Тема 6.2. Приемы формально-композиционной синтезации (интеграции) формообразующих элементов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Структурно-логический анализ научно-методической организации процессов интеллектуальной деятельности позволяет определить определенную иерархию (см. таб. 12).

Таблица 12.

методика совокупность методов осуществления чего-либо
метод представляется способом или их объединением и является составной частью методики
способ совокупность приемов определяет тот или иной метод деятельности
прием действие или совокупность действий
действие проявление какой-либо силы, приводящей энергии

 

Рассмотренные ранее методы формально-композиционного формообразования, характеризующиеся как метод синтезации, трансформации и комбинированный метод в виде совокупности предыдущих, базируются на использовании свойственных им способах построения формы объектов.

Для метода синтезации определяющим и единственным способом является способ «сложение». Он представляет собой объединение в единую органичную систему энергетических потоков «поля» (или пространства)  композиции, образованных формами элементов, кластеров и контуров самой композиции. В результате возрастает визуально воспринимаемая целостность организуемой формы, усиливается ее общий энергетический потенциал. Как в физике, так и в теории композиции понятие «поле» является философским допущением, а именно названием вида материи, с которой связана действующая группа сил.

Рис.59.  Башня IFC , Хефей, Китай   Рис. 60. Боско Вертикаль, Милан, арх. Стефано Боери.
соприкосновение группировка

 

Для способа «сложение» характерны приемы:

Соприкосновения (соединения),

Наложения,

Вложения,

Охватывания,

5. сближения (группировки).

Реальное использование каждого приема предопределяется в зависимости от условий и задач по организации формы воображением автора, мысленной визуализацией будущей формы, наброском на бумаге. Условия организации формы, при этом, выступают как определенные, устанавливаемые автором или заказчиком правила по достижению задуманного эстетического и практического результата. В данном случае полезно не только представлять результат или эскизировать, но и вербализировать замысел и результат, составить его словесное описание в виде соотношений конкретных признаков и свойств будущей формы. Чаще всего, концепция формальной структурно-композиционной организации будущей формы является предметом предустановки, хотя результат творческого поиска может иметь отчасти эвристической происхождение.

Прием «соприкосновение» предполагает наличие контакта (касания) одних элементов формы другими. Границы (зоны) касания являются при этом общими частями элементов формы. Соприкосновение n – го количества элементов осуществляется через посредство точечного, линейного и поверхностного контакта. Сами элементы могут быть как одномерными, так и разномерными. Частный случай контактного объединения элементов - их блокировка как совокупность однотипных элементов.

Прием «наложение» определяет положение сверху одного элемента формы на другой. Уложение одного элемента формы на другой может быть полным (тождество), почти полным (нюанс) и частичным (контраст). В случае полного наложения тождественных элементов, новая форма отличается от исходных форм только геометрическими параметрами. Ее динамичность однонаправлена по вертикали. В других случаях динамичность форм может быть направлена раздельно как по вертикали, так и по горизонтали или совместно в обоих направлениях. При наложении элементов возникают зоны наложения, которые могут иметь точечный, линейный, поверхностный или комбинированный характер.

Прием «вложение» характеризуется размещением одного элемента формы в другом элементе. Следует подразделять вложение на скрытое и открытое. Скрытое вложение осуществляется по принципу «матрешка» и его результат визуализируется только при определенной «прозрачности» наружного элемента. Для открытого вложения, выполняемого по принципу «клетка», характерна прямая визуализация результата выполняемого действия. Прием вложения в реальной действительности, возможно, осуществить только совместно с приемом соприкосновения в силу воздействия гравитационных сил. Наиболее просто и наглядно данный прием можно визуализировать при использовании контуров разной степени сложности при выполнении матрицы вложений. Вкладываемые контуры, при этом, выступают как прямолинейные (Пк), криволинейные (Кк), ломаные (Лк) и комбинированные: ПКк, ПЛк, КЛк, и ПКЛк. Базовые контуры, определяющие строки матрицы, определяются, при этом, точно также, в последовательности сверху вниз. Межконтурная зона здесь может восприниматься как новая форма-масса. Возможно построение по данной матрице совокупностей вкладывающихся поверхностей, объемов и их комбинаций.

