По степени активности взаимодействия элементов:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Наиболее активное взаиморасположение – врезка одного элемента в другой.

2. Наиболее пассивное – примыкание элементов.

Рис.36. «Четыре виллы» в Мехико, Мексика, Gaeta Springall Architects: «упаковки» из параллелепипедов.

В зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам форма с точки зрения формальной композиции на более высоком метрическом уровне может быть (рис. 36,37,38):

- объемной;

- поверхностной;

- линейной.

Примеры линейных объектов

Рис. 37. Экспериментальная схема линейного Лондона, сделанная Гильберсаймером. в конце 30-х годов Новое жилищное строительство размещается по сторонам девяти меридиональных автомобильных дорог; промышленные предприятия - к югу от Темзы; в центре - главный железнодорожный вокзал. Рис. 38.Мировой город' Роже Турта (начало 1930-х годов). По замыслу автора, этот фантастический линейный город должен был пронизывать все страны. По сторонам зигзагообразного жилого 'дома-города' предполагалось размещать промышленные предприятия, места отдыха и сельскохозяйственные угодья.

Объемная форма в зависимости от ее соотношения с полем восприятия может быть названа точечной.

Рис. 39. Разработка концепции линейного города - продолжение работы, начатой ещё в 1998 году по проекту Центра ООН по населенным пунктам (ХАБИТАТ) № FS-RUS-98-S01 "Устойчивое развитие населённых пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы". Работа выполнялась в соответствии с проектным документом Центра ООН-ХАБИТАТ и Правительства Российской Федерации.

Ориентация в пространстве – признак, определяющий положение формы в среде по отношению: к осям координат, к географическим сторонам света, к зрителю, к другим формам.

Рис.40.  Ориентация в пространстве как простой ФК признак.

Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По расположению доминирующей оси форма может быть вертикальной, горизонтальной. Все остальные положения будут промежуточными. По ориентации наибольшей поверхности – типовыми положениями будут фронтальное, профильное и горизонтальное. Положение формы относительно географических сторон света предполагает выделение в ней северной, восточной, южной и западной зоны. Ориентация по отношению к зрителю или к другим формам определяется в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. По горизонтальной плоскости форма может характеризоваться как находящаяся ближе или дальше, слева или справа. По вертикальной плоскости – внизу, в середине или вверху.

Свет – объективный первичный признак структуры поверхности формы, характеризующий ее способность отражать часть падающего на нее светового потока. Количественно светлота выражается отношением отраженного потока световых лучей к падающему потоку. Величина этого отношения определяет шкалу ощущений, именуемых в повседневности светлыми и темными оттенками.

Цвет – объективный первичный признак структуры поверхности формы, выражающий избирательность в отражении световых лучей определенной длины. Он определяет качественные различия отраженных от поверхности световых лучей. Характеристика каждого оттенка выражается тремя основными параметрами.

Длина волны – параметр, определяющий ощущение цветового тона оттенка, например: длина 720 нм – красный, 400нм – сине-фиолетовый и т. д. По А.В. Шаповалу человек оценивает т.н. визуальную массу цвета- сложный признак.

Рис. 41. Мечеть Хайрабат-Эшон, Узбекистан, Ташкент.

Рис.42. Ассоциации композиции архитектурного объекта и цветности объекта природы. Колористическое решение в проекте ЖК «Подсолнухи» на ул. Родионова. Нижний Новгород, проектное бюро «5 и 5».

Рис. 43. Прием «Покажем «зеркало» природе»: цвет панелей облицовки фасадов здания лендморфной архитектуры обыгрывает зелень деревьев. Энзо Отель в Париже, Мануэль Гартран аркитектс.

 

Рис.44. Отель, Франция. Рис.45. Горнолыжный отель в Турции «Ключи от рая»,  Леа Инвент.

Чистота цвета  – доза чистого спектрального цвета в сложном составном оттенке, определяющая ощущение насыщенности (близость длины волны, отражаемой от поверхности к значению в спектре).

Яркость – параметр, характеризующий ощущение светлоты оттенка.

Рис. 46. Природная цветность скал Чжанъе Данксиа, Китай.

Таблица 5. Цветность архитектуры второй пол. XX – нач. XXI в.

