Эксперимент как метод сбора маркетинговой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эксперимент – метод сбора первичной информации об исследуемом объекте на основе изучения зависимости одних факторов от других. При этом исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на другой зависимый параметр.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы выявить причинно-следственные связи между независимыми и зависимыми переменными.

 

Классификация экспериментов:

Признаки классификации Виды экспериментов
Степень материализации объекта исследования Реальные Имитационные
Зависимость от масштаба поставленной задачи Однофакторные Многофакторные
Характер окружающей обстановки Лабораторные Полевые

 

Реальные эксперименты проводятся в естественной обстановке на реально существующих объектах. Имитационные эксперименты предусматривают построение моделей состояния того или иного объекта с использованием экономико-математических методов и компьютерных информационных технологий.

Однофакторные эксперименты предполагают изучение влияния только одного маркетингового фактора на зависимую переменную. Многофакторные эксперименты направлены на оценку влияния на зависимую переменную действия нескольких маркетинговых факторов.

Лабораторные эксперименты проводятся в искусственно созданных условиях, а полевые эксперименты осуществляются в реальных условиях, но не исключают влияния побочных факторов.

 

Достоинства эксперимента:

· возможность изучения причинно-следственных связей между различными маркетинговыми факторами;

· достаточно высокая объективность получаемых результатов;

· возможность проверки эффективности принимаемых маркетинговых решений.

 

Недостатки эксперимента:

· высокая трудоёмкость, большие временные и финансовые затраты;

· сложность организации и обеспечения необходимых условий проведения, исключающих влияние на получаемые результаты побочных факторов;

· опасность ошибки в трактовке результатов;

· наличие временного интервала между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений.

 

Понятие рынка в маркетинге.

Рынком называют сферу обмена, механизм, который сводит вместе продавца и покупателя. Любое предприятие, которое работает на рынке, имеет определенные связи с рынком:

· поставляет на рынок товары и услуги, предоставляет информацию о потребительских свойствах своей продукции, гарантиях, услугах;

· получает с рынка деньги и информацию об объемах и темпах продажи, мнении покупателей, данные о конкурентах.

В маркетинге рынок определяется как совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных географическим положением или потребностями.

1. По характеру конечного использования товара выделяют пять основных видов рынка:

· потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

· рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для дальнейшего использования в процессе производства;

· посреднический рынок - организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи с целью получения определенной прибыли;

· рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги для осуществления своих функций;

· международный рынок - все покупатели за пределами государства, включая физические лица, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

2. По географическому положениюможно выделить следующие виды рынка:

· мировой рынок - страны всего мира;

· региональный рынок - вся территория данного государства;

· местный рынок - один или несколько районов страны.

3. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке на данный товар различают:

· рынок продавца - существующий спрос превышает имеющееся предложение, на рынке свои условия диктует продавец;

· рынок покупателя - свои условия диктует покупатель, что заставляет продавца прилагать дополнительные усилия для реализации своего товара.

4. По степени освоения рынка предприятием различают:

· потенциальный рынок;

· освоенный рынок;

· обслуживаемый рынок;

· основной рынок;

· дополнительный рынок;

· растущий рынок;

· целевой рынок.

Показатели, характеризующие рынок товаров и услуг

 

1. Доступность рынка - определяется с точки зрения выгодности географического положения рынка, транспортных издержек, условий поставок товаров, уровня таможенных пошлин, таможенных барьеров и др.

2. Состояние рынка - определяется спросом и предложением.

Предложение – это количество товаров, предлагаемое потребителям в данное время. На него влияют различные факторы: цены на аналоги, применяемая технология, климатические условия, налоги и др. Более точную количественную оценку предложения ресурсов на рынке можно определить на основе емкости рынка.

3. Емкость рынка - рассчитывается обычно как в денежном, так и в натуральном выражениях. Зная емкость рынка, предприятие может оценить перспективность того или иного рынка для своей деятельности. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия. Расходы по внедрению на рынок могут не окупиться.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынкакаждого поставщика.

4. Доля рынка - определяется соотношением фактического объема реализации данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение доли рынка позволяет оценить возможности каждого поставщика на рынке, его конкурентоспособность.

5. Уровень сбалансированности спроса и предложения на рынке по количеству и структуре (дефицит, перепроизводство или рыночное равновесие).

6. Условия реализации на рынке, складывающиеся под воздействием спроса, предложения и цены (рыночная конъюнктура), определяющиеся уровнем денежных доходов потребителей, остротой конкуренции, развитием сбытовой сети и др.

 

Предприятие действует на рынке в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры. Слово «конъюнктура» означает условия, влияющие на какие-либо процессы.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых осуществляет свою деятельность предприятие на определенном отрезке времени под влиянием спроса, предложения, цены и конкуренции (ценовой и неценовой).

Понятие сегментации рынка.

Сегментирование – это разделение рынка на группы покупателей, предъявляющих одинаковые требования к товарам и обслуживанию. Целевой сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, которые имеют некоторые общие признаки.

Цели сегментации:

· наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей;

· повышение конкурентоспособности, как товара, так и фирмы;

· уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;

· увязка целей фирмы с запросами четко выявленных совокупностей потребителей;

· ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

Основные признаки (критерии) сегментирования рынка:

1. Географический признак  – группы покупателей с похожими предпочтениями, определяющимися общностью проживания на данной территории, общими традициями, природно-климатическими условиями (городское и сельское население, население разных стран, областей республики, городов, поселков, численность проживающего населения).

2. Демографический признак – отдельные группы покупателей, реальные потребности и запросы которых зависят от возраста, пола, состава семьи, образа жизни семьи.

3. Социально–экономическийпризнак – группы покупателей с учетом уровня дохода, социального класса, профессии. Например, социальный класс – рабочий, колхозник, фермер, предприниматель, служащий, интеллигенция, студент.

4. Личностный признак – образ жизни (музыкант, спортсмен, художник, жизнелюб, эстет); тип личности (уверенный, неуверенный в себе, импульсивный, авторитетный, честолюбивый, обязательный).

5. Национально–культурный признак – выделение групп покупателей с учетом их образования, национальности, уровня культуры, вероисповедания.

6. Поведенческий признак – группы покупателей в зависимости от частоты покупок, искомых выгод, степени готовности к покупке, отношения к товару, рекламе, моде.

Например, рынок мебели можно сегментировать по экономическому признаку (для потребителей с очень высоким, с высоким, со средним, с низким уровнем дохода), а также по жизненному циклу семьи – мебель для молодой семьи, для пожилых людей и т.д.

Целевой рынок – совокупность покупателей, обладающих схожестью потребностей, которых фирма намерена обслуживать.

Рыночная ниша – это сегмент рынка, потребностям которого наиболее оптимально соответствует товар данного предприятия и его возможности поставки. Часто под рыночной нишей понимают сегмент, уже занятый данным предприятием.

По степени охвата рынка различают следующие стратегии маркетинга:

·недифференцированный маркетинг - предприятие предлагает целевому рынку определенный товар и соответствующий ему комплекс маркетинга без учета существующих различий в запросах различных сегментов рынка;

·дифференцированный маркетинг - предприятие выбирает несколько сегментов рынка и определяет комплекс маркетинга для каждого из них;

·концентрированный маркетинг - предприятие выбирает лишь один сегмент рынка, для которого предлагает данный товар и соответствующий комплекс маркетинга.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.