Канал распределения – совокупность способов продвижения товара от производителя до потребителя.
Показатели канала распределения:
· длина канала – понятие, характеризующее число независимых участников товародвижения. Т.е. промежуточных звеньев между производителем и потребителем.
· ширина канала – определяется числом посредников, используемых на каждом уровне.
Виды каналов распределения:
1. прямой – отсутствие посредника на пути движения товара от производителя к покупателю;
2. косвенный – наличие посредников в цепочке товародвижения;
3. смешанный – использование как прямых способов сбыта товаров производителем, так и посредников в цепочке товародвижения.
Функции каналов распределения:
1) отбор, сортировка и формирование наиболее приемлемых для покупателей партий поставок;
2) продвижение товаров на рынок;
3) установление и поддержание контактов с существующими и потенциальными покупателями;
4) финансирование производителей;
5) хранение товаров на складах;
6) доставка товаров к местам продажи.
Уровни каналов распределения:
1. Производитель -> потребитель. (нулевой уровень)
Этот канал представляет собой прямую, непосредственную продажу товара производителем конечному потребителю. Например, частная пекарня продает свой хлеб в собственном магазине.
2. Производитель -> розничный торговец -> потребитель. (одноуровневый)
В этом случае производители сначала продают свой товар розничным торговцам, которые затем перепродают товар конечному потребителю. Чаще всего такой канал используется для продажи одежды.
3. Производитель-> оптовый торговец -> розничный торговец -> потребитель. (двухуровневый)
Такой канал распределения подходит для продажи бытовой техники.
4. Производитель -> торговый агент (брокер) -> оптовый торговец -> розничный торговец -> потребитель. (трёхуровневый)
Этот канал распределения используется в тех отраслях, в которых продажа товаров осуществляется специалистами.
Выбор канала распределения зависит от следующих факторов:
1) количества мест продажи товаров;
2) издержек распределения;
3) степени контроля за движением товара по каналам.
Типы и функции посредников.
Посредники – в основном юридические, реже – физические лица, помогающие производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать товара.
Типы посредников:
1. Дилеры – розничные (реже оптовые) посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счёт. Дилер становится собственником операции от своего имени и за свой счёт. Свои доходы дилер получает за счёт более высокой цены продажи товаров по сравнению с ценой покупки.
2. Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счёт. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определённой территории и в течение определённого срока. За счёт наценок (скидок) формируется доход дистрибьютора, и компенсируются все его затраты.
3. Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счёт производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведённой операции или как разница между ценой назначенной комитентом, и ценой реализации.
4. Консигнатор – посредник, который берет товары производителя на реализацию и оплачивает их по мере реализации. Принимает право собственности на товар и торговый риск, специфика его состоит в отсрочке платежа на срок, который должен устроить как консигнатора, так и производителя.
5. Коммивояжер – разъездной торговец по образцам.
6. Агенты и брокеры, выполняющие в основном информационные функции и не берущие на себя право собственности на товар.
Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица. Агент заключает сделки от имени и за счёт принципала. Агенты как субъекты канала распределения не являются владельцами товара и выполняют достаточно ограниченный набор функций распределения.
Агент используется на постоянной основе, брокер – временно.
Брокеры (маклер) – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции и практически никогда не имеют физического контакта с товаром. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию. Их доходы могут формироваться как определённый процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.
Функции посредников:
1. распределение и сбыт продукции: транспортировка, складирование и хранение товаров;
2. маркетинговые исследования рынка;
3. установление непосредственных контактов с потребителями, проведение переговоров;
4. коммерческая работа по подготовке и заключению контрактов купли-продажи со следующим звеном цепочки товародвижения и контроль за их качественным исполнением;
5. осуществление стимулирующей политики продвижения товара (реклама, распродажа, выставки);
6. вспомогательные работы по доведению товара до необходимого уровня требований потребителей;
7. финансирование сбытовых операций;
8. принятие рисков торговых сделок.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 245.