Конкуренты – это фирмы, вовлечённые в «борьбу» за покупательские предпочтения.
Виды конкурентов:
ü По соотношению товар-потребность:
- прямые – предлагают аналогичные товары одним и тем же группам потребителей;
- товарные – продают одинаковую продукцию разным потребителям;
- косвенные – продают различные товары одним и тем же покупателям;
- неявные – предлагают разные товары разным покупателям.
Виды конкуренции в маркетинге:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ | Любая потребность удовлетворяется разными способами (функциональные конкуренты) |
ВИДОВАЯ | Характеризуется наличием товаров одного и того же назначения, отличающихся каким-либо свойством |
ПРЕДМЕТНАЯ | Конкуренция возникает между идентичными товарами разных производителей |
ЦЕНОВАЯ | Предполагает предложение товаров по более низким ценам, чем у конкурентов |
НЕЦЕНОВАЯ | Происходит по качеству, сервисному обслуживанию, представлению большего объёма услуг |
Конкурентоспособность товара – совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке и дающих возможность соперничать с товарами-аналогами за удовлетворение потребности потребителя.
Показатели конкурентоспособности – система количественной и качественной оценки состояния конкурентоспособности товара или группы товаров одного класса:
- показатели назначения товара;
- показатели надёжности товара;
- показатели экологичности и безопасности применения товара;
- показатели технологичности товара;
- показатели эстетичности товара;
- показатели стандартизации.
Качество является главным фактором конкурентоспособности товара.
Качество – совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворить определённую потребность потребителя.
Пути повышения конкурентоспособности товара на рынке:
1. Обеспечение товару чётко отличимой, выгодной позиции по сравнению с позицией конкурентной продукции;
2. Поиск новых способов применения товара;
3. Своевременная оптимизация товарного ассортимента – изъятие из ассортимента неэффективной продукции;
4. Поиск новых рынков сбыта и сегментов для товара;
5. Постоянный выпуск эффективных модификаций товара;
6. Совершенствование системы сервисного обслуживания товара;
7. Совершенствование каналов сбыта товара.
Жизненный цикл товара.
Жизненный цикл товара – время нахождения товара на рынке, который может составлять от нескольких дней до нескольких лет.
Жизненный цикл товара – период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам.
В классическом понимании маркетинга жизненный цикл товара состоит из следующих этапов:
1. Этап разработки товара;
2. Этап выхода на рынок (внедрение, размещение);
3. Этап роста;
4. Этап зрелости (насыщения);
5. Этап спада (упадка, ликвидации).
Для каждого этапа характерны определённые показатели сбыта и объёма продаж, маркетинговые стратегии и задачи. Переход от одного этапа к другому никогда не бывает скачкообразным, а происходит плавно.
Этап разработки товара. Здесь происходит превращение замысла товара в реальное изделие, которое может быть предложено для продажи на рынке.
Этап выхода на рынок (внедрение). Фирма организует производство товара и выходит с ним на рынок. Характеризуется тем, что товар только начинает свою жизнь на рынке. Количество покупателей незначительно, объёмы продаж невелики, зачастую товар прибыли не приносит, поскольку не успевают окупиться издержки на его производство и внедрение на рынок.
Этап роста. Характеризуется дальнейшим признанием товара покупателями, расширением границ рынка, выходом на новые сегменты рынка, быстрым ростом объёмов продаж. Прибыль растёт значительными темпами.
Этап зрелости. Характеризуется стабильностью объёмов продаж, усилением конкуренции. Продажа товара полностью поддерживается повторными покупками.
Этап спада. Характеризуется устойчивым падением объёмов продаж, прибыли (моральное старение товара, изменение вкусов и предпочтений потребителей, неэффективная маркетинговая стратегия).
19. Виды жизненных циклов товара.
Кривая бум – характерна для очень популярного товара со стабильным сбытом на протяжении длительного времени.
Кривая увеличения – описывает товары с быстрым ростом начального сбыта, после которого следует быстрое его падение.
Кривая продолжительного увеличения – описывает схожую ситуацию, но с сохранением некоторого остаточного среднего уровня продаж.
Сезонная кривая (кривая моды) – подходит для товаров, которые переживают на рынке периодические, разнесённые по времени взлёты и падения спроса.
Кривая возобновления (ностальгии) – описывает ситуацию, при которой постоянный рост спроса сменяется на непродолжительное время стабилизацией и спадом, после чего происходит опять его очередное увеличение.
Кривая провала – показывает, что товар не пользовался спросом.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.