Тема 4.1. Формально-композиционные вторичные признаки формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Вторичные признаки формы являются функциями от объективных первичных признаков и результатом их эмоциональной оценки в соответствии с закономерностями психологии и психофизиологии восприятия. Оценка соответствия формы композиционному оптимуму производится с использованием признаков композиционного формообразования. По определению Н. Волкова «композиция - конструкция для смысла». Эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения (см. таб.6).

 

Таблица.6.

1. Принцип целесообразности эстетическая, функциональная, конструктивная)
2. Принцип единства сложного целостность произведения, архитектоника
3. Принцип доминанты наличие главного, ведущего начала
4. Принцип иерархии соподчинения частей в целом
5. Принцип динамизма движение — основа жизни и искусства
6. Принцип равновесия уравновешенности частей целого
7. Принцип гармонии гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей

Цельность – эмоциональная оценка формы, зависящая от соподчиненности признаков всех ее элементов, из которых состоит целое. При членении квадрата на две равные части его форма теряет цельность из-за крупности элементов и их значительной  самостоятельности. При этом, элемент членения динамичен, тогда как исходный квадрат статичен.

Эмоциональная оценка первичного признака формы ее геометрического вида дает такие вторичные признаки как динамичность, статичность и мерность.

Динамичность – эмоциональная оценка изменения, точнее нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающего в каком либо направлении ее развития. Динамичность может иметь разный характер: композиционно-визуальный и композиционно-технологический.

Степень динамичности – вторичный признак формы, выражающий степень изменения визуальной массы, а также степень ее концентрации в каком либо направлении. Степень динамичности и степень статичности – обратно пропорциональные величины. Их значения рассчитываются с помощью технических и программных средств машинной графики. Границы любой формы можно представить как результат действия сил сжатия и растяжения. Направления действия этих сил, в которых степень динамичности достигает экстремальных значений, называются динамическими осями. Динамическая ось, по линии которой степень динамичности максимальна, называется главной динамической осью. В случае, если форма имеет несколько динамических осей с максимальной степенью динамичности, то за главную ось зрительная система человека принимает горизонтальную, а при ее отсутствии вертикальную ось. Следует отметить, что окружность и шар обладают бесконечным множеством динамических осей, а степень динамичности их в любом направлении является постоянной. Точки пересечения динамических осей называются композиционными центрами. Точки изменения направления движения глаз наблюдателя по контуру плоских фигур называются информативными точками.

Рис. 51. Суммарные векторы динамичности элементов архитектурной формы, архитектурных форм, городского пространства. 

Статичность – эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Величина – рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотнесение двух или более форм между собой (большая - меньшая) и по отношению к человеку. Пределами ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринимаются. Величина формы является продуктом ее относительной оценки и возникает в процессе восприятия благодаря его целостности и соотносительности. Целостность означает единство процесса восприятия, как целого, так и его частей одновременно. Соотносительность – особенность восприятия, выражающаяся в том, что все признаки одних объектов воспринимаются в сравнении с такими же признаками других объектов.

Масштаб – эмоциональная оценка членения формы, выражающая степень крупности элементов формы по отношению к форме в целом, а также между совокупностью форм. В соответствии с этим формы бывают крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Визуальная масса – эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Она характеризует силу воздействия формы на зрительный анализатор и зависит от соотношения ее периметра и площади, от ориентации, размеров и ряда других первичных признаков. Элемент формы, имеющий наибольшую визуальную массу, является, как правило, ее главным элементом.

Мерность – эмоциональная оценка соотношения параметров формы, ее объемности, поверхностности, линейности и точечности.

Формы согласно мерности. Формы согласно мерности называются трехмерными, двухмерными, одномерными и нольмерными.

 Отношения – количественное выражение первичного признака формы – геометрического вида в числовых соотношениях. Они определяют параметрическую заданность формы, как своеобразный числовой код. Так, например, отношение 2:3 определяет получение прямоугольной формы и предполагает ее мысленное расчленение на шесть квадратов. Отношения представляются как целыми рациональными, так и иррациональными числами. Иррациональное отношение 1:√2 характеризует построение прямоугольника с одной из сторон в виде диагонали квадрата.

В математической равенство двух отношений выражается формулой a:b=с:d, и каждый член ее может быть определен через остальные три. В гармонической пропорции - 3 элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например:

а:с=(а - в): (в - с)

В геометрической пропорции тоже всего 3 элемента, но один из них общий, а:в=в:с. Разновидностью геометрической пропорции является пропорция так называемого "золотого сечения", имеющая всего два члена - "а" и "в" - излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли "божественной пропорцией".

Золотое сечение (з. с.)

Особенностью пропорции золотого сечения является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, т. е.

а:в=в: (а -в)

§ Отношение «золотого сечения» выражается числом 0,618.

§ Пропорция «золотого сечения» 1:0,618=0,618:0,382.

Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по соотношению «золотого сечения», то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382.

