Тема 4.2. Простые формально-композиционные свойства формы (средства гармонической оптимизации)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формально-композиционное свойство формы представляет собой визуально воспринимаемое отношение ее признаков. Асимметрия, контраст, нюанс, пропорциональность, модульность, композиционное равновесие, единство, подобие, ритм, метр, симметрия являются простыми и наиболее изученными формально-композиционными свойствами. В основе их восприятия лежит степень равенства признаков формообразующих элементов. Степень значимости этих свойств при организации композиционной структуры формы может быть изображена следующим образом (рис. 56). При этом максимальным визуальным порядком, т.е. минимальной формально-структурной информацией, обладают симметричные формы: симметрия переноса, поворота, зеркальная, осевая, угловая, аффинного типа, дисимметрия, динамическая симметрия (фрактального типа – равенство отношений, идентичность пропорций). Максимальное разнообразие признаков присуще асимметричным образованиям. В них не встречается равенство признаков, равенство отношений признаков, отсутствуют гармонически совершенные отношения неравных признаков. На участке оси «асимметрия - симметрия» ближе всего к симметрии находится «ритм», выражающийся в постепенных количественных изменениях одного или нескольких признаков, при наличии равенства остальных признаков элементов формы.

Рис.55. Бесконечный ряд идеальных для серфингиста метрических волн является привычным зрелищем в Пуэрто Чикама, в северо-западной части побережья Перу. В 1965 году гавайский серфер Чак Шипман открыл самые длинные океанские волны в мире, идеальные для серфинга: 2.2 километра от скального выступа до пирса на побережье. Местные жители подтверждают, что все это расстояние можно преодолеть на одной единственной волне.

Метрический повтор или «метр» характеризуется равенством признаков нескольких форм-масс и форм-пространств между ними. Для подобия элементов формы характерно неравенство примерно половины визуально выделяемых признаков, а условию визуально воспринимаемого единства формально - композиционных образований удовлетворяет равенство всего лишь нескольких первичных признаков. Множества признаков уравновешенных частей формы таковы, что их пересечение может состоять лишь из равных вторичных признаков. Равенство первичных признаков для композиционного равновесия не является необходимым. В формах, элементы которых могут иметь или не иметь равных признаков, можно встретить модульность. Она представляется как кратность значений признаков одному или нескольким модулям и является основой и проявлением динамической симметрии.

Здесь же находит свое место пропорция как равенство отношений количественной меры одних и тех же признаков в сопоставляемых формах. В математическом выражении это равенство выглядит так: a:b = c:d. Равенство отношений, т. е. пропорциональность элементов формы, может быть присуща и одной форме. Например, отношение первого параметра, какой – либо формы ко второму может быть равным отношению второго параметра к третьему. Пропорциональность, как случай подобия элемента общему, является мощным средством организации сложной формы в единое целое за счет динамической симметрии. Многократное повторение равенства отношений есть проявление действия ритмических или метрических рядов. Равенство отношений как основа ряда может быть присуще всем параметрам формально-композиционных признаков: размерам, геометрическому виду, фактуре, цвету и т. д.

                                                                                                                     

Рис. 56. Простые формально-композиционные свойства на оси

структурной информации

 

В архитектуре равенство отношений габаритов геометрических форм используется для гармонизации объектов, соразмерности его частей и целого. Пропорционирование, таким образом, представляет собой приведение всех отношений, в единую пропорциональную систему Нюанс характеризуется незначительным различием признаков, а для контраста свойственно резко выраженное отношение неравенства признаков. Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких признаков у различных форм.

Нелинейная парадигма в архитектуре – понятие, относящееся к дивергентным стратегиям творческого поиска новых механизмов генерации и образов-означаемого архитектурной формой.

При заполнении пространства телами (массами) возникает необходимость ввести понятие насыщенности, под которой понимают степень заполнения пространства телами. Насыщенность понятие удельное, измеряемое количеством и массой тел, находящихся в единице измерения пространства.

Рассмотренные простые формально-композиционные свойства формы в процессе формообразования выступают в роли средств гармонической оптимизации.

Таблица 7. Понятие парадигмы и примеры научных парадигм.

Нелинейность Примеры
ПАРАДИГМА - основное понятие современной философии науки, введенное в научный оборот Т. Куном в его работе «Структура научных революций». Парадигма означает совокупность научных достижений, «которые в течение некого времени признаются определенным научным сообществом основой развития дальнейшей практической деятельности». (Словарь философских терминов. Под. Ред. проф. В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 402.). · физика Аристотеля; · геоцентрическая система Птолемея; · классическая механика Ньютона; · электродинамика Максвелла; · теория относительности Эйнштейна и т.п. · теория хаоса, теория сложности.  

 

Лекция 5.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 329.