 

Рис. 61. Использование приемов «вложение», «охватывание» в специфическом решении оконных проемов.

 

Прием «охватывание» предопределяет заключение одного элемента в пределы другого элемента. Данный прием имеет много общего с приемом вложения и является как бы его частным случаем.


Рис. 62а. Арх. Бюро Аткинс, Бахрейн, деловой центр Шарк, 2007. Приемы контактной группировки (блокировки) геометрически сходных, но не одинаковых элементов, и «вложения» полученной группы геометрических элементов в контур.

Рис. 62б. Башни Этихад, Абу Даби, 305.3 м, 79 этажей, DBI Design's. Прием «охватывания», «вложения» бесконтактная группировка создают образ группы парусов, раковин, дополненный использованием первичных формально-композиционных признаков – текстуры, света и цвета серебристого и голубого архитектурного стекла и геометрического вида - криволинейных поверхностей и контуров.

 


В силу этого многие положения приема вложения могут быть транслированы на прием охватывания. Здесь выделяются охватывающий и охватываемый элемент (совокупность элементов). Также возможно построение матриц охватывания элементов.

Прием «сближение» являет собой группировку (объединение) элементов с расположением их близко, на малых расстояниях друг от друга. Это есть проявление, так называемого, бесконтактного синтеза с соотнесением элементов относительно друг друга или какого- то другого «мнимого» элемента, при этом действия не должны сводиться к простым механическим манипуляциям. Необходимо помнить, что любое сближение, путем изменения расстояний между объектами, усиливает в голове наблюдателя желание сравнить, сопоставить соседствующие объекты. При сближении человеку свойственно улавливать все большее количество признаков, и если среди них нет равенства, то все отчетливее ощущается отторжение, а не ожидаемое нами соединение объектов. Следовательно, сближаемые объекты должны иметь определенный набор качественно одинаковых признаков. Малый объект, попадая в область «поля» большего объекта, начинает как бы «пропитываться» его признаками. Чем дальше от центральной области композиции находится элемент, тем больше свободы в его решении получает проектировщик, тем более самостоятельным может быть пластическое решение удаленного элемента.

Кластер как явление, возникающее в результате синтезации, т.е. сближения признаков и расположения некоторого множества объектов, стал в настоящее время и термином теории систем и наименованием некоторой типологически однородной совокупности планировочных единиц, которые в теории формальной композиции могут рассматриваться как плоскостные, поверхностные структурно-композиционные образования.  Понятие «кластер» происходит от англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластер в градостроительстве — территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную единицу и обеспечивающее своим жителям полный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, рекреационную).

Вышеперечисленные приемы способа сложения обеспечиваются совокупностью правил такого построения новых форм. Эти правила учитываются в момент создания концепции, предустановки при определении использования того или иного приема и предполагают получение в результате более органичной формы объекта (таб.13.).



Таблица 13.

п/п             ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА
1. · сокращение разнообразия признаков элементов и кластеров
2. · соединение динамических осей элементов в общем композиционном центре
3. · размещение второстепенных элементов на динамических осях главных по отношению к ним элементов;
4. · расположение элементов на объединяющем их общем элементе
5. · выбор симметричного или ассиметричного расположения элементов
6. · назначение абсолютно одинаковых элементов в качестве главных элементов складываемых кластеров или композиций
7. · выбор абсолютно одинаковых элементов в качестве ключей образуемых кластеров или композиций
8. · неприменение встречных векторов динамичности
9. · усиление целостности композиций уровня Ј (обозначение произвольного уровня), состоящей из двух и более обособленных кластеров, путем создания целостных кластеров из элементов уровня Ј – 1
10. · усиление целостности композиции путем обеспечения равенства или пересечения множеств значений признаков элементов или кластеров

Использование в процессе предустановки всех этих правил не под силу человеку, возможно лишь при использовании дигитальных средств моделирования высокой мощности. Множество данных правил может выступать в качестве приемов трансформации при организации форм согласно комбинированному методу формально-композиционного формообразования.

 

Лекция 7.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 331.