Рис.53. Схемы построения отношений золотого сечения.

Пропорционирование - приведение частей целого к единому пропорциональному строю. исследование использования золотого сечения нес свой вклад Джей Хэмбидж. В 1920-м г. в Нью-Йорке вышла его книга "Элементы динамической симметрии". Хэмбидж исследовал динамическую симметрию, которую он обнаружил в ряде прямоугольников, с целью ее практического применения художниками в композиционном построении. Он делает попытку раскрыть секреты, которыми пользовались древние греки, добиваясь гармонического решения формы. Его внимание привлекли свойства прямоугольников, составляющих ряд, где каждый последующий прямоугольник строится на диагонали предыдущего, начиная с диагонали квадрата Ц2. Это прямоугольники Ц4, Ц5 (с меньшей стороной равной стороне квадрата, принятой за единицу). (Рис. 17). Кульминацией ряда является прямоугольник Ц5, обладающий особыми гармоническими свойствами и "родственный" прямоугольнику золотого сечения, (о нем будет сказано ниже).

Рис. 54. Ряд динамических прямоугольников Хэмбиджа – аналог последовательности русских саженных мер длины в архитетектуре домонгольского периода.

Хэмбидж рассматривает также площади квадратов, построенных на сторонах этих прямоугольников и обнаруживает следующую динамику: в прямоугольнике  со стороной корень квадратный из 2 квадрат, построенный на большей стороне, имеет площадь в 2 раза большую, чем квадрат, построенный на меньшей стороне. В прямоугольнике Ц3 квадрат на большей стороне в 3 раза больше квадрата на меньшей стороне и так далее. Таким образом образуются динамические ряды площадей, состоящие из целых чисел. Хэмбидж утверждает, что древние греки использовали этот принцип в своих композиционных решениях. Прямоугольники динамического ряда, о котором мы говорили, являются первичными площадями в композиционной системе Хэмбиджа. Каждый из этих прямоугольников может быть разбит на отдельные части и порождать новые композиционные решения, новые темы. Например, прямоугольник Ц5 можно разбить на квадрат и два прямоугольника золотого сечения. Прямоугольник золотого сечения может быть разбит на квадрат и прямоугольник золотого сечения, а также может быть разбит на равные части, при этом обнаруживается следующая закономерность: при делении пополам он даст два прямоугольника, в каждом из которых будет по два прямоугольника золотого сечения. При делении на три части - по три прямоугольника золотого сечения в каждой трети. При делении на 4 части - по четыре прямоугольника «золотого сечения» в каждой четверти основного прямоугольника.

Среди систем пропорционирования, используемых в архитектуре, дизайне, в прикладной графике следует упомянуть системы "предпочтительных чисел" и различные модульные системы.

"Предпочтительные числа" - ряд чисел геометрической прогрессии, где каждое последующее число образуется умножением предыдущего числа на какую-нибудь постоянную величину. Числа из предпочтительных рядов используются при конструировании упаковок, в композиции рекламных плакатов. Они обеспечивают ритмическое развитие формы, их можно встретить и в построении формы античной вазы и в современном станке.

Известна система пропорционирования - так называемые "итальянские ряды", в основе которых лежат первые числа ряда Фибоначчи - 2, 3, 5. Каждое из этих чисел, удваиваясь, составляет ряд чисел, гармонически связанных между собой:

· 2 - 4, 8, 16, 32, 64, и т. д.

· 3 - 6, 12, 24 48, 96

· 5 - 10, 20, 40, 80, 160

Пропорционирование связано с понятиями соразмерности и меры. Одним из способов соизмерения целого и его частей является модуль. Модуль - размер или элемент, повторяющийся неоднократно в целом и его частях. Модуль (лат.) означает - мера. Любая мера длины может являться модулем. При строительстве греческих храмов, чтобы добиться соразмерности использовали также и модуль. Модулем мог служить радиус или диаметр колонны, расстояние между колоннами.

Витрувий, римский зодчий 1 в. до н. э., в своем трактате об архитектуре писал, что пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым - по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность, и соразмерность есть строгая гармония отдельных частей самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную.

В прикладной графике модуль широко используется при графическом дизайне, дизайне предметной и архитектурной среды, архитектуре. Применение модульных сеток помогает упорядочить расположение элементов формы, способствует созданию композиционного единства. В основе модульного конструирования лежит комбинация пересекающихся линий, образующих сетку, делящих целое на элементы, предназначенные для распределения текста, геометрических, функциональных и конструктивных элементов формы. Прямоугольный модуль наиболее употребим, один или несколько  определяют ритмически организованное распределение элементов формы.

Светотень – эмоциональная оценка светлоты, выражающаяся в понятиях светлых и темных оттенков в ахроматических отношениях. Светлые оттенки иллюзорно увеличивают и приближают формы к наблюдателю, а темные – наоборот.

Рис. 54. Светотень. 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 397.