Тема 5.2. Формально-композиционный анализ признаков и свойств формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Композиция - некоторое множество элементов, обладающих определенными признаками и находящихся во взаимодействии, характеризующемся субъективно воспринимаемой, но статистически подтвержденной структурной целостностью и эмоциональной выразительностью.

На изучении принципов организации структурно-целостных при субъективном восприятии большинства людей композиций занимается теория формальной композиции. Активная дигитализация архитектурно-проектной и дизайнерской деятельности дала дополнительный толчок развитию теории формально - композиционного формообразования и совершенствованию ее научных методов. Задачей этой научной дисциплины является анализ и разработка общих принципиальных основ гармонически оптимального построения формы архитектурных объектов. Научную основу теории формально – композиционных построений составляет экспериментальная психофизиология зрительного восприятия человека и психология.  Психология определяет совокупность психических процессов человека, обуславливающих его архитектурно – композиционную деятельность.   Психофизиология как раздел физиологии и психологии определяет физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений в процессе структурно-композиционного формообразования и восприятия.

Данные этих наук свидетельствуют о том, что восприятие человеком предметно – пространственной среды определяется двумя основными факторами. Первый из них – сенсорный, зависящий от физических параметров стимула, названный еще  В. Фехнером (1876 г.) «объективным фактором эстетического впечатления». Второй фактор определяется как  ассоциативный. Он зависит от мотивов, предыдущего опыта познания и восприятия, установок воспринимающего субъекта. Положение о двухмерности зрительной информации определяет эстетическую оценку в качестве производной меры соответствия состава и структуры воспринимаемого информационного потока анатомическим и психофизиологическим особенностям анализаторам человека и производной соотношения смыслового содержания воспринимаемой информации с эталонами  памяти субъекта восприятия. Первое слагаемое эстетической оценки, приближенно одинаково у различных наблюдателей с нормально функционирующими анализаторами. Второе слагаемое, напротив, всецело обуславливается накопленным опытом человека, его интересами, желаниями, и поэтому оно индивидуально, но область эталонных значений композиции здесь находится в сфере общей культуры общества.

 Рис. 58. Слагаемые эстетической оценки (по А.В. Шаповалу).

 

Первое – формальное, а второе – ассоциативное, опирающееся на особенности функционирования глубинных отделов коры головного мозга человека, определяемое  задачей разработки способов достижения выразительности формы, поиск путей совершенствования смысловой, содержательной стороны композиционных структур, нахождение концептуального начала для создания эксклюзивных форм. В современной теории композиции, согласно исследованиям А.В. Шаповала, определяются два направления: теория формальной композиции и теория ассоциативной композиции. Такой подход к пониманию эстетической оценки позволил выделить и главные направления развития теории формально-композиционного формообразования.

 Многие проблемы теории формально-композиционного формообразования решаются в тесном контакте с психофизиологией зрительного восприятия. Здесь частично используются методы граничащих с ней областей применения средств вычислительной техники – машинной графики, распознавания образов, в перспективе - теории систем.   

Таким образом, эстетическая оценка архитектурной формы наблюдателем – непосредственное следствие степени структурно-композиционного осмысления формы архитектором, дизайнером архитектурной среды. В теории архитектурного формообразования форма понимается как структурно и композиционно осмысленное конечное множество элементов, обладающих определенными признаками и свойствами, «Относительно признака свойство представляет собой более сложную характеристику (по А. В. Шаповалу, свойство есть отношение признаков)». Элемент, при этом, представляет собой составную часть формы, ограниченную одним или несколькими замкнутыми контурами, поскольку все элементы архитектурной формы объемны, либо имеют толщину.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 289.