практике проведения координационных совещаний является то, что по ним принимаются общие, неконкретные постановления, которые по сути не побуждают кого-либо к конкретным действиям и проконтролировать их исполнение практически невозможно. Речь идет о формулировках решений, суть которых в основном сводится к общим призывам: "повысить", "улучшить", "усилить" и т. п. выражениям.

Не может оказывать дополнительного влияния на состояние дел по борьбе с преступностью и повторение или перечисление в постановлениях координационных совещаний круга повседневных обязанностей отдельных правоохранительных органов или должностных лиц, особенно если они прямо предусмотрены действующим законодательством или ведомственными приказами, указаниями, к примеру, предписание обязательности ежедневных проверок законности содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, ежемесячных проверок исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях и др.

Эффективность координационных совещаний в существенной мере зависит от работы его постоянно действующего органа - секретариата. В соответствии с Положением о координации он формируется из представителей всех правоохранительных органов, являющихся участниками координационной деятельности. Возглавляет секретариат ответственный секретарь, назначаемый из числа прокурорских работников, путем издания приказа прокурором-председателем координационного совещания. Остальные члены секретариата являются представителями других правоохранительных органов, а весь состав секретариата по согласованию с участниками совещания утверждается на заседании координационного совещания.

Секретариат проводит текущую организационную работу, ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства. На секретариате лежит обязанность по извещению членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов; организации подготовки и внесения предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания; формированию проектов планов работы и представления их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов. Кроме того, секретариат проводит анализ хода выполнения планов и постановлений координационного совещания, напоминает ответственным за исполнение мероприятий руководителям о сроках их выполнения и о результатах информирует председателя совещания. По мере необходимости члены секретариата выполняют иные поручения председателя координационного совещания.

Порядок создания следственных групп и их деятельность регулируется ст.163 УПК РФ. Оперативно-следственные группы, в том числе и постояннодействующие образуются на основании совместных приказов руководителей различных правоохранительных органов (прокуратуры, ОВД, ФСБ, и др.). Необходимость образования подобных групп нередко предусматривается постановлениями координационных совещаний.

Также надо иметь в виду, что оперативно-следственная группа - это сугубо организационная форма совместной деятельности правоохранительных органов при осуществлении предварительного расследования преступлений по уголовным делам и производство следственных и розыскных действий должно осуществляться по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

В соответствии с федеральным централизованным построением прокуратуры РФ ее органы осуществляют полномочия по координированию деятельности правоохранительных органов на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях.

На федеральном уровне участниками координации являются Генеральная прокуратура РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и другие центральные органы федеральных правоохранительных органов. Непосредственно под руководством Генерального прокурора РФ на этом уровне функционирует Координационное Совещание руководителей федеральных правоохранительных органов, члены которого на своих заседаниях принимают различные совместные постановления по вопросам борьбы с преступностью, которые направляются для исполнения подчиненным им органам и являются обязательными для всех работников этих органов.

Кроме того, Генеральный прокурор РФ возглавляет Координационный Совет прокуроров государств-участников СНГ. В рамках этого Совета осуществляется сотрудничество органов прокуратуры, входящих в его состав, в сфере обеспечения законности, борьбы с преступностью и иными правонарушениями, координации деятельности правоохранительных органов.

Все более широкое распространение получает также взаимодействие органов прокуратуры, особенно на уровне Генеральной прокуратуры РФ в международных отношениях с правоохранительными органами стран Европы и всего мира, в том числе в области сотрудничества по борьбе с преступностью.

На уровне регионов в соответствии с упомянутым ранее приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.97 №34 роль координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью выполняют прокуроры субъектов Федерации. В силу этого приказа в состав членов координационного совещания, возглавляемого прокурором субъекта РФ, должны входить военные и иные специализированные прокуроры, равные ему по статусу и возглавляющие прокуратуры, дислоцирующие на территории субъекта Федерации. Кроме того, также в качестве членов этого совещания могут быть не только руководители соответствующих территориальных правоохранительных органов, но и руководители такого же уровня других специализированных правоохранительных органов, в частности подразделений органов внутренних дел на транспорте.

Изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти свидетельствует о необходимости включения в число членов такого координационного совещания первых руководителей органов Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов соответствующего уровня.

Исходя из координирующей роли прокурора субъекта Федерации и централизованного построения органов прокуратуры эти прокуроры должны в принимаемых ими регламентах, положениях о координационной деятельности предусматривать и единый порядок организации координации нижестоящими подчиненными прокурорами. Особенно это касается координационной деятельности специализированных прокуратур, таких как прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, транспортных прокуратур, а также прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и других. Нередко эти прокуратуры оказываются вне координации и взаимодействия с другими прокуратурами и правоохранительными органами, обосновывая это специфичностью в выборе субъектов координации.