монохроматическая

«Нью Йорк от Гери», небоскреб, арх. Ф. Гери Центр Гетти, Р. Мейер. Художественный музей, Сиэтл, штат Вашингтон, США, арх. Р. Вентури «Танцующий дом», арх. В. Милунович и Ф. Гери, Прага
  нелинейная парадигма неомодернизм постмодернизм деконструктивизм  

цветная

Институт Оутейк, Сан Паоло, Бразилия  Высшая школа Феникса, Лондон, арх. Ева Валдрон  Лаборатория университета, Принстон, штат Нью-Джерси, США. Колумбийский общественный центр, арх. П. Эйзенман
нелинейная парадигма неомодернизм постмодернизм деконструктивизм  

Фактура – объективный первичный признак структуры поверхности формы, выражающий ее физико-механические свойства и характер обработки.

 

Текстура – объективный первичный признак структуры поверхности, отражающий преимущественную ориентацию элементов, ее составляющих или характеризующий только ее физико-механические свойства.

Рассмотренные первичные признаки формы являются обширнейшим материалом для более детального рассмотрения всевозможных количественно-качественных состояний формы на уровне формального композиционно-геометрического формообразования.

Членения - объективный первичный признак формы, свидетельствующий о том, что она как целое состоит из частей.


 

Рис.47. Исторический архитектурный объект и его членение деталями ( схема по Пронину).

Рис .48. HA Tower / Frontoffice + François Blanciak Architect Рис .49 . MahaNakhon - The Skyscraper Center  

Тема 3.2. Оптимизированное формообразование и его композиционные характеристики.

Идеально-абстрагированные формы геометрических моделей, образуемые при неоптимизированном формообразовании по методу синтезации и трансформации, практически, не удовлетворяют требованиям по организации гармоничных структур, так как являются негармонизированными формами. Проблема создания гармоничных архитектурных объектов всегда была в поле зрения многих исследователей на протяжении всей истории развития нашей цивилизации. Анализ композиционных построений природных и рукотворных форм позволил выявить ряд их признаков и свойств, позволяющих достичь гармонического совершенства создаваемых форм. Определенные совокупности этих композиционных средств в каждом конкретном случае, в зависимости от поставленных целей, выступают как своеобразный композиционный оптимум при оценке ГМФ различных архитектурных объектов. С позиций деятельностного подхода, композиционная разработка моделей формы, практически не рассматривалась. Известные положения по построению трех видов композиции (фронтальной, объемной и глубинно-пространственной), подкрепленные практикумом по выявлению их отдельных свойств не раскрывают всей сложности мероприятий по созданию гармонически оптимизированных структур. При этом трудно квалиметрически оценить роль и значение всех признаков и свойств формы, используемых в каждом конкретном случае. В силу этого Композиционная деятельность сохраняет во многом интуитивный характер. Более осознанной и управляемой композиционная деятельность становится, если организовать ее при помощи управляемого процесса оптимизированного формообразования, где критериями оптимальности формы являются ее целостность, упорядоченность и соподчиненность. Этот процесс представляет собой соединение методов синтезации и трансформации и дополнение их друг другом, т. е. комбинированным. Графически данный метод изображен в виде блок-схемы, т.е.  оптимизированного формообразования.

 Процесс оптимизированного композиционного формообразования может осуществляться только на базе синтезации или трансформации одного или совокупности исходных элементов. В качестве исходной формы может быть использован, конечный продукт неоптимизированного формообразования. Достижение положительного результата, при этом, возможно только в редких случаях и только при построении форм с минимальными композиционными качествами. Обычно, методы синтезации и трансформации дополняют друг друга, причем оптимизация достигается в большей степени за счет трансформации, как наиболее активного процесса построения новых форм.

Рис. 50. Модель - алгоритм формального оптимизированного формообразования.

 

Изначально задаваемые требования по образованию новой формы с определенными композиционными качествами оказывают влияние на выбор исходной формы через набор первичных и вторичных признаков составляющих ее элементов. Кроме того, они фиксируют исходную закономерность построения формы – метрическую, ритмическую, метроритмическую, ритмометрическую. А также закономерности симметрии – асимметрии, пропорционирования, контраста, нюанса, тождества и многие другие.

Анализ полученной ГМФ на композиционное совершенство выявляет параметры неудовлетворяющие оптимальному варианту и определяет путь приведения их к соответствию – синтезацию, трансформацию или их совместное применение в ходе комбинационного преобразования. В результате этого меняется прием или способ организации формы, осуществляется совместная синтезация - трансформация форм и наоборот. Откорректированная форма вновь анализируется на соответствие композиционному оптимуму и при необходимости цикл повторяется до достижения положительного результата.



Лекция 4.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 428.