Успех предприятия зависит не только от него самого, но и от маркетинговой среды. Маркетинговая среда предприятия – это совокупность активных субъектов и факторов, действующих за пределами предприятия и внутри него и влияющих на возможность его успешной деятельности на рынке.
Макросреда – это внешние факторы, влияющие на деятельность множества предприятий и неподконтрольные им. К основным факторам макросреды относят: природные, экономические, демографические, научно-технические, политические и факторы развития культуры.
Демографические факторы - изменение численности населения, его возраст, состав семьи и др. Среди этих показателей первостепенное значение для маркетолога имеют: динамика рождаемости; динамика смертности; численность возрастных групп населения; средний возраст, вступивших в брак; среднее количество детей в семье; динамика разводов; уровень миграции населения.
Экономическая среда- общий уровень покупательной способности населения определяется: величиной текущих доходов; уровнем цен; величиной имеющихся сбережений; возможностью получения кредита.
Факторы развития культуры(социальные и культурные) - уровень развития культуры общества во многом определяет взгляды, ценности и нормыповедения каждого конкретного человека.
Природные факторы- определяются истощением запасов отдельных видов природных ресурсов, ростом загрязнения окружающей среды, подорожанием энергии, топлива.
Изменения политической среды связаны с принятием законодательных актов, постановлений, социальных программ, влияющих на маркетинговую деятельность предприятий.
Микросреда – это силы и факторы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям и контролируемые ею.Факторы, обусловленные деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий, определяют так называемую микросреду маркетинга.
Поставщики - деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие предприятия необходимыми материальными ресурсами для производства конкретных товаров и услуг (сырье, оборудование, топливо и т.д.).
Посредники– отдельные лица и организации, помогающие в продвижении и распространении товаров среди клиентов. К ним относятся: торговые посредники, подыскивающие клиентов или реализующие продукцию фирмы, транспортные фирмы, осуществляющие перевозку, рекламные агентства, консультационные фирмы, страховые компании.
Клиенты – организации и отдельные лица, пользующиеся товарами и услугами предприятия. Клиентами могут быть как потребители, приобретающие товары и услуги для личного потребления, так и организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе собственного производства или использующие товары для их перепродажи, а также промежуточные продавцы, перепродающие товары, государственные учреждения или клиенты на международном рынке.
Конкуренты – фирмы, отбивающие клиентов (ценовая конкуренция, конкуренция продукции по качеству).
Контактные аудитории – любая группа, проявляющая интерес к предприятию и способная оказать влияние на результаты его деятельности. Основными типами контактных аудиторий являются банки (получение кредита), средства массовой информации (размещение в прессе положительной информации о фирме), государственные учреждения (госконтроль, исполком, налоговая инспекция, центр санитарии), персонал предприятия, широкая публика.
Внутренняя микросреда – различные направления организации деятельности фирмы: кадры, финансы, производство, снабжение, сбыт, маркетинг.
Используя концепцию маркетинга, фирме необходимо постоянно учитывать факторы, оказывающие непосредственное влияние на эффективность её реализации. Среди числа таких факторов выделяют:
· контролируемые факторы;
· неконтролируемые факторы.
Контролируемые факторы определяются деятельностью управленческого персонала фирмы, и прежде всего его высшего руководства и службы управления маркетингом.
Неконтролируемые факторы обусловлены деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, а также определяются состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и окружающей среды.
Каждая фирма (предприятие) работает в маркетинговой среде, которая делится на внутреннюю и внешнюю.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.