Вместе с тем, эти специализированные прокуратуры, приравненные по статусу к прокуратурам городов, районов, как и на уровне субъекта РФ, должны быть членами координационных совещаний, образуемых территориальными прокурорами по месту их постоянной дислокации или расположения основных наиболее значимых для городов, районов учреждений, органов и организаций, надзор за исполнением законов которыми они осуществляют. Им также необходимо периодически привлекать к участию в заседаниях координационных совещаний и в проведении совместных координационных мероприятий руководителей поднадзорных им правоохранительных органов.

Имеются определенные особенности и при подготовке и проведении заседаний координационных совещаний на региональном уровне.

Так, в ряде прокуратур практикуется для подготовки и проведения заседаний координационных совещаний создание аппарата координационного совещания, возглавляемого одним из заместителей прокурора субъекта Федерации. В состав этого аппарата входит секретариат и 6-7 постоянно действующих межведомственных групп, созданных из представителей правоохранительных органов, дислоцирующихся на соответствующей территории. Каждая из рабочих групп создается по определенным направлениям борьбы с преступностью, к примеру, по борьбе с умышленными убийствами, коррупцией, терроризмом, преступлениями в сфере экономики и т.д. При этом каждая из рабочих групп в соответствии с планом координационных мероприятий занимается подготовкой того или иного вопроса, который вынесен на заседание координационного совещания.

В процессе осуществления координационной деятельности прокуроры субъектов РФ по сложившейся практике обеспечивают взаимодействие с контролирующими органами, также органами государственной власти субъектов Федерации. Вследствие того, что при органах государственной власти многих субъектов Федерации создаются различные структуры, предназначаемые для обеспечения общественного порядка, безопасности населения, то с ними организуется наиболее тесное сотрудничество. При этом для обеспечения согласованности в работе и исключения дублирования деятельности этих структур и координационных совещаний возникает необходимость разграничения предметов ведения каждого из них и взаимного использования возможностей каждого из них для организационного и ресурсного обеспечения противодействия преступности.

Основную работу по координированию на местном (муниципальном) уровне выполняют прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, в другими участниками являются руководители соответствующих правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по борьбе с преступностью на данной территории.

Членами координационных совещаний, возглавляемых прокурорами городов, районов должны являться помимо начальников ОВД и подразделений ФСБ, также руководители уголовно-исполнительных инспекций, подразделений службы судебных приставов, государственного противопожарного надзора. Как уже указывалось, в качестве членов координационных совещаний могут привлекаться специализированные прокуроры, руководители специализированных органов внутренних дел и других правоохранительных органов, дислоцирующихся в городе, районе.

Весьма действенной формой взаимодействия прокуроров городов, районов с органами местного самоуправления выступает участие прокуроров и других правоохранительных органов в формировании комплексных программ по борьбе с преступностью. В городах, районах ежегодные, а нередко долгосрочные программы согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления. Инициаторами их разработки нередко выступают прокуроры, а основное место в них занимают совместные предложения правоохранительных органов. Прокуроры не только отслеживают их выполнение, но при необходимости вмешиваются и влияют на те органы и должностных лиц, которые неудовлетворительно их выполняют.

Особое внимание на уровне прокуроров городов, районов уделяется в процессе внешней координации взаимодействию с органами контроля и надзора. Эти органы, выполняя контрольные функции по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов, обязаны выявлять и такие нарушения, которые содержат признаки состава того или иного преступления.

Поэтому взаимодействие прокуроров с налоговыми инспекциями, органами Федерального казначейства, аппаратами контролеров-ревизоров городского, районного уровня состоит не только в обмене информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов, но в привлечении специалистов этих органов для участия в прокурорских проверках, в рабочих группах по подготовке координационных совещаний, а также в работе таких совещаний, в проведении занятий по повышению квалификации работников правоохранительных органов.

Особо следует выделить уровень координации, осуществляемой отделами Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах. В соответствии с Положениями об этих отделах, утвержденных Генеральным прокурором РФ, на них возложены обязанности по обеспечению координации деятельности по борьбе с преступностью федеральных органов исполнительной власти, в федеральном округе, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Причем речь идет именно об отделах, а не о конкретном прокуроре-руководителе, наделенном правомочиями по осуществлению координационной деятельности. Поэтому верно отмечается в методических пособиях, что было бы правильнее в Положении указать в качестве полномочия отделов обеспечения координационной деятельности заместителей Генерального прокурора РФ в федеральных округах, делегировав им таким образом функции по координации на уровне федеральных округов[18].